Delist.ru

Брачно-семейные отношения как объект международного частного права Российской Федерации (01.06.2007)

Автор: Федосеева Галина Юрьевна

Федосеева Галина Юрьевна

БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ

МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Москва - 2007

Работа выполнена на кафедре международного частного права

Московской государственной юридической академии

Научный консультант Заслуженный работник высшей школы

Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор

Дмитриева Галина Кирилловна

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Ерпылева Наталья Юрьевна

доктор юридических наук, профессор

Кузнецов Михаил Николаевич

доктор юридических наук, профессор

Михеева Лидия Юрьевна

Ведущая организация Государственный университет

управления

Защита диссертации состоится 13 сентября 2007 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.123.03. при Московской государственной юридической академии, г. Москва, 123995, ул. Садовая Кудринская, д. 9, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии.

Автореферат разослан_____________ 2007 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор юридических наук,

профессор И. В. Ершова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования.

На современном уровне человеческой цивилизации и развития общественных отношений необходимость охраны семьи, забота о детях, обеспечение регулирования заключения и прекращения брака, независимо от того, гражданами какого государства являются дети или лица, имеющие намерение заключить брак, – не ставится под сомнение. Оптимально разработанная система правовых норм, обеспечивающих эффективное регулирование брачно-семейных отношений, имеет важное значение для здорового функционирования социального организма, именуемого обществом.

В сфере брака и семьи сегодня идет стремительное развитие отношений, имеющих международный характер. В XXI столетии многие семьи в юридическом аспекте уже давно имеют в своем составе так называемый «иностранный элемент». Об этом свидетельствуют данные, приводимые социологами и психологами, исследующими проблему распространения смешанных браков в России. По весьма приблизительным подсчетам (приблизительность объясняется, прежде всего, морально-этическими факторами, мешающими матерям называть настоящую национальность отца ребенка) в России и странах африканского континента насчитывается порядка 20-22 тыс. человек, которых можно назвать «детьми от афро-русских браков».

Аналогичная ситуация, иллюстрирующая усиление международного начала в брачно-семейных отношениях, происходит в области усыновления. По данным, приводимым Министерством образования и науки РФ, количество детей, усыновленных иностранными гражданами в Российской Федерации, увеличилось за десятилетие почти в семь раз: с 1408 чел. (1995 г.) до 9419 чел. (2004 г.).

Как известно, международное частное право, представляя собой систему норм, предназначенных для регулирования трансграничных частноправовых отношений, традиционно включает в свой объект регулирования и часть брачно-семейных отношений, имеющих международный характер. Принципиальные изменения в регулировании этого вида частноправовых отношений произошли в Российской Федерации в 1995 году: в разделе VII Семейного кодекса РФ впервые в истории отечественного международного частного права получили закрепление национальные двусторонние коллизионные нормы.

Однако современное международное частное право уже не исчерпывается наличием только системы определенных коллизионных принципов, в основе которых формулируются так называемые «жесткие» привязки. Одним из исходных начал, действующих при выборе применимого права, является принцип наиболее тесной связи, получивший закрепление в законодательстве большинства государств, включая гражданское законодательство РФ. Возможность применения принципа наиболее тесной связи в рассматриваемой сфере, который не получил закрепление в российском семейном законодательстве, а также другого гибкого коллизионного принципа – принципа наиболее благоприятного права, – не менее важного для регулирования трансграничных частноправовых отношений, требует научного исследования и теоретического обоснования.

Одновременно с анализом действующего коллизионного регулирования брачно-семейных отношений, изучением вопроса о внедрении в российское международное частное семейное право гибких коллизионных принципов необходимо исследовать возможность применения основных институтов международного частного права Российской Федерации, получивших закрепление в разделе VI ГК РФ для регулирования брачно-семейных отношений. Дело в том, что российская наука международного частного права, при всех её достижениях, не имеет сегодня доктринальных разработок по вопросу действия институтов международного частного права в исследуемой сфере правоотношений. Ни в законодательстве Российской Федерации, ни в научных работах, ни в учебной литературе по международному частному праву, в которой получают отражение научные взгляды их авторов, не раскрываются особенности действия в сфере брака и семьи таких фундаментальных институтов международного частного права, как институт автономии воли, институт сверхимперативных норм.

Другим аргументом, доказывающим актуальность данного исследования, является необходимость оценки обоснованности или, напротив, необоснованности закрепленных впервые в российском семейном законодательстве двусторонних коллизионных норм. Десятилетний период, прошедший с момента принятия СК РФ, должен был показать эффективность либо нецелесообразность изменения выбранного курса российского государства по вовлечению в орбиту международного частного права брачно-семейных отношений. В отечественной науке не проводились исследования, посвященные анализу применения норм международного частного права судьями общей юрисдикции, органами опеки и попечительства или органами ЗАГСа. Положение дел в правоприменительной сфере осталось неизученным.

загрузка...