Адаптивные среды создания образовательных ресурсов для системы повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий (31.05.2012)
Автор: Соколов Николай Константинович
Соколов Николай Константинович Адаптивные среды создания образовательных ресурсов для системы повышения квалификации и ПЕРЕПОДГОТОВКИ персонала промыШленных предприятий Специальность 05.13.06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Москва - 2012 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана» на кафедре «Системы автоматизированного проектирования» Научный руководитель Норенков Игорь Петрович, Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Системы автоматизированного проектирования» МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва Официальные оппоненты: Попов Дмитрий Иванович доктор технических наук, доцент заведующий кафедрой « Информатика и ВТ» Московского государственного Университета печати, г. Москва Рожин Павел Сергеевич кандидат технических наук, доцент ведущий аналитик группы компаний «М2М-Телематика», г. Москва Ведущая организация: Российский научно-исследовательский институт информационных технологий и систем автоматизированного проектирования (Рос НИИ ИТ и АП), г. Москва. Защита состоится 2 июля 2012 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.126.05 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» по адресу: 125319, г. Москва, Ленинградский проспект, д.64, ауд. 42. Телефон для справок: (499) 155-93-24. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ. Текст автореферата размещен на сайте Высшей аттестационной комиссии: www.vak.edu.gov.ru Автореферат разослан 1 июня 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета, Михайлова Н.В. Общая характеристика работы Актуальность проблемы Информатизация и компьютеризация оказывают революционизирующее влияние на различные области человеческой деятельности. Но наиболее существенно их воздействие на интеллектуальные сферы жизнедеятельности людей, на технологии накопления, использования и распространения знаний, включая образовательные технологии. Одной из основных проблем образования, решению которой должны помочь информационные технологии, является проблема обеспечения должного уровня качества обучения. В свою очередь, качество обучения в значительной мере определяется качеством образовательных ресурсов и, прежде всего, качеством электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Важнейшими показателями качества ЭОР являются доступность, научная строгость, полнота. Это – в значительной мере конфликтные показатели. Для поиска удачных компромиссных решений необходимо приспосабливать процесс обучения к уровню знаний и умений, к психологическим особенностям обучаемых. Другими словами, необходимо применять адаптивные среды формирования образовательных ресурсов. Данная работа, в своей теоретической части, посвящена решению актуальной задачи – разработке методов и алгоритмов построения адаптивной среды создания электронных образовательных ресурсов. В прикладной части работа посвящена реализации предложенных методов и алгоритмов в автоматизированных обучающих системах. Объектом исследования является система повышения квалификации и переподготовки персонала промышленных предприятий. Предметом исследования являются методы и алгоритмы синтеза образовательных траекторий. Цель и основные задачи исследования Цель работы – повышение эффективности системы переподготовки персонала промышленных предприятий, за счет разработки методов, моделей и программных механизмов построения образовательных траекторий. Для достижения указанной цели в диссертации решены следующие задачи: Анализ инструментальных средств создания ЭОР с учетом критериев семантического соответствия индивидуальным запросам пользователей и адаптивных технологий их создания. Разработка модели семантической сети знаний предметной области. Разработка метода построения оптимальной траектории обучения. Разработка базы данных и диаграмм поведенческой деятельности участников создания ЭОР. Разработка программно-моделирующего комплекса синтеза оптимального маршрута обучения в рамках инструментальной системы «БиГОР». |