Delist.ru

Субъектно-интеграционная парадигма региональной социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства (31.01.2008)

Автор: Киргуев Аркадий Тимофеевич

8. Затраты на технологические инновации 7 8

9. Удельный вес убыточных предприятий 7 4

10. Уровень безработицы 6 9

11. Число зарегистрированных преступлений на 100000 жителей

12. Количество компьютеров на 100 работающих 9-10 10

13. Объем продукции организаций с участием иностранного капитала

Общественно-хозяйственная система региона представляет собой форму организации интегрального мезоуровневого субъекта социально-экономических отношений. Главным критерием адекватности такого интегрального субъекта выступает его способность управлять своим развитием, которая обеспечивается наличием в хозяйственном пространстве региона двух институциональных факторов упорядочивания и внутренней организации социально-экономических отношений: власти и собственности.

Способ взаимодействия данных факторов задает стратегию общественно-хозяйственного развития региона. Представляется, что указанная стратегия в основном совпадает со стратегией региональной социально-экономической политики.

Для идентификации реальной стратегии социально-экономической политики РСО – Алания в работе реализован следующий алгоритм:

А. Выделены доминирующие характеристики данной политики, задающие векторы ее ориентации (отсутствие точек роста; обремененность конфликтами; низкая предпринимательская активность населения; слабое развитие институциональных факторов регионального рынка).

Б. В составе бюджетных расходов РСО – Алания выделены социальное бюджетное бремя и инвестиционное бюджетное бремя как две важнейшие компоненты расходов, связанных с осуществлением социально-экономической политики региона.

В. На основе соотнесения приростов ВРП с приростами социального бюджетного бремени выявлен коэффициент социальной эластичности социально-экономической политики региона. Устойчивому росту данного коэффициента соответствует повышение эффективности инвестиций в развитие социальной сферы региона.

Г. На основе соотнесения социального и инвестиционного бюджетного бремени с собственными доходами республиканского бюджета установлен коэффициент автономии (субъектности) региональной социально-экономической политики. Отметим, что социальное и инвестиционное бремя региональной политики может перекладываться по вертикали через реализацию функций института власти (в основном «вверх», посредством искусственного увеличения «дотационности» региона, то есть убеждения федерального центра в необходимости расширения финансовой помощи региону на реализацию социальных программ). Однако такое переложение лишает региональную социально-экономическую политику самостоятельности.

Политика республики, получающей большую часть средств на обеспечение своего социального бремени из федерального бюджета, вторична по отношению к федеральной политике; потенциал ее собственной активности не соответствует стоящим перед ней задачам.

Д. На основе соотнесения приростов ВРП с приростами инвестиционного бюджетного бремени (бюджета развития региона или совокупности региональных инвестиционных программ в той части, в какой они обеспечиваются из регионального бюджета) выявлен коэффициент инвестиционной эластичности региональной социально-экономической политики. Устойчивому росту данного коэффициента соответствует повышение эффективности инвестиций в развитие экономической системы региона.

Е. Определены характеристики социально-экономической политики РСО – Алания, необходимые для идентификации ее стратегии (табл. 5).

Таблица 5

Характеристики социально-экономической политики РСО – Алания

Характеристики региональной политики 2001. 2002 2003 2004 2005

Отношение социального бремени к инвестиционному бремени, раз 3,6 2,5 1,4 3,5 2,4

Коэффициент социальной эластичности ВРП 3,1 4,2 35,1 4,9 5,7

Коэффициент инвестиционной эластичности ВРП 81,1 5,7 5,5 -4,5 4,9

Соотношение собственных доходов бюджета к социальному и инвестиционному бремени, %

Приведенные в табл. 5 данные свидетельствуют о высокой «чувствительности» динамики ВРП к приростам социального и бюджетного бремени региональной политики, что соответствует наличию масштабных резервов восстановительного роста. Вместе с тем данная «чувствительность» крайне неустойчива и постепенно снижается, отражая низкую эффективность и отсутствие системного качества региональной политики.

Политика РСО – Алания не опирается на сколько-нибудь достаточную собственную доходную базу; в ней последовательно возрастает доля федеральной помощи в обеспечении социального и инвестиционного бремени. Регион год за годом усугубляет свою финансово-инвестиционную зависимость от центра.

Следует отметить также позитивные сдвиги в соотношении между социальным и инвестиционным бременем социально-экономической политики. Однако доля инвестиционного бремени возрастает медленными темпами и указанная тенденция весьма неустойчива.

Ж. Установлены перспективные цели социально-экономической политики РСО – Алания, обусловленные ее доминирующими характеристиками, динамикой коэффициентов социальной и инвестиционной эластичности, а также финансовой самодостаточностью данной политики:

- поддержание социально-экономического равновесия в неустойчивой и конфликтогенной ситуации;

- сохранение функционирующих в регионе хозяйствующих субъектов;

- уменьшение наиболее масштабных и опасных региональных социально-экономических разрывов;

- «встраивание» региона в федеральную вертикаль власти.

З. Определены применяемые для достижения установленных целей инструменты региональной социально-экономической политики:

- предоставление социальной помощи малоимущим и жертвам конфликтов;

- инициирование роста размеров финансовой помощи региону из федерального бюджета;

- бюджетная поддержка некоторых кризисных предприятий;

- распределение части социального бремени региональной социально-экономической политики среди бизнес – структур.

И. Оценка способа взаимосвязи между перспективными целями и инструментами региональной социально-экономической политики, позволяющая установить стратегическую ориентацию данной политики, которая позволяет идентифицировать действующую стратегию социально-экономической политики РСО - Алания как стратегию распыления факторов и ресурсов функционирования и развития общественно-хозяйственной системы. Указанная стратегия обеспечивает воспроизводство зависимости региона от финансовой поддержки федерального центра, а вместе с тем и воспроизводство условий дезинтеграции хозяйственного пространства.

Стратегия распыления факторов и ресурсов общественно-хозяйственной системы достаточно устойчива и обладает механизмом институционального закрепления, который включает:

- правовые инструменты;

- действующие формы контрактов;

загрузка...