Субъектно-интеграционная парадигма региональной социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства (31.01.2008)
Автор: Киргуев Аркадий Тимофеевич
- способ взаимодействия субъектов власти и собственности в пространстве региона (доминирование «власти» над «собственностью» в духе институциональной Х - матрицы или сбалансированное взаимодействие субъектов данных отношений в духе институциональной У- матрицы); - плотность населения региона; - уровень средних доходов в регионе и их дифференциация; - сегментация социальной среды региона, то есть наличие барьеров, затрудняющих социальное движение (перемещение по служебной лестнице, рост квалификации, переход в иную доходную группу и др.). Анализ приведенных выше факторов позволяет установить следующие видовые отличия региональной социально-экономической политики РФ: - локализация ресурсов, стратегий и инструментов данной политики в хозяйственном пространстве региона; - субординация региональной политики общегосударственной социально-экономической политикой; - зависимость от способа включения общественно-хозяйственной системы региона в международное разделение труда (через отношение к центрам глобального развития или через отношение к периферии данного процесса); - учет фактора сегментации хозяйственного пространства и социальной среды региона, структурирующего и сегментирующего региональную социально-экономическую политику; - зависимость от параметров социальной среды региона (рис. 2). Рисунок 2 - Основные видовые отличия региональной социально-экономической политики Исходя из установленных основных функций социально-экономической политики и видовых отличий данной политики на уровне региона-субъекта РФ, в работе рассмотрены методологические возможности различных научных подходов к исследованию и практической реализации социально-экономической политики. При этом за основу были приняты основные теоретико-методологические платформы современной экономической науки, различия между которыми необходимо оценивать с позиций принципа сходимости продуцируемого ими научного знания (рис. 3). Обобщение функционально-эвристических возможностей приведенных выше методологических подходов позволяет обосновать в качестве доминирующего применительно к условиям современного этапа развития экономики России воспроизводственный подход к процессу формирования, установления и реализации социально-экономической политики региона. Рисунок 3 - Ориентация и возможности различных методологических подходов к социально-экономической политике Указанный подход ориентирован на достижение следующих результатов: - восстановление и дальнейшее развитие системного качества элементов воспроизводственного процесса в региональном хозяйственном комплексе; - расширение хозяйственного пространства региона на основе интеграции с хозяйствующими субъектами, чей бизнес локализован в пространстве других регионов; - преодоление внутри- и межрегиональных барьеров на пути потоков факторов и результатов производства; - гармонизацию социальной среды региона на основе расширения и эффективного использования доходной базы воспроизводственного процесса. Обобщение приведенных выше результатов позволяет сделать вывод, что воспроизводственный подход обеспечивает преемственность, целостность и стратегическую эффективность социально-экономической политики региона в условиях перехода от этапа восстановительного роста к этапу устойчивого развития экономики России. При этом следует отметить, что возможности воспроизводственного подхода возрастают в условиях выхода из системного кризиса, преодоления пространственной или временной дезинтеграции хозяйственной жизни. Вторая группа рассмотренных проблем посвящена исследованию функционального содержания и принципов социально-экономической политики в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства. В последние десятилетия экономическая наука и хозяйственная практика столкнулись с феноменом дезинтеграции. Доминирующей тенденции интеграции процесса мирового хозяйственного развития, благодаря которой глобальное хозяйство ежегодно пополняется множеством разнообразных интегрированных структур, противостоит тенденция дезинтеграции, обусловливающая распадение многих монопродуктовых и диверсифицированных, отраслевых и территориальных, национальных и транснациональных хозяйственных структур. Дезинтеграция разрушает единство хозяйственного пространства. Процесс дезинтеграции хозяйственного пространства в современной России имеет трансформационную природу, поскольку он обусловлен переплетением глобальной трансформации и рыночных преобразований. Применительно к регионам России необходимо разграничивать два направления дезинтеграции хозяйственного пространства: - с одной стороны, ускоренная интеграция России в состав глобального мирового хозяйства обусловливает деструкцию отношений на мезоуровне и разрушение системного качества воспроизводственного процесса в пространстве региона. Экспансия ТНК на региональные рынки ведет к поглощению, распаду и банкротству хозяйствующих субъектов мезоуровня; - с другой стороны, дезинтеграция пространства СССР и рыночные преобразования в выделившихся из него самостоятельных государствах обусловили функциональную и структурную реорганизацию прежних отраслевых и региональных комплексов; процесс дезинтеграции пошел дальше, разрушая региональную структуру России, что привело к региональной сегментации хозяйственного пространства, нарастанию межгосударственных и межрегиональных конфликтов, а также вызвало к жизни тенденцию к социально-экономической замкнутости отдельных регионов. В работе рассмотрены конкретные примеры дезинтеграции хозяйственного пространства ряда регионов Юга России и пограничных регионов ряда сопредельных государств, обоснован вывод о том, что исходя из двойственной природы современного трансформационного процесса в общественно-хозяйственном пространстве России, необходимо выделять две основные составляющие процесса дезинтеграции хозяйственного пространства региона: - глобально-трансформационную; - рыночно-трансформационную. В условиях дезинтеграции хозяйственного пространства происходит существенное видоизменение функционального содержания региональной социально-экономической политики. Основные функции данной политики трансформируются и блокируются, что ведет к резкому снижению ее эффективности и переводу региональной общественно-хозяйственной системы в режим неуправляемого движения. Видоизменение функционального содержания региональной социально-экономической политики обусловлено следующими факторами процесса дезинтеграции хозяйственного пространства региона: - масштабными разрывами ресурсного, производственного, инвестиционного, финансового характера. Практически все имеющиеся у региона ресурсы направляются на ликвидацию все новых и новых прорывов, никакая стратегически ориентированная социально-экономическая политика в таких условиях невозможна, поскольку ее вытесняют мобилизационные действия; - высокой степенью зависимости дезинтегрированного хозяйственного пространства от внешних воздействий (инвестиционных, финансовых, социально-политических). Общественно-хозяйственная система региона низводится до положения просителя, смиренно ожидающего своей участи. Собственная активность субъектов регионального хозяйства угасает; - разрушением системного качества элементов воспроизводственного процесса в дезинтегрированном пространстве и превращением его ресурсов и факторов производства в инструменты обеспечения чужих воспроизводственных процессов. Инвестиции, технологии, знания, управленческие решения приходят в дезинтегрированное пространство извне, а не продуцируются в нем самом; - конфликтностью социальной среды, затрудняющей процесс согласования интересов основных субъектов социально-экономической политики. Затяжной характер большинства конфликтов переводит кризисную ситуацию в регионе в разряд безысходных. Обобщение результатов анализа приведенных выше факторов позволяет установить обусловленные дезинтеграцией хозяйственного пространства трансформационные характеристики функционального содержания региональной социально-экономической политики: - сужение функциональных возможностей, сведение данной политики к преодолению постоянно возникающих масштабных разрывов ресурсного, производственного, инвестиционного, финансового характера (подрыв инновационно-воспроизводственной функции, редукция ее до уровня обеспечения выживания региона); - институциональная ограниченность потенциала данной политики вследствие зависимости дезинтегрированного хозяйственного пространства от внешних воздействий (подрыв реформационной функции, то есть потеря общественного доверия к реформам); - распыление сил и средств вследствие разрушения системного качества воспроизводственного процесса в дезинтегрированном пространстве (подрыв интеграционно-развивающей функции); - превращение региональных ресурсов и факторов производства в инструменты обеспечения чужих воспроизводственных процессов (подрыв защитной функции); |