Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе (30.11.2007)
Автор: Поздняков Алексей Петрович
КГ 13 14 17 16 - 130 130 ЭГ 22 24 8 6 - 130 130 Суммы 35 38 25 22 - 260 260 Полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе незначительно -на 7 %, в контрольной - на 3% увеличилось количество студентов, достигших высокого уровня сформированности аксиологического компонента. Это показывает сложность влияния на ценностную сферу личности студента и одновременно на необходимость усиления работы в этом направлении через систему воспитательной работы. Таблица 2 Результаты диагностирования сформированности личностно- творческого компонента управленческой культуры( п=260) Группы Уровни Суммы Вход Выход Вход Выход Вход Выход Вход Выход КГ 4 4 16 17 10 9 130 130 ЭГ 10 13 14 15 6 2 130 130 Сммы 14 17 30 32 16 11 260 260 Полученные результаты свидетельствуют о повышении уровня личностно- творческого компонента управленческой культуры у студентов экспериментальной группы на 27% (в контрольной на 23%), на высокий уровень перешло 7% студентов экспериментальной группы. Таблица 3. Результаты диагностирования сформированности технологического компонента управленческой культуры( п=260) Группы Уровень Суммы Вход Выход Вход Выход Вход Выход Вход Выход. КГ 12 16 9 6 9 8 130 130 ЭГ 16 23 12 7 2 - 130 130 Суммы 28 39 21 13 11 8 260 260 Полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе опытно-экспериментальной работы значительно вырос уровень сформированности технологического компонента в экспериментальной группе на 70%, возросло количество студентов с высоким уровнем (на 23%), а студентов с низким уровнем не стало. Это свидетельствует о том, что комплекс условий и реализация разработанной модели формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в системе вузовского обучения позитивно повлияли на личностно- профессиональное становление студентов, на повышение уровня сформированности управленческой культуры (прежде всего на технологическую компетентность студентов), что подтвердили и результаты математической статистики выходной диагностики. Для статистической обработки экспериментальных данных мы использовали формулу подсчета эмпирического значения хи-квадрат (О.Ю. Ермолаев), с помощью которой проводилась оценка двух и более независимых выборок и таким образом проверялась гипотеза о наличии различий между экспериментальными распределениями. Полученные различия в выходном диагностировании попали в зону значимости, что свидетельствует о достоверности результата. Иными словами, следует принять гипотезу о том, что уровень сформированности аксиологического, личностно-творческого и технологического компонентов в КГ и ЭГ статистически значимо отличается между собой, и критерий хи-квадрат показал правильность предположений, что также подтверждает гипотезу. Вся опытно-экспериментальная работа являлась проверкой обоснованности и действенности заявленных предположений о том, что разработанная на основе авторских теоретических положений модель формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в системе вузовского обучения является целесообразной и продуктивной, а разработанный комплекс педагогических условий является эффективным, так как обеспечивает позитивную динамику в развитии уровня управленческой культуры студентов. На основании полученных качественных и количественных изменений уровня сформированности управленческой культуры будущего специалиста социальной работы можно сделать вывод о том, что разработанная модель и ее практическая реализация в вузе обеспечивает его будущее профессиональное и личностное становление как субъекта управленческой культуры. Таким образом, проведенное исследование подтверждает правомерность постановки и решения на теоретико-методологическом и методическом уровнях проблемы формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе. Результаты исследования позволяют утверждать следующее. 1. На основе системного изучения специфики управленческой деятельности в системе социальной работы выделен управленческий компонент, реализующийся на взаимосвязанных уровнях управления (федеральный, региональный, социального учреждения; специалиста социальной работы) и управленческой деятельности специалиста (организационно-функциональный; клиенто-ориентированный; личностный) посредством выполнения им мотивационно-целевой, информационно-аналитической, планово-прогностической, организационно-исполнительной, контрольно-диагностической, регулятивно-коррекционной функций. 2. Разработаны теоретико-методологические основы формирования управленческой культуры как педагогической стратегии профессионального становления будущего специалиста социальной работы в вузе, которая дает возможность осуществлять практическое управление социальными процессами и отношениями на всех уровнях социальной работы от федерального и регионального до клиент-ориентированного и личностного. 3.Выявлены ведущие идеи, закономерности и принципы формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы, составляющие концептуальную основу данного процесса и в своем сочетании отражающие диалектическую связь между спецификой объектов управленческой деятельности специалистов и их профессионального образования. 4. Спроектирована модель формирования управленческой культуры будущего специалиста, основанная на идеях развития целостной системы его вузовской подготовки (гуманизации, демократизации; опережающего развитии; социального партнерства субъектов вузовской подготовки; повышения ее качества). 5. Определены критерии, показатели и уровни сформированности управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе, позволяющие повышать качество профессиональной подготовки на основе учета результатов мониторинга их профессиональной компетентности. 6. Разработано научно-методическое обеспечение дидактического процесса формирования управленческой культуры студентов, включающее учебные программы; пособия и учебно-методические пособия; положение о практике; задания на практику по решению управленческих задач; планы семинарских занятий; тесты; темы курсового и дипломного проектирования, адекватные задачам подготовки специалистов социальной работы к эффективной профессиональной работе. 7. Выявлена и опытно-экспериментальным путем апробирована совокупность педагогических условий, подтверждающая их эффективность и целесообразность. 8. Экспериментальная проверка модели формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы позволила сформулировать рекомендации по совершенствованию этого процесса в вузе. Полученные выводы не претендуют на исчерпывающее решение данной проблемы. Представленный подход к формированию управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в системе вузовского обучения предполагает дальнейшее изучение. |