Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе (30.11.2007)
Автор: Поздняков Алексей Петрович
В третьей главе «Опытно-экпериментальная работа по реализации модели формирования управленческой культуры специалиста социальной работы в вузе» представлены результаты апробации разработанной автором модели в ходе опытно-экспериментальной работы. В заключении изложены основные выводы, представлены теоретические и экспериментальные результаты и определены перспективы исследования. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Обращение к проблеме формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы и выделение ее в число актуальнейшего направления теории и практики социального образования явилось результатом осознания специфики социальной работы как вида профессиональной и непрофессиональной деятельности, призванного гармонизировать отношения в системе «общество – человек», обеспечить гуманизацию жизни людей. Социальная работа зависит от социальной политики государства, которая в свою очередь является частью общей политики и воплощается в социальных программах и на практике, регулирует отношения в обществе в интересах и через интересы основных групп населения. Эффективность работы учреждений и специалистов социальной работы в решающей мере зависит от профессиональной и управленческой культуры кадров, организационной культуры построения, функционирования и развития учреждений социального обслуживания и помощи. В новых социально- экономических условиях формируются новые цели социальной помощи и социальной работы и инновационная управленческая культура. Это предполагает ориентацию не только на адресную социальную помощь и поддержку «слабых» социальных групп, но и на координацию деятельности государственных и муниципальных служб, общественных организаций и бизнеса. Исследование проблемы в мировом контексте показало, что социальная работа рассматривается как наука и область практической деятельности. В каждой стране эта деятельность имеет свои особенности, обусловленные социально-экономической и политической ситуацией, национальными, нравственными, культурными и этническими традициями. Есть различия в государственном статусе профессиональной деятельности, в системе подготовки социальных работников, специализациях. Одной из ведущих прогрессивных современных тенденций развития мировой социальной практики является ее направленность на своевременное выявление и эффективное решение проблем, возникающих у конкретного клиента, семьи, социальных проблем в целом. Специалиста социальной работы автор рассматривает как субъекта в решении проблем личности и среды, источник преобразования действительности, носитель активности. Согласны с позицией Е. И. Комарова и А. И. Войтенко о том, что каждый специалист в области социальной работы, какие бы задачи он не решал и с какой бы категорией клиентов или социальных проблем ни взаимодействовал, обязательно является социальным управленцем, организующим людей, объединения и учреждения, перестраивающим те или иные социальные связи. Социальная работа - это, по существу, целенаправленная управленческая деятельность по решению социальных проблем. Анализ различных подходов к определению управления показал многообразие толкования базового термина. Питер Ф. Друкер считает, что «управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу». Данное определение «управления» подчеркивает его организационную функцию. М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури определяют «управление» как «процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации через других людей». В этом определении обозначены основные управленческие функции в совокупности, как единое целое. Выделяя в ходе исследования управленческие функции в системе деятельности специалиста социальной работы, автор опирался на классические и современные теории менеджмента, теории человеческих отношений, теории принятия решений. Ценным для выявления сущности управленческих функций явилась позиция С.Н. Тидора считающего, что «управление - координация взаимодействия, вектором которого является цель - результат». Специалист социальной работы в процессе профессиональной деятельности, применяет базовую технологию, в основе которой следующие этапы принятия управленческого решения: постановка цели решения; установление критериев решения; выработка и сравнение альтернатив; определение и оценка риска; принятие решения; оценка эффективности данного решения. С учетом теорий социального менеджмента и технологического подхода, автор дает определение понятию «управление в социальной работе», под которым понимается деятельность, направленная на выработку управленческих решений и коррекционное воздействие в сфере решения социальных проблем, включая реализацию технологий прогнозирования, моделирования, проектирования, организации, контроля, регулирования объекта на разных уровнях социального управления в соответствии с позитивным целеполаганием на основе результатов социальной диагностики. В ходе исследования выделены управленческие функции в деятельности специалиста социальной работы: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая и регулятивно-коррекционная. Указанные функции осуществляются на каждом уровне социальной работы, этапе становления, функционирования и развития системы социальных служб и отражают спектр субъект- объектных воздействий и субъект-субъектных взаимодействий специалистов по оптимальной реализации базовых технологий социальной работы. Деятельность специалиста социальной работы является полисубъектной: во-первых, он выступает субъектом влияния во взаимодействии с клиентом, во-вторых, он субъект личностного и профессионального развития (саморазвития и самореализации), в-третьих, - субъект формирования и развития социальной службы как организации и, в-четвертых, - субъект взаимодействия с ближайшим окружением клиента, его семьей, родственниками. На основе анализа исследований в области социального менеджмента автор констатирует существование различных уровней управления в социальной работе. Первый - это управление, которое осуществляют федеральные, региональные и муниципальные органы управления социальной работой - менеджмент социальной работы. Второй - деятельность руководителя учреждения, отдела - менеджмент социальной службы. Третий уровень - управленческая деятельность конкретного специалиста социальной службы, с учетом его функционала – профессиональный менеджмент. Четвертый уровень - управление собой, то есть самоменеджмент. Обобщая результаты проведенных исследований в контексте субъект-субъектного взаимодействия и субъект- объектного воздействия специалиста социальной работы, можно выделить уровни, на которых он осуществляет управление : -личностный (самоменеджмент, самоуправление специалиста); - клиенто- ориентированный (управление в системе специалист- клиент);- организационно-функциональный (управление в вертикальной и горизонтальной системах социальной работы и социальной службы). Управление в социальной работе является базовой технологией, интегрирующей все виды личностных и организационных ресурсов( материальные, информационные, духовно- нравственные, компетентностные). Эффективность организации социальной работы на всех уровнях зависит прежде всего от конструктивной реализации управленческих функций и управленческой культуры специалистов, позволяющих обеспечить качественные услуги населению. В ходе проведенного опроса руководителей и специалистов социальных служб выявлено понимание потребности практиков в системном формировании управленческой культуры. Актуализация значения непрерывного профессионального образования в области социальной работы, как инновационного компонента профессионального образования требует особого внимания к определяющему фактору личностно-профессионального развития специалиста- системе вузовской подготовки. Складывающаяся система высшего профессионального образования в области социальной работы(институализирована в 1991году) оказывает стимулирующее влияние на развитие социального знания и социальной практики, в том числе и на управление в социальной работе. Рассматривая отечественную систему вузовской подготовки по специальности «социальная работа», автор опирался на Концепцию развития современного социального образования в Российской Федерации до 2020 года, которая учитывает с одной стороны, обеспечение процесса модернизации и, с другой - активизацию деятельности высших учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для системы социальной защиты населения. Вузовская подготовка по специальности «социальная работа» определяется автором как относительно самостоятельный вид профессионального социального образования, результатом которого является приобретение студентом знаний умений и навыков, позволяющих конструктивно выполнять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности в области социальной работы. Обучение в вузе направлено на формирование профессиональной компетентности как ядра профессиональной культуры будущего специалиста. Сущность вузовской подготовки рассматриваем в динамическом аспекте как педагогический процесс и в статическом как дидактическую систему. В теории систем общепризнанным определением понятия «система» является упорядоченная совокупность элементов (компонентов), объединенных общей целью функционирования и образующих некоторое целостное явление (П.К. Анохин, В.Н. Садовский). В ходе исследования система вузовской подготовки рассматривалась как дидактическая, то есть множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью и функционирующих в целостном дидактическом процессе. Характеризуя дидактическую систему как большую, сложную, выражаемую бесконечным разнообразием состояний, поведения и связей, и опираясь на позицию С.И. Архангельского считаем, что структурные компоненты системы подготовки в высшей школе в своей основе адекватны компонентам дидактического процесса, рассматриваемого тоже как система. Анализ исследований В.Г. Бочаровой, Ю.А. Галагузовой, С.И.Григорьева, Л.Г. Гусляковой, И.А.Зимней, Н.П.Клушиной, Р.М. Куличенко, В.А.Никитина, Н.Б.Шмелевой, Г.П. Штиновой показал, что базовыми компонентами вузовской подготовки специалистов социальной работы являются содержательный и процессуальный. Содержательный компонент системы вузовской подготовки специалиста социальной работы, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, включает : 1) общекультурный уровень (цикл ГСЭ); 2) общенаучный уровень, обеспечивающий научными знаниями, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности в социальной сфере (циклы ЕН, ОПД); 3) прикладной уровень, позволяющий освоить специальность и специализацию в области социальной работы (циклы СД, ДС). С учетом того, что базовыми формами организации подготовки социальных работников в вузе являются теоретическое и практическое обучение, а также самостоятельная работа студентов, раскрыт технологический компонент, включающий методы, активизирующие студента, развивающие способности работать в команде, в социуме; личностно-ориентированные методы, а также групповые и коллективные формы организации обучения. Важное значение в вузовской подготовке социального работника играет метод проектов. Особенностью системы высшего профессионального социального образования является создание образовательно-профессиональной среды, взаимоусиливающей ресурсы конкретного вуза, за счет потенциала социальных учреждений и других социальных партнеров. Потенциал новых субъектов образовательного процесса( специалисты, руководители социальных учреждений, других организаций микросоциума, реализующих социальные проекты) позволяет обеспечивать качество образования будущего специалиста на более высоком уровне, усилить прикладную компетентность студентов, приобретать конкретные навыки в реализации профессиональной деятельности. Считаем, что система вузовской подготовки по специальности «социальная работа» обеспечивает профессиональную социализацию будущих социальных работников и включает три компонента содержательный, технологический и субъектный. Развитие системы вузовской подготовки по специальности «Социальная работа» в условиях модернизации высшего образования и высшего профессионального образования в области социальной работы взаимосвязано с концептуальным культурологическим подходом. «Характерные для современного общества изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, активное освоение культурных ценностей объективно требуют превращения высшей школы в институт воспроизводства и создания культуры... В общей и профессиональной культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал специалиста. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован» (И.Ф. Исаев). Автор рассматривает культурологический подход к исследованию проблем вузовского обучения специалиста социальной работы, адаптируя позицию И.Ф. Исаева, как совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции ценностей и технологий, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности личности специалиста социальной сферы и его творческое саморазвитие. Культура - высшее проявление человеческой образованности и профессиональной компетентности( Б.С. Гершунский), что подтверждает ее существование как социального и профессионального, а для педагогики - педагогического явления. М.С. Каган исходным пунктом формирования культуры - и логически, и исторически - видит человека, который в свою очередь сам является ее творением. Культуру можно и нужно рассматривать как индивидуальную и личностную характеристику субъекта. Базовое понятие «управленческая культура», с учетом данных позиций, рассматривается как социально-педагогическое явление, а также индивидуальная и личностная характеристика субъекта. Управленческую культуру в любой деятельности составляют знания, умения, опыт, овладение которыми необходимы специалисту, чтобы осуществлять управленческие функции. Управленческая культура – это одна из составляющих профессиональной культуры. Культура управления специалиста означает: наличие глубоких знаний, методического опыта и мастерства; высокая организованность и гибкое мышление; широкое использование в работе современных научных методов управления; умение прогнозировать ход событий и быстро ориентироваться в обстановке; объективность докладов; своевременность в доведении до исполнителей всех документов и распоряжений; систематический контроль исполнения; инициативу и самостоятельность, спокойствие, выдержку; умение четко разрабатывать и аккуратно оформлять служебные документы. В культуру управления входит умение сочетать инициативу, самостоятельность, новаторство с преемственностью и консерватизмом в управлении. Как профессиональная характеристика, управленческая культура специалиста социальной работы представляет собой интериоризованный социальный управленческий опыт, выраженный в накопленных человечеством управленческих знаниях; приобретенный специалистом опыт осуществления различных видов управленческой деятельности; опыт творческой управленческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых управленческих проблем, к творческому преобразованию действительности; а также опыт ценностного отношения в процессе управленческого взаимодействия, предполагающий знания о нормах отношения и навыки в соблюдении этих норм. В рамках исследования рассматриваются возможности влияния на процесс формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы системы вузовского обучения. В основу проектирования системы вузовского обучения взята модель управленческой культуры специалиста социальной работы, которая включает следующие компоненты: компетентностный (управленческие знания, умения, способности и опыт их творческого применения) и аксиологический (ценностные ориентации личности). Формирование личности студента - системообразующий процесс, а формирование управленческой культуры будущего специалиста - содержательный. Первый процесс является относительно направленной социализацией личности, второй - профессиональной социализацией. Эти процессы осуществляются не изолированно, а проявляются в сложной интеграции. Приоритетная стратегия развития отечественного социального образования – формирование профессиональной культуры специалистов связана - с формированием его личности и компетентности, а взаимосвязь социализации и профессионализации является логико-методологической основой нашего исследования. Процессуальная характеристика исследуемого процесса позволила сформулировать определение: формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе – процесс, интегрирующий: воздействие субъектов(преподаватели, руководители студенческой практики, супервизоры, руководители и специалисты социальных служб)- или педагогическое управление; совместную деятельность субъектов обучения - или соуправление; самостоятельную деятельность студентов- или самоуправление. Данный процесс ориентирован на освоение студентами управленческими компетенциями и ценностями, необходимыми для творческого применения в ходе разработки и реализации управленческих технологий, прежде всего принятия управленческого решения, на различных уровнях социальной работы. Процесс целеполагания дидактической системы подготовки специалистов социальной работы с учетом приоритетного направления- формирования управленческой культуры- предполагает теоретико-методологическое осмысление данного процесса. Ведущим исследовательским подходом в системе методологического обеспечения( на философском, общенаучном и частнонучном уровнях) являлся культурологический подход к исследованию проблем формирования управленческой культуры специалиста социальной работы в вузе, который методологически обеспечивает создание условий по освоению и трансляции ценностей и технологий, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности личности специалиста и его творческое саморазвитие в культуросообразной (инновационной, ценностно- ориентированной) управленческой деятельности. Это положение послужило основанием для выделения комплекса базовых подходов в интерпретации проблемы исследования на уровнях методологического знания: философском, общенаучном, конкретно-научном и технологическом. На философском уровне рассмотрения исследуемого процесса особое значение имел аксиологический подход к анализу приоритетных педагогических ценностей образования личности. Ценности личности будущего специалиста социальной работы выполняют функцию перспективных стратегических деятельностных целей. Они определяют нравственные устои и принципы профессионального поведения, особое значение это имеет при выполнении управленческих функций. Поэтому необходимо целенаправленное воспитание и обучение будущего социального работника, обеспечивающее системой ценностей, профессиональной культурой. Общенаучный уровень методологии исследования процесса формирования управленческой культуры специалиста социальной работы в системе вузовского обучения представлен системным, деятельностным и акмеологическим подходами. |