Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе (30.11.2007)
Автор: Поздняков Алексей Петрович
Перечисленные противоречия позволяют сформулировать проблему настоящего исследования: каковы теоретико-методологические основы и научно-методическое обеспечение формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе? Актуальность проблемы, ее социальная значимость, недостаточная разработанность и объективная потребность практики обусловили выбор темы данного диссертационного исследования. Решение поставленной проблемы составляет цель исследования: разработать и обосновать теоретико-методологические основы формирования управленческой культуры в дидактической системе вузовской подготовки специалиста социальной работы. Объект исследования – система вузовской подготовки специалистов социальной работы. Предмет исследования – формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе. Гипотеза исследования. Управленческая культура специалиста социальной работы является одной из составляющих профессиональной культуры, которая обеспечивает решение задач социальной работы от муниципального до регионального и федерального уровня на основе личностного, клиенто-ориентированного подходов. Данный факт определяет объективную необходимость формирования управленческой культуры социального работника в вузе. Эффективность процесса ее вормирования может быть обеспечена, если: - наиболее полно отражает общественно-государственные требований к уровню управленческой культуры специалиста по социальной работы и специфики ее проявления на микро-, мезо- и макро уровнях; строится на основе комплекса принципов (ресурсности, преемственности, дополнительности, ценностно-смысловой направленности, интерактивности, продуктивности и др.), обеспечивающих необходимый уровень сформированности управленческой культуры; - реализуется интегративный потенциал теоретической и практической подготовки студентов к управленческой деятельности; - обеспечивается мониторинг личностного и профессионального роста студентов в процессе формирования у них управленческой культуры; - созданы и реализуются необходимые организационно-педагогические условия, способствующие формированию управленческой культуры будущих специалистов социальной работы. На основании цели и гипотезы определены задачи исследования: 1. Разработать теоретико-методологические основы формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе. 2. Раскрыть сущность и содержание управленческой культуры специалиста социальной работы, ее проявление на микро, мезо и макро уровнях. 3. Выявить закономерности и принципы формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе. 4. Определить критерии, показатели и уровни сформированности управленческой культуры специалиста социальной работы в вузе. 5. Спроектировать и экспериментально проверить модель формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы и ее научно-методическое обеспечение. 6. Выявить комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования управленческой культуры специалиста социальной работы. Методологической основой исследования явились общефилософские положения о социальной детерминированности управленческой деятельности; деятельности как способе проявления субъектности и самореализации человека в процессе управления; взаимосвязи и взаимообусловленности управленческой, профессиональной и общей культуры личности; а также идеи в области теории и практики управления, исследования по психологии и педагогике высшей школы. Методологическую функцию в исследовании реализовывали также общенаучные и частнонаучные подходы: системный (И.В. Блауберг, Т.А. Ильина, В.Н. Садовский, П.Г. Щедровицкий, Э.Г. Юдин), аксиологический (М.Н. Берулава, В.А. Ядов, Е.А. Ямбург), полисубъектный (М.М. Бахтин, М. Бубер, В. Франкл), контекстный (А.А. Вербицкий), рефлексивный (В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Т.И. Шамова). В качестве стратегического ориентира в исследовании использовался культурологический подход (А.И. Арнольдов, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев), его основные положения о развитии личности как субъекте культуры. Теоретической основой исследования являются: - ведущие положения философии образования и методологии педагогики (Ю.К. Бабанский, А.П. Валицкая, Б.С. Гершунский, Э.Н. Гусинский, В.П. Зинченко, С.И. Гессен, В.В. Краевский, А.М. Новиков, М.Н. Скаткин, В.Д. Шадриков); -теории личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн); - закономерности профессионального становления будущего специалиста (Н.Е. Астафьева, А.П. Беляева, Е.А. Климов, М.И. Старов, М.С. Чванова, С.Н. Чистякова); - положения о сущности обучения в вузе (В.И. Андреев, С.И. Архангельский, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов); о разработке содержания образования (С.Я. Батышев, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый); о проектировании технологий в высшей школе (Н.В. Борисова, В.В. Гузеев, М.М. Левина, Г.К. Селевко, А.И. Уман, Д.В. Чернилевский, Н.Г. Щуркова и др.); - концепции развития социальной работы как науки, практической деятельности и системы профессионального образования (В.Г. Бочарова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.И. Жуков, И.А. Зимняя, А.А. Козлов, Р.М. Куличенко, В.А. Никитин, А.М. Панов, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова); концептуальные положения методик преподавания учебных дисциплин и организации студенческой практики (Ю.Н. Галагузова, Н.В. Гарашкина, Т.П. Дьячек, В.В. Колков, Л.В. Мардахаев, В.П. Подвойский, Н.Б. Шмелева) Принципиальное значение для исследования имели работы по проблемам управления (В.Г. Афанасьев, Т.С. Кабаченко, Р.Х. Шакуров) и формирования управленческой компетентности личности и ее культуры с позиции акмеологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова). Методы и база исследования. Для достижения цели и решения задач исследования, проверки гипотезы использовались общетеоретические методы научного познания (анализ, синтез, сравнение и сопоставление, обобщение, систематизация, группирование и др.); общепедагогические методы(анализ документов и литературных источников, беседа, интервью, анкетирование, опрос, изучение результатов деятельности, обобщение опыта и независимых характеристик, рейтинг, педагогический экпсеримент); прогностические методы (экспертные оценки, моделирование), статистические методы обработки результатов эксперимента. Базой исследования являлись учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов социальной сферы разного уровня: высшее образование – Институт педагогики и социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина (ТГУ), Липецкий государственный педагогический университет, Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской; повышение квалификации специалистов социальной работы – Институт повышения квалификации работников образования Тамбовской области, курсы повышения квалификации руководителей и специалистов социальных служб при Управлении труда и социального развития Тамбовской области. Исследованием охвачены специалисты социальных служб, администраторы и социальные менеджеры – участники образовательных и социальных проектов. Основная опытно-экспериментальная база исследования - Институт педагогики и социальной работы Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина. В целом исследованием охвачено 480 студентов отделения социальная работа, а также 56 преподавателей, обеспечивающие подготовку по специальности, 376 специалистов и руководителей с баз производственной практики. Основные этапы исследования: 1 этап (2002- 2003гг.) – изучение и анализ отечественного опыта организации управленческой деятельности в различных типах социальных учреждений и требований к знаниям и умениям специалиста в области управленческой деятельности; анализ научной и специальной литературы по проблемам формирования культуры личности, вузовской подготовки специалистов социальной работы (зарубежные и отечественные модели), применения инновационных технологий обучения; накопление эмпирического материала; определение методологии и методики, категорийного и научного аппарата исследования; разработка теоретико-методологических основ и модели формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в системе вузовской подготовки, программ констатирующего и формирующего экспериментов, внедрение авторских программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, проведение констатирующего эксперимента. 2 этап (2004-2005 гг.) – уточнение критериев сформированности управленческой культуры студента - будущего специалиста социальной работы; проектирование и реализация учебного модуля «Управленческая культура», проведение формирующего эксперимента, в ходе которого корректировались основные компоненты образовательно-воспитательного процесса в вузе. 3 этап (2006-2007 гг.) – обобщение и систематизация результатов исследования, их статистическая обработка, формулировка выводов исследования; разработка и издание учебных пособий, публикация монографий, оформление результатов исследования в виде докторской диссертации. Научная новизна исследования заключается в следующем: -разработаны теоретико-методологические основы формирования управленческой культуры специалиста социальной работвы в вузе, включающие: сущность, подходы, закономерности, принципы, факторы, условия, функции, критерии; -обоснован управленческий компонент и уточнено понимание управленческой культуры в деятельности специалиста социальной работы; -обоснованы параметры, характеризующие специфику и системные результаты проявления управленческой культуры специалиста социальной работы на личностно- профессиональном, локальном, муниципальном, региональном, федеральном уровне; -определены и раскрыты группы функций процесса формирования УК ССР в вузе индивидуально- профессионального, институционального, общественно- государственного; -выделена совокупность факторов (социокультурных и педагогических), актуализирующих формирование управленческой культуры специалиста социальной работы в системе вузовской подготовки; -выявлены закономерности формирования управленческой культуры специалиста социальной работы в вузе; |