Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе (30.11.2007)
Автор: Поздняков Алексей Петрович
ПОЗДНЯКОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования (педагогические науки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Тамбов Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Куличенко Раиса Михайловна Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Кязимов Карл Гасанович доктор педагогических наук, профессор Фокин Владимир Андреевич доктор педагогических наук, профессор Логинова Лариса Геннадьевна Ведущая организация – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова» Защита состоится 27 декабря 2007 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.341.06 при Российском государственном социальном университете по адресу:_________ Москва, ул. Вильгельма Пика, 4 С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного социального университета. Автореферат диссертации размещен на официальном сайте РГСУ «___» ноября 2007 г. (http://www.mgsu.info) Автореферат разослан «___ » ноября 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета Никитина Н.И. Общая характеристика работы Актуальность исследования. В современном обществе все отчетливее осознается необходимость подготовки специалистов высокого качества, отвечающих требованиям государственных и мировых стандартов. Это не случайно, так как концепция социального развития государства, реализуемая в социальной политике, состоит в понимании этого процесса как постоянного движения к повышению уровня благосостояния человека, и, как следствие, – благополучия всего общества. Интеграция российского общества в мировое сообщество убедительно доказывает эффективность решения многих социальных проблем средствами социальной работы, в которой находят отражение все контекстуальные изменения, происходящие в государстве, его культуре. Все это значительно повысило роль подготовки для нее кадров и определило значение социального образования как созидательного и стабилизирующего потенциала развития социального государства. Социальная работа, в связи с расширением спектра предоставляемых населению услуг, помимо решения различных проблем человека, должна способствовать активизации его собственной активности и раскрытию жизненных сил (В.И. Жуков, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова), то есть стабилизационные процессы в экономической, политической, социальной сферах страны, с одной стороны, предопределяя смену основных акцентов в социальной работе, с другой – инициируют потребность постепенного перехода от «помогающих» к «превентивным» и «развивающим» моделям и технологиям (К. Мили, М. Пейн, Е.И. Холостова). Растущие сложность и многообразие форм социокультурного развития общества требует новых подходов к его изучению, к усилению культурной и идеологической функции высшего социального образования. Специалисты социальной работы должны, владея современными знаниями, иметь управленческую культуру, которая позволяла бы им принимать комплексные, ответственные решения, охватывающие социальную проблематику во всем многообразии ее проявлений, связей и отношений. Сам характер современной социальной работы требует от специалиста социальной работы квалифицированного понимания широкого круга вопросов, напрямую связанных с многоуровневостью управленческих задач в этой профессиональной области: от принципов и нормативных основ организации системы социальной поддержки в целом, технологий управления социальной службой и ее звеньями до приемов управления взаимодействием с клиентскими системами, самоменеджмента. Таким образом, социальное управление, как ведущая технология социальной работы, играет особую, систематизирующую, роль в деятельности специалиста, на каком бы уровне социальной работы он ни функционировал. Поэтому достижение им высокого уровня управленческой культуры – это не только базис для дальнейшего профессионального совершенствования специалиста, но обязательное условие развития системы социальной защиты населения в целом. С учетом усиления роли управленческого компонента в рассматриваемой профессиональной деятельности, будущий специалист, помимо владения необходимым объемом знаний и умений, соответствующих Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования в области социальной работы, должен освоить широкий круг вопросов управления. Таким образом, его управленческая культура как комплексная личностно-профессиональная характеристика, целостно отражающая управленческие знания, умения и ценностные ориентации, будет проявлением образованности и профессиональной компетентности в области управленческой деятельности. Актуальность изучения процесса формирования управленческой культуры на вузовском этапе подготовки специалиста обусловливается его тесной взаимосвязью с проблемами профессионализма и профессиональной культуры как специалиста-практика, так и руководителя социальной службы. Неслучайно обращение ряда исследователей к проблеме формирования культуры личности, так как культура – это высшее проявление компетентности (Б.С.Гершунский), это интериоризация цивилизационного опыта (М.С.Каган). только при целостном подходе к формированию соответствующих знаний, умений ценностных ориентаций возможно наиболее эффективно подготовить специалиста социальной работы к осуществлению управленческих функций. С данных позиций особую значимость имеет концептуальное обеспечение процесса формирования управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе. В настоящее время ведется активная разработка теории социального образования (Н.Ф. Басов, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, М.А. Галагузова, В.И. Жуков, И.А. Зимняя, Р.М. Куличенко, К.Г. Кязимов, Л.В. Мардахаев, В.А. Никитин, Л.Е. Никитина, Г.И. Осадчая, А.М. Панов, В.А. Сластенин, Л.В. Топчий, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, Б.Ю. Шапиро, Г.П. Штинова, Т.Ф. Яркина). Проблемам вузовской подготовки специалистов социальной работы посвящены: отечественные (Н.Ш. Валеева, Н.В. Гарашкина, Н.П. Клушина, Н.М. Платонова, Н.Б. Шмелева, Е.С. Ярская-Смирнова) и зарубежные (М. Бого, Ж.Л. Де Сент- Жюст, Х. Джонс, М. Доэл, Я. Ле Моаль, Р. Лугар, П. Мак Нил, Ф. Парслоу, М. Пейн, Ш. Рамон, Р. Сарри, Х. Сведнер, К. Хейкокс, Ш. Хиндука, Л. Хьюз) исследования. Анализ работ, исследующих систему вузовского обучения специалистов социальной работы показал, что разработки ведутся в определенных аспектах: педагогический менеджмент в подготовке специалистов социальной сферы (Н.М. Платонова); профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы (Н.Б. Шмелева), подготовка будущих специалистов социальной работы к исследовательской деятельности (Т.П. Дьячек); антропологизация профессионального образования специалистов социальной работы (Г.Б. Хасанова). Проблемы формирования социально- управленческих знаний и умений в процессе непрерывной подготовки специалистов рассматриваются в научных трудах В.С. Агапова, А.Б. Бакурадзе, А.М. Баскакова, Т.С. Кабаченко, И.Д. Ладанова, Л.И. Уманского, К.М. Ушакова, Р.Х. Шакурова, В.М. Шепеля; вопросы подготовки студентов высшей школы к управленческой деятельности изучались С.Н. Митиным, В.П. Окулич-Казарина, М.И. Рожковым, Ф.В. Шариповым; процесс формирования управленческой культуры в высшем профессиональном образовании исследован В.М. Акименко, О.С. Анисимовым, А.А. Деркачом, Н.В. Тамарской. Однако, эти исследования касались главным образом подготовки студентов педагогических специальностей. Вопросы концептуального обеспечения процесса формирования управленческой культуры в вузовской подготовке специалистов социальной работы остаются недостаточно разработанными, что привело к возникновению ряда противоречий между: - потребностями общества, государства, системы социальных служб в компетентных специалистах социальной работы, способных конструктивно решать социально-управленческие задачи, и уровнем подготовленности выпускников вуза к их решению; - необходимостью формирования управленческой культуры специалиста социальной работы в вузе и недостаточной теоретической разработанностью данного процесса; - значительным потенциалом системы вузовской подготовки в формировании управленческой культуры специалиста социальной работы и неполной его реализацией в связи с ограниченностью имеющегося научно-методического обеспечения. |