Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье (30.08.2007)
Автор: Ада Мария Русецка
Ада Мария Русецка ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У РЕБЕНКА В ПОЛЬСКОЙ СЕМЬЕ Спецциальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в разных образовательных областях и на всех уровнях системы образования) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Москва – 2007 Работа выполнена в Российском государственном социальном университете на кафедре социальной педагогики Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Мардахаев Лев Владимирович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Романнеко Надежда Михайловна, Российский государственный социальный университет доктор педагогических наук, профессор Липский Игорь Адамович доктор педагогических наук, профессор Демакова Ирина Дмитриенва Ведущая организация ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Защита состоится 27 декабря 2007 года, в 14.00 на заседании Диссертационного совета Д 2124.341.06 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при Российском государственном социальном университете по адресу: 129256 г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, корп. 2 в Зале диссертационного совета. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу: 129256 г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, корп. 3 Автореферат разослан «_____» ноября 2007 г. Ученый секретарь диссертационног совета Н.И. Никитина I. Общая характеристика работы Семья является самой важной частицей общественной жизни. В ней сосредотачиваются все общественные процессы и проблемы: экономический кризис, политические конфликты и неудачные программы общественных реформ. Воздействие родителей на развитие ребёнка начинается сравнительно рано, когда податливость к восприятию образцов и ценностей высокая. На ее воздействие сказываются многочисленные факторы, влияние которых семья может ослаблять либо вообще исключать. Современный человек должен быть не только подготовленным к культурной жизни, но и быть ее участником, к чему готовит его семья. Особенно существенным в социальном формировании человека выступает раннее детство, школьный возраст. Именно в этот период формируются основы культуры будущего гражданина. Данный факт диктует необходимость специального изучения семьи ребенка школьного возраста, а также ее воспитательной деятельности в области формирования и развития культурных ценностей. Семья является носителем культурных ценностей общества и народа. Она культивирует семейные традиции, передает систему ценностей молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности, формирует отношение к трем основным ценностям любой культуры к «истине, благу и красоте». Зачастую от нее во многом зависит будет ли ее воспитанник придерживаться их в жизни. На семью возлагается, таким образом, огромная ответственность за то, какой образ мира, человека и общественной жизни, какое отношение к «истине, благу и красоте» формирует она у своих детей. Истоки осмысления ценностей жизни человека находят отражение в философских трудах Платона, Аристотеля, Н.А. Бердяева, И. Канта, П.А. Флоренского, Г. Риккерт и др. Идеи, теоретические основы педагогики в работах И. Войнара, Дильтея, Б. Наврочиньского, С. Гессена, Б. Суходольского и др. С возникновением и развитием социальной педагогики в Польше изучение семьи и семейного воспитания нашли отражение в работах Ст. Карповича, Л. Кшивицкого, Х. Радлиньского, Р. Адамского и многих других. Социально-экономические перемены конца ХХ – начала ХХI веков в Польше привели к трансформации общественно-политического строя, существенно повлияли на качество жизни почти каждой польской семьи. Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в факторы, существенно влияющие на формирование культурных ценностей в семье. Последствия происшедшие в польской среде, их влияние на семью и выполнению ею функции по сохранению и передачи культурных ценностей своим детям практически не получили достаточного исследования. Сложились противоречия между сложившимися новыми социально-педагогическими условиями в стране и недостаточной изученности их влияния на семью и ее воспитательной деятельностью; снижением роли семьи в сохранении национальных культурных ценностей и необходимостью обеспечения ее повышения; между изменившимися условиями жизни и необходимостью создания целенаправленной системы стимулирующей повышение культурного уровня польской семьи и ее деятельности по воспитанию подрастающего поколения и др. Изложенные противоречия определили проблему исследования: каковы место и роль современной польской семьи в сохранении национальных культурных ценностей, а также пути и социально-педагогические условия повышения этой роли. Изложенная проблема определила тему исследования: «Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье». Объект исследования: процесс формирования культурных ценностей подрастающего поколения в семье. Предмет исследования: факторы, влияющие на воспитательные возможности польской семьи, пути и социально-педагогические условия повышения ее воспитательной роли в формировании культурных ценностей ребенка. Цель исследования: выявить и обосновать основные пути и социально-педагогические условия повышения роли семьи в формировании культурных ценностей у подрастающего поколения. |