Delist.ru

Муниципальная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (педагогический аспект) (30.08.2007)

Автор: Рацимор Александр Ефимович

Спортивные школы 4 5 5 5 5 5 5 6 6

Спортивные клубы 6 12 12 13 16 19 19 19 19

Виды спорта 21 23 26 31 33 37 43 44 45

Из таблицы 2 видно, что количество спортивных школ за период с1998 г. по 2006 выросло в 1,5 раза (с 4-х в 1998 г. до 6-ти в 2006 г.). За это же время количество спортивных клубов по различным видам спорта увеличилось более чем в 3 раза (с 6-ти в 1998 г. до 19-ти в 2006 г.). Рост числа спортивных школ и спортивных клубов привёл к увеличению более чем вдвое видов спорта, которыми занимаются несовершеннолетние жители Ступинского муниципального района (с 21 до 45), а также количеству детей и подростков, занимающихся в них на 15,4 % (таблица 3).

Таблица 3

Динамика роста количества детей и подростков, занимающихся в спортивных школах

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Количество детей, занимающихся в спортивных школах

Данные таблицы 4 характеризуют количество спортивных соревнований, которые проводятся на спортивных сооружениях района. О качестве проводимых соревнований свидетельствуют цифры ежегодно увеличивающихся спортивных мероприятий областного, российского и международного уровня, в которых активное участие принимают юные спортсмены Ступинского муниципального образования.

Количество соревнований, проведенных на территории Ступинского района

Таблица 4

2001 2002 2003 2004 2005 2006

Международные соревнования 0 3 3 3 5 6

Российские соревнования 27 36 40 41 46 48

Областные соревнования 64 67 71 75 79 80

Районные 307 309 306 303 293 295

Итого 398 415 420 422 423 429

Одним из важных результатов работы муниципальной системы профилактики следует считать увеличение количества приемных семей как одной из форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях развития данной формы устройства детей-сирот принято постановление главы района «Об организации работы с приемными семьями», разработаны Положение о приемной семье, план мероприятий с приемными семьями. В Ступинском районе за 2004-2006 г.г. создано 38 приемных семей, в которых воспитывается 55 детей, оставшихся без попечения родителей. Продолжается активная работа по созданию новых приемных семей.

На содержание ребенка, находящегося в приемной семье, выплачиваются такие же средства, как и на опекаемого ребенка, а размер оплаты труда приемных родителей составляет в 2006 году четыре минимальных размеров оплаты труда: 4400 рублей каждому приемному родителю за каждого приемного ребенка. Кроме этого, за воспитание приемного ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида, выплата увеличивается на 1,5 минимальных размеров оплаты труда, при наличии двух или более оснований – на 2 минимальных размер оплаты труда. Также предусмотрена ежегодная материальная помощь приемной семье для организации отдыха в размере 2 мин. размеров оплаты труда на каждого приемного ребенка или компенсация расходов на приобретение путевок для совместного (родителей и детей) отдыха в размере 3-х минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, если семья из двух человек (муж и жена) берет на воспитание приемного ребенка, она получает в месяц в среднем 14 тысяч рублей.

Основными задачами, стоящими перед учреждениями и организациями сферы молодёжной политики как одного из субъектов профилактики являются: организация содержательного досуга подростков и молодёжи и их временное трудоустройство. С этой целью в районе создано 34 учреждения социального обслуживания молодёжи, в том числе 28 подростково-молодёжных клубов (далее ПМК), 21 из которых функционирует в сельской местности. Для сравнения следует отметить, что на территории Московской области действуют 179 аналогичных учреждений, т.е. каждое пятое функционирует в Ступинском муниципальном районе.

Ежегодно Совет по защите прав детей, в который входит и руководитель отдела по делам молодёжи, проводит мониторинг количественных и качественных характеристик эффективности деятельности сферы молодёжной политики в организации профилактической работы. Учитывается количество учреждений социального обслуживания подростков и молодёжи, число кружков, секций и любительских формирований в них, а также общий охват несовершеннолетних в них.

Нами выявлена динамика создания сферы учреждений молодёжной политики. Так, в 1998г. в районе действовало всего 16 ПМК, в 2006 г. число учреждений социального обслуживания молодёжи стало 34 (увеличение более чем в 2 раза). Дана характеристика роста числа различных любительских формирований в этих клубах. За 9 последних лет (с 1998 г. по 2006 г.) их количество увеличилось почти в 3 раза и составило 136, а количество подростков и молодёжи, их посещающих с 6,7 тысяч в 1996 г. до 20,15 тысяч в 2006 г.

Очень важной формой целенаправленных профилактических воздействий является организация летней занятости детей и подростков. Диаграмма 5 приводит данные, характеризующие различные виды организации досуговой и трудовой занятости детей и подростков в летний период. В результате чётко спланированных и организованных оздоровительных кампаний в течение летних школьных каникул в период с 2001г. по 2006г. на территории муниципального образования несовершеннолетними не было совершено ни одного преступления.

Во многом такой показатель достигнут благодаря тому, что во всех видах организованного отдыха задействованы более 90% подростков «группы риска».

Организация летней занятости детей и подростков

Главная задача организации муниципальной системы профилактики состоит в сокращении детско-подростковых девиаций. Общая картина их устойчивого снижения на территории Ступинского муниципального района показана на диаграмме 6.

Диаграмма 6

Состояние подростковой преступности в Ступинском районе

в 1999-2006 гг.

Количество подростков, состоящих на учёте в отделении по делам несовершеннолетних Ступинского Управления внутренних дел за период с 1999 г. по 2006 г. сократилось на 30% (с 271 в 1999 г. до 191 в 2006 г.). За тот же период количество преступлений сократилось более чем в два с половиной раза (с 72 в 1999 г. до 28 в 2006 г.), а число участников преступлений уменьшилось более чем в 2 раза (с 65 в 1999 г. до 30 в 2006 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое на трёх уровнях познания – теоретическом (выявлена сущность понятия профилактики и определено его место в понятийной системе педагогики), методологическом (создана структурно-функциональная модель муниципальной системы профилактики детско-подростковых девиаций), технологическом (разработаны и внедрены в практику технологии, способствующие эффективному функционированию муниципальной системы профилактики) комплексное исследование причин и следствий профилактической работы подтвердило основные положения гипотезы, что позволяет прийти к следующим выводам.

1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних позволяет определить, что в развитых странах (Германия, США, Франция, Голландия, Финляндия и др.) осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, закрепленных в нормативно-правовых актах, обеспечивается эффективно функционирующей системой государственных, региональных и муниципальных служб, а также их эффективным взаимодействием с общественными неправительственными организациями.

На основе анализа психолого-педагогической, философской, социальной, юридической литературы выдвинута и концептуально разработана идея создания муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как средства практической реализации и защиты прав детей, которая характеризуется всеобщим охватом детей и поэтому позволяет детально изучить проблемы детства. В исследовании введено и обосновано понятие профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, рассматриваемое как особый вид социально-педагогической деятельности, направленной на выявление, определение и разрешение проблем ребёнка с целью реализации его прав на полноценное развитие и образование.

2. На основе системного анализа и выдвинутых общеметодологических принципов теоретически построена структурно-функциональная модель муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Структура имеет четыре взаимосвязанных уровня: первый уровень - семья; второй уровень – инновационные социально-педагогические учреждения (детский приют «Солнышко», Центр семейного воспитания и др.) и общественные организации (клуб ЮНЕСКО «Оптималист Подмосковья», Лига молодых матерей Подмосковья и др.), а также нововведения социально-педагогического содержания в типовых учреждениях образования и социальной защиты; третий уровень включает нововведения, касающиеся субъектов профилактики, в том числе жилищно-коммунальную службу района, спорткомитет, общественные советы по профилактике городских и сельских поселений и др.; четвёртый уровень – управленческий – Совет по защите прав детей.

Выделены функции элементов модели: образовательно-коррекционная, правозащитная, социально-адаптационная, социально-реабилитационная, экспертно-прогностическая, информационно-аналитическая и организационно-управленческая.

3. В диссертации определены необходимые для функционирования и развития муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних организационно-педагогические условия, которые включают нормативно-правовое, экономическое, кадровое обеспечение деятельности системы, а также педагогическое управление всей системой, которое осуществляется Советом по защите прав детей, получающим для этого необходимые полномочия и обеспечивающим взаимодействие системы с предприятиями, организациями и жителями района.

Одним из наиболее значимых условий успешного функционирования и устойчивого развития муниципальной системы профилактики является его экономическое обеспечение. Реализация этого условия подразумевает разработку и осуществление долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ социально–экономического развития муниципального района, основанных на привлечении отечественных и иностранных инвестиций, повышении эффективности деятельности предприятий всех форм собственности, сокращении уровня безработицы и др. Выполнение этого условия способствует повышению эффективности производства, создаёт реальные предпосылки для увеличения ассигнований, выделяемых бюджетом муниципального образования на создание и постоянное совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. На основании данных государственной статистики, социологических исследований и констатирующего эксперимента выделены основные направления организационной деятельности по созданию действенных механизмов муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и её реализации, которые включают:

- оказание помощи детям в продолжении учёбы и получении профессионального образования;

загрузка...