Delist.ru

Повышение эффективности использования портовых кранов при ветровых нагрузках (30.08.2007)

Автор: Подобед Виталий Александрович

поворот крана ( = 130-140( в зависимости от КF Работа кранов без ограничения на ( и (

1,0

"Кировец" KF ( 0,5 20 м/с с порывами до 25 м/с 0,5

0,5

1,0

1,5

"Сокол"

"Альбатрос"

"Кондор" KF ( 0,5 20 м/с с порывами до 25 м/с 0,5

0,5

1,0<1,5 15 м/с с порывами до 18 м/с

1,5<2,0 до 15 м/с

"Ганц" KF ( 0,5 18 м/с с порывами до 20 м/с 0,5

0,5

1,0<2,0 до 15 м/с

"Форель" 0,5

1,0

технологические схемы работ, геометрические параметры циклов работы кранов и парусность грузов; использование кранов в зонах ветровых теней.

При паспортных значениях скорости ветра 18 м/с для кранов типа Альбрехт, Альбатрос, Сокол и Кондор с ограничениями, накладываемыми на вылет стрелы до 20-22 м, коэффициент парусности КF не должен превышать 1,5, а при паспортных значениях скорости ветра 20 м/с для кранов "Кировец" и 18 м/с для кранов "Ганц" и "Форель" – КF не должен превышать 1,0.

Использование кранов при ветровых нагрузках свыше паспортных значений допускается с ограничениями, накладываемыми на технологические схемы перегрузочных работ, геометрические параметры циклов работы кранов и парусность грузов. Рассчитанную допустимую скорость ветра 22 м/с для рабочего состояния кранов "Альбатрос", "Сокол" и "Кондор" подтвердил завод-изготовитель Кранбау Эберсвадьде. При указанной скорости ветра разрешается перегружать грузы кранами с ограничениями на геометрические параметры циклов их работы ((=22 м, ( = 130-140() с коэффициентом парусности КF ? 1,0, а без ограничений на геометрические параметры циклов

работы кранов – с коэффициентом парусности КF ? 0,5. Использование портальных кранов при ветровых нагрузках значительно выше паспортных значений допускается при более жестких ограничениях,

накладываемых на технологические схемы перегрузочных работ, геометрические параметры циклов работы кранов и парусность грузов. Для кранов "Кировец" с такими ограничениями получены расчетные эксплуатационные зоны, приведенные на рисунке при перегрузке грузов с КF ? 0,5,

торых максимальная допустимая скорость ветра составляет 28 м/с.

На основании выполненных исследований и писем Минморфлота и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота была проведена в 1981-1982г.г. опытная эксплуатация кранов "Альбрехт" при паспортных значениях ветровых нагрузок без участия рабочих в строповке (отстроповке) грузов в портах Ильичевск и Измаил в соответствии с разработанными "Типовой инструкцией по безопасной эксплуатации кранов "Альбрехт" при ветровых нагрузках" и "Программой опытной эксплуатации кранов "Альбрехт" при ветровых нагрузках", утвержденными руководством портов. Положительные результаты опытной эксплуатации были оформлены актами, утвержденными главными инженерами портов и согласованными техническими инспекторами труда ЦК профсоюза при Черноморском и Дунайском баскомфлотах.

На основании результатов опытной эксплуатации кранов "Альбрехт" при скорости ветра свыше 15 м/с в портах Ильичевск и Измаил и письма Минморфлота и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота была проведена в 1982-1984 г.г. дополнительная опытная эксплуатация кранов при повышенных ветровых нагрузках в портах Ленинград, Мурманск, Клайпеда, Ильичевск и Измаил, на основании которой были разработаны и внесены дополнения в Правила безопасности труда в морских портах

(РД 31.82.03-87) и Правила технической эксплуатации подъемно-транс-портного оборудования морских портов (РД 31.1.02-04), разрешающие эксплуатацию портовых кранов при скорости ветра свыше 15 м/с.

Опытная эксплуатация портальных кранов при ветровых нагрузках свыше паспортных значений с ограничениями, накладываемыми на технологические схемы перегрузочных работ, которая проводилась в указанных портах при порывах ветра до 22 м/с, подтвердила Заключение завода Кранбау Эберсвальде о возможности использования этих типов кранов при указанных ветровых нагрузках.

Проведенная в соответствии с письмами Мурманского округа Госгортехнадзора, Минрыбхоза и ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства в 1988-1989 г.г. опытная эксплуатация кранов в Мурманском рыбном порту подтвердила возможность использования кранов при паспортных значениях ветровых нагрузок при перегрузке грузов с участием рабочих в строповке (отстроповке) грузов. Результатом опытной эксплуатации портальных кранов с участием рабочих в строповке (отстроповке) грузов при скорости ветра от 15 до 22 м/с явилась разработка "Типовой инструкции по эксплуатации портальных кранов при скорости ветра свыше 15 м/с в морских рыбных портах", которая была утверждена приказом Минрыбхоза и ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства № 439 от 3 ноября 1989г.

На основании выполненных исследований ветровых режимов портов и писем Минморфлота и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота был проведен эксперимент по опытной эксплуатации кранов при сильном ветре в зонах ветровых теней в портах Мурманск, Калининград, Одесса и Находка. Опытная эксплуатация производилась на основании разработанных Программы эксперимента, "Положения об опытной эксплуатации кранов морского порта при сильном ветре" и "Методики составления ветровой карты порта", согласованных с техническими инспекциями профсоюза баскомфлотов и утвержденных начальниками указанных портов. Методика составления ветровой карты была согласована также с Одесской гидрометеорологической обсерваторией, морскими гидрометеорологическими станциями Одесса-порт, Ильичевск-порт и Мурманск. Результаты проведения эксперимента в портах Мурманск, Калининград, Одесса и Находка были оформлены актами и утверждены начальниками портов по согласованию с техническим инспекциями профсоюза соответствующих баскомфлотов.

В результате анемометрических съемок в портах Калининград, Мурманск, Находка и Одесса были составлены с участием автора ветровые карты портов, утвержденные руководством портов.

На основании результатов выполненных исследований ветровых режимов портов и составленных ветровых карт портов Калининград, Мурманск, Находка и Одесса была разработана "Методика составления ветровой карты порта", вошедшая в состав "Типовой инструкции по эксплуатации портальных кранов при скорости ветра свыше 15 м/с в морских рыбных портах", которые были включены в "Правила по охране труда в морских рыбных портах", утвержденные в 2001 году приказом Госкомитета РФ по рыболовству и согласованные Минтруда РФ. Результаты выполненных исследований также вошли в 2005г. в проекты "Правил по охране труда в морских рыбных портах" и "Правил по охране труда для судоремонтных предприятий".

Анализ конструктивных и эксплуатационных особенностей, а также исследование аэродинамических характеристик крановых анемометров в аэродинамической трубе позволили сформулировать требования к анемометрам и дать рекомендации по их выбору, поверке и месту установки на кранах и на территории порта.

Результаты внедрения выполненных исследований в нормативных актах Минморфлота и рыбного хозяйства позволяют расширить диапазон использования портовых кранов до скорости ветра 22 м/с, а также в зонах ветровых теней.

Шестая глава посвящена определению убытков от простоев водного транспорта в морских портах и технико-экономической эффективности результатов выполненных научных исследований.

В результате опытной эксплуатации портовых кранов при повышенных ветровых нагрузках определен экономический эффект от использования кранов при паспортных значениях ветровых нагрузок (при скорости ветра до 20 м/с), свыше паспортных значений (при скорости ветра до 22 м/с) и в зонах ветровых теней портов.

Разработаны дополнительные требования к техническим условиям на проектирование портальных кранов с учетом их эксплуатации при повышенных ветровых нагрузках.

Получено заключение завода Кранбау Эберсвальде, подтверждающее эксплуатацию кранов при скорости ветра до 22 м/с.

Составлены ветровые карты для морских портов Калининград, Мурманск, Одесса, Находка, утвержденные руководством этих портов.

Подтвержденный ЗАО "ЦНИИМФ" экономический эффект по морским торговым портам составляет 25 млн. руб. в год, а – ФГУП "ГИПРОРЫБФЛОТ" – по рыбным портам – 10 млн. руб. в год.

В заключении приведены научные и практические результаты выполненных исследований, содержатся положения, определяющие научную новизну и практическую ценность работы.

загрузка...