Delist.ru

Региональная социально-экономическая динамика (на примере Дальнего Востока) (30.01.2008)

Автор: Прокапало Ольга Михайловна

2.Количество дневных общеобразовательных школ на 10 тыс. чел. населения

3.Численность студентов высших учебных заведений на 10 тыс. чел. населения

4.Численность врачей на 10 тыс. чел. населения

5.Ввод в действие жилых домов на 1000 чел. населения 1.Выбросы загрязняющих веществ

2.Число зарегистрированных преступлений на 10 тыс. чел. населения

3.Число зарегистрированных убийств и покушений на убийство

4.Сводный индекс потребительских цен

Финансовый 1.Доходы бюджета на душу населения

2. Сальдированный финансовый результат 1.Дефицит бюджета

Научно-инновационный 1Удельный вес занятых исследованиями и разработками в общей численности занятых в экономике

2.Удельный вес исследователей с учеными степенями в общей численности занятых исследованиями

3.Затраты на исследования и разработки

4.Затраты на технологические инновации нет

(4)Рейтинги регионов в разрезе элементов социально-экономического потенциала за 1993-2005 гг.

Потенциалы Якутия Примор-ский край Хабаров-ский край Амурская область Камчатская область Магаданская область Сахалинская область ЕАО ЧАО

Природно-ресурсный 4,5

Территориально-географический 6

Демографический 1

4,5 7,5

Трудовой 6,5

Производственный 1,5

4,5 7,5

6,5 1,5

Социально-инфраструктурный 3

Финансовый 2

Научно-инновационный 2

5,5 3,5

4,5 4,5

Примечание: первая цифра – 2005 г.; вторая цифра - 1997 г.; третья цифра - 1993 г.

К третьей группе следует отнести территории со снижающимся потенциалом развития: Магаданская, Камчатская и Амурская области. Причем в Амурской области скольжение вниз происходит интенсивнее. Там отмечается снижение показателей демографического, трудового, производственного, социально-инфраструктурного, финансового, научно-инновационного потенциалов.

В четвертую группу входит Еврейская автономная область, которая в течение всего анализируемого периода имеет низкий потенциал развития и стабильно занимает последнюю строчку в рейтинговой таблице.

7. Выявлены взаимосвязи между механизмом формирования и результатами реализации, закономерностями изменения целевых областей и ресурсных ограничений государственных программ социально-экономического развития Дальнего Востока (программы 1987, 1996, 2002 гг.), а также официальных документов программного типа, предусматривавших реализацию определенных целевых установок регионального и национального характера (постановления 1930, 1967, 1972 гг.). Определены тенденции реализации программных установок в области инвестиционной, структурной и социальной политики на Дальнем Востоке.

Применение программного метода эффективно в том случае, когда необходима концентрация усилий на решении важнейших социально-экономических проблем, которые невозможно решить в рамках традиционных способов управления.

Под региональной программой обычно понимается законченный документ, излагающий и обосновывающий основные направления развития экономики района на определенный срок, перечисляющий важнейшие проекты, суммирующий потребные капиталовложения и указывающий возможные источники финансирования, а также называющий ответственных исполнителей за отдельные разделы программы.

Все многообразие существовавших и существующих программ можно свести в две категории: программы, направленные на получение определенного вещественного или социально-экономического результата, и программы развития. Первые могут представлять собой программы создания производственных комплексов по получению определенной продукции, программы разработки и создания новой техники и технологии, социальные программы (строительство жилья, повышение среднего уровня заработной платы и т.д.). Вторые, программы развития, направлены на преобразование существующих подсистем, создание условий для их функционирования в желательном режиме. Как правило, целью этих программ является повышение эффективности либо самой преобразуемой подсистемы, либо более общей системы, эффективность которой в существенной степени определяется эффективностью функционирования данной подсистемы. К программам такого вида относятся программы реконструкции предприятий, структурной перестройки отрасли, преобразования экономических регионов.

Когда речь идет «о комплексных программах экономического развития региона» (федеральные целевые региональные программы), подразумевается готовность государства аккумулировать средства, необходимые для достижения сформулированных целей.

На Дальнем Востоке в рамках трех мотивационных волн реализовывалось несколько крупномасштабных программ, которые далеко не всегда формально представляли собой официальный государственный план, но всегда предусматривали концентрацию ресурсов под контролем центрального правительства ради достижения определенной цели (целей), что и является основным признаком программного планирования. Этими программами являлись:

1. Программа «государственной колонизации Дальнего Востока» (1890-1916 гг.).

2. Программа «государственной индустриализации» (1930-1942 гг.).

3. Программа «военно-промышленного комплексирования» (постано-вления 60-х – начала 70-х годов ХХ века).

загрузка...