Региональная социально-экономическая динамика (на примере Дальнего Востока) (30.01.2008)
Автор: Прокапало Ольга Михайловна
ективный характер при данных внутренних и внешних условиях функционирования и развития региона как экономической системы; увеличение масштабов и диверсификация экономики региона сопровождается увеличением количества концепций развития в рамках мотивационных волн. То есть в пределах каждого следующего отрезка мотивационной волны количество «чистых» стратегий увеличивается, и все более сложным является процесс формирования реальной, т.е. смешанной стратегии развития региона. 4. Получены сравнительные характеристики региональной экономической специализации для дореформенного периода и 2000-х годов в разрезе субъектов Российской Федерации. Показано, что, несмотря на отсутствие существенной вариации коэффициентов локализации (кроме электроэнергетики и отдельных отраслей промышленности) в пореформенный период, наблюдаются значительные различия в области адаптации отдельных отраслей и их групп в отдельных регионах. Это в перспективе может привести к существенному изменению характеристик эффективности факторов производства, а, следовательно, к изменению территориальной структуры через модификацию структуры инвестиционных предпочтений и решений. Для Российской Федерации в условиях исключительной пространственной неоднородности чрезвычайно важен подход с позиций оценки качества экономического пространства, сохранения целостности национальной экономики. Пространственный подход к национальной экономике требует совместного анализа общенационального и региональных темпов роста Идеальной является ситуация, когда экономический рост происходит во всех регионах. Региональные темпы прироста различаются по величине, но всюду являются положительными. В этом случае все регионы вовлечены в экономический рост и могут получить от этого непосредственные выгоды. Совсем другая ситуация, когда весь прирост ВВП концентрируется в небольшом числе экономически сильных регионов, а в значительной части отстающих регионов продолжается экономический спад. В этом случае трудно говорить о росте национальной экономики как единого организма, о развитии общероссийского рынка. В результате неравномерной региональной динамики за 1996-2005 гг. заметно изменилась территориальная структура ВРП (табл.2). (2) Территориальная структура ВРП Российской Федерации (РФ -100%) Федеральные округа 1996 1998 2000 2002 2004 2005 Центральный 26,0 29,4 33,0 34,1 31,5 34,2 Северо-Западный 9,7 10,3 9,8 9,9 10,1 10,1 Южный 8,1 8,1 7,6 7,8 7,4 7,2 Приволжский 20,1 19,2 18,1 17,2 16,6 15,7 Уральский 15,8 14,0 15,1 15,0 18,0 17,3 Сибирский 14,4 13,1 11,4 10,9 11,6 10,9 Дальневосточный 5,9 6,0 5,9 5,1 4,7 4,6 Среди федеральных округов заметно повысилась доля Центрального (с 26% до 32-34%) и Уральского (с 15,8 до 17-18%). Доли четырех федеральных округов снизились, особенно Приволжского (на 4,4 п.п.) и Сибирского (на 3,5 п.п.). Основные тенденции изменений по крупным экономическим районам были связаны с перемещением экономической активности в центральные регионы за счет быстрого роста там сервисных отраслей. В структуре валовой добавленной стоимости наибольший удельный вес сохраняется за промышленностью. Поэтому сдвиги в промышленном производстве в наибольшей степени определяют структурные изменения в территориальном валовом продукте. В связи с тем, что крупные экономические системы являются слишком большим агрегатом для того, чтобы судить о действительных изменениях в территориальной структуре промышленности, был проведен анализ изменений в промышленной специализации по субъектам Федерации (раздел 2.2). Расчет проводился по 77 субъектам Российской Федерации за 1990 г., 2000 г., 2003 г. Анализ коэффициентов локализации промышленного производства показал, что существенных изменений степени территориальной концентрации по отраслям промышленности не произошло. Однако с точки зрения специализации на тех или иных отраслях отдельных субъектов Федерации изменения в ряде случаев заметны. Наиболее впечатляющими являются сдвиги в области электроэнергетики. Появление в течение 1990-х годов ряда новых субъектов Федерации в списке специализирующихся на производстве электроэнергии регионов объясняется, конечно, не сдвигами в размещении генерирующих мощностей. Причина заключается в относительно более интенсивном росте доли стоимостных объемов продукции электроэнергетики по отношению к продукции других отраслей в отдельных субъектах Федерации. Это же связано, с одной стороны, с низкой эластичностью спроса на электроэнергию по цене, а с другой стороны, с сильным падением в остальных отраслях промышленного комплекса. Подобным же образом объясняется расширение круга регионов, в которых отраслью специализации стала топливная промышленность. В отраслях обрабатывающей промышленности (машиностроении, лесной, химической) изменение состава регионов преимущественной концентрации соответствующих производств было связано с разной степенью соответствия структуры и качества производства рыночному спросу, а также с выбором изначального места размещения производств. В тех регионах, где данные производства с самого начала были размещены эффективно с точки зрения рыночного спроса и величины затрат, а структура выпуска более или менее соответствовала структуре спроса (или существовала возможность относительно быстро и недорого привести их в соответствие) показатели специализации не изменились или даже увеличились. Кроме электроэнергетики, наибольшие изменения в размещении демонстрирует и легкая промышленность. Это вполне объяснимо. В отличие от сырьевых отраслей и тяжелой обрабатывающей промышленности (цветной и черной металлургии, лесохимии, топливной промышленности) легкая промышленность может достаточно быстро и сравнительно дешево маневрировать мощностями, сворачивая их в невыгодных с точки зрения конечного спроса регионах и развивая в других. Пожалуй, именно легкая промышленность в наибольшей степени демонстрирует в вышеприведенном анализе локализации более или менее реальные сдвиги в размещении. С точки зрения участия Дальнего Востока в национальном разделении труда и сравнительной концентрации отраслевых комплексов в регионе существенных изменений не произошло. По-прежнему три традиционные отрасли специализации (цветная металлургия, лесная и рыбная промышленность) остаются высококонцентрированными с точки зрения размещения в пределах национальной экономики. Правда, если цветная металлургия усилила по сравнению с 1991 г. свои позиции как отрасль специализации, то лесная и пищевая промышленности заметно снизили уровень пространственной концентрации. В соответствии с оценкой по индексам локализации отраслью специализации является и электроэнергетика, пространственная концентрация которой на Дальнем Востоке значительно усилилась. Однако это связано исключительно с опережающим ростом тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке по сравнению с другими регионами страны. Следовательно, повышающийся индекс локализации свидетельствует в данном случае не о специализации региона на производстве электроэнергии, а о сравнительном росте предельных цен. Среди дальневосточных субъектов Федерации только в Амурской области электроэнергетика может рассматриваться как отрасль региональной специализации благодаря сосредоточению в области высокоэффективных и мощных гидроэлектростанций. Уже в 2004 г. появились статистические признаки формирования новой отрасли специализации в регионе – резкое увеличение индекса локализации в топливной промышленности Сахалинской области. Начиная с 2005 г. непрерывно увеличивается добыча и экспорт нефти на шельфе Сахалина, что означает в ближайшем будущем превращение топливной промышленности в новую отрасль национальной специализации. Значение этой новой отрасли специализации, конечно, будет статистически и экономически превосходить «старую» специализацию – лесную и пищевую промышленности. Таким образом, проведенные исследования позволяют утверждать, что существенных сдвигов в территориальной структуре не наблюдается. Речь идет только о различиях в адаптации отдельных производств в различных регионах к условиям рынка. Однако в дальнейшем эти «адаптационные» различия будут служить основой для принятия решений относительно размещения инвестиций в различных регионах, ориентируясь на те или иные отраслевые рынки. Впоследствии эти различия воплотятся в изменение территориальной структуры производства и собственно территориального разделения труда. Дана характеристика и определены временные интервалы циклов прямых и косвенных методов государственного регулирования территориального развития, предложен подход к выделению этапности циклов в зависимости от задач, стоящих перед Дальним Востоком, характеристики состояния институциональной среды (набора методов и институтов регулирования регионального развития), соотношения региональных и национальных запасов природных и экономических ресурсов. Своеобразие региональных проблем России связано с формированием нового экономического пространства и принципиально новой модели экономического развития. Российская экономика в период реформ характеризуется кардинальным изменением системы межрегиональных связей, роли и места отдельных регионов и территорий в национальном хозяйстве. Стратегия формирования внутрирегионального и межрегиональных рынков предполагает проведение целенаправленной региональной политики с целью укрепления и расширения хозяйственных связей внутри региона и между регионами. Функционирование и развитие региональных экономических систем не может подчиняться лишь законам рынка. Основу организации национальной экономики составляют крупнотоварные производственно-коммерческие структуры, деятельность которых в большинстве случаев ориентирована не на случайных, а на заранее известных потребителей продукции. Функционирование и развитие региональных экономических систем, подчиненных лишь рыночному регулированию, неизбежно приведет к разрушению целостности национальной экономики и общества. Мировая экономика демонстрирует четкие тенденции к взаимодействию механизмов рыночного саморегулирования и целенаправленно-планомерного развития, что проявляется в регулировании на уровне хозяйствующих субъектов (бизнес-планы) и на уровне государства (программное регулирование). Государственное региональное регулирование объективно существует как в условиях централизованной командной, так и в рамках рыночной экономики. Формирование государственной региональной политики по существу представляет собой создание новой институциональной системы, которая бы способствовала не просто эффективному распределению общественных ресурсов в пространстве, но отвечала бы некоторым принципам соблюдения социальной справедливости, что, разумеется, находится в известном конфликте с принципом эффективного использования ресурсов. Под региональной экономической политикой понимается деятельность по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте. На государственном уровне необходимо сформулировать концепцию региональной политики, которая стала бы базой для формирования собственно политики как системы норм или правил поведения государства (имея в виду институты государства), экономических агентов, органов власти и управления субъектов Федерации, направленных на достижение дифференцированных по субъектам Федерации экономических и социальных результатов, соответствующих некоторому общему принципу пространственной организации общественного хозяйства и социальной системы с точки зрения национальных приоритетов. Государственная региональная политика является системой инструментов и механизмов, действие которых должно быть направлено на достижение двуединой цели: обеспечить эффективность использования общественных ресурсов в пространстве и гарантировать достижение внеэкономических целей общественного развития (социальных, военно-политических, геостратегических, экологических). Следовательно, часто раздающиеся призывы к формированию дифференцированной с учетом региональных особенностей экономической политики целесообразно было бы формулировать как требование разработки и реализации такой региональной экономической политики, совокупность норм и правил поведения которой позволяла бы государственным органам на уровне Федерации и в субъектах Федерации, а также экономическим агентам, функционирующим в субъектах Федерации и/или взаимодействующим с ними, стремиться к достижению экономических и социальных результатов деятельности, наилучшим образом соответствующих реальным условиям и возможностям того или иного субъекта Федерации. Это означает также и то, что сами субъекты Федерации должны быть в наибольшей степени заинтересованы в дополнении норм и правил общефедеральной системы собственно региональными мерами, направленными на создание институтов, наилучшим образом соответствующих региональным особенностям. Действия государственного регулирования территориального развития могут быть явными и неявными, прямыми и косвенными, всеобщими и селективными, хотя точные количественные соотношения указанных действий определить достаточно сложно. Спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется, что обусловлено рядом причин, к числу которых следует отнести, во-первых, постоянный рост масштабов и усложнение структуры экономики, во-вторых, необходимость предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национальной экономики. Еще одной причиной широты задач является то, что чистый рынок решает конъюнктурные, сиюминутные задачи, а государство призвано смотреть в будущее, последовательно создавать благоприятную среду для опережающего развития высококонкурентных отраслей экономики и науки. Отдельные инструменты государственной политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться и роль конкретного инструмента в арсенале методов государственного регулирования. В зависимости от выбранных критериев возможны разные классификации методов регулирования. 1. По степени непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают методы прямого и косвенного регулирования. Прямые методы предусматривают непосредственные государственные капиталовложения в экономику нуждающихся регионов. К основным направлениям прямого регулирования следует отнести бюджетное регулирование и финансирование государством федеральных и региональных целевых программ развития территорий, содержащих комплекс мер, обеспечивающих реализацию поставленных целей. Деятельность государства в данном случае направлена на создание и развитие в районах предпочтения инфраструктуры, создание промышленных парков, строительство «пионерных» промышленных предприятий и комплексов, новых промышленных центров и «полюсов роста». Косвенное регулирование включает в себя налоговое, кредитное, ценовое. |