Региональная социально-экономическая динамика (на примере Дальнего Востока) (30.01.2008)
Автор: Прокапало Ольга Михайловна
Точно так же кризисы производства в рамках каждой из длинных волн не являлись классическими конъюнктурными кризисами. Действительно, если в периоды 1890-1913 гг. и 1928-1990 гг. приросты используемых капитальных и трудовых ресурсов были постоянно положительными, что, собственно, и объясняет длительную положительную динамику (см. рис.1), то в периоды 1914-1922 гг. и 1992-1998 гг. эти приросты были отрицательными, что обусловило глубокое падение производства. Но причина заключалась не в перегреве экономики и не в распространении рыночных инноваций. Единственной причиной являлось устранение государства как источника положительных приростов факторов производства. То есть и цикличность в рамках длинных волн объясняется сменой институциональных режимов, а не классической причиной – снижением предельной производительности факторов производства при данном уровне технологий. Технологическая основа производства в пределах каждой из длинных волн не изменялась. Критичность именно государственных вложений в региональную экономику подтверждается и сравнением военных периодов в экономической истории Дальнего Востока (1914-1922 гг. и 1941-1945 гг.). В первый из этих периодов ресурсы перестали поступать, и регион пережил кризис с длительным восстановительным периодом. Во втором случае государственные ресурсы не переставали поступать в регион, и положительная динамика экономики не прерывалась. Таким образом, промышленный рост на Дальнем Востоке на протяжении всей истории его колонизации и развития определялся позицией государства в сфере распределения общественных финансово-экономических ресурсов: 1) непосредственное поддержание государственными ресурсами положительных приростов затрат факторов производства в регионе означало длительный рост региональной экономики; 2) прекращение государственного финансирования регионального развития приводило к кризису или стагнации регионального производства. 2. Систематизированы положения концепций социально-экономического развития Дальнего Востока, сформулированных за рассматриваемый период освоения и развития региона. Выявлены взаимосвязи между параметрами концепций социально-экономического развития Дальнего Востока и характеристиками внешних и внутренних факторов, определяющих региональную экономическую динамику, а также между целями развития региона и стратегическими задачами развития национальной экономики и государства. Экономическая политика колонизации и развития Дальнего Востока, то есть система решений и мер по достижению определенных целей регионального развития, базируется на некоторой идее (совокупности идей) этого достижения. Эта идея или совокупность идей является концепцией регионального развития. Их явное или неявное формирование и последующая формализация в виде государственных документов или решений определяли и определяют реальное развитие региона. В работе была проведена систематизация основных концепций регионального развития (раздел 6.2). Формирование военно-экономического форпоста на Тихом океане. Эта концепция реализовывалась в течение 1880-х–1918 гг. Дальний Восток рассматривался как резервная территория для аграрных переселений и как тыловая база Тихоокеанского флота и армии. «В этой модели освоения не возникало коллизий по поводу неконкурентоспособности местного производства из-за высоких затрат. Государственные военные заказы и поставки в регион оплачивались казной по фактической стоимости, а частные производители ориентировались только на те рынки и продукты, затраты на которых (которые) были рентабельны. Это не давало возможности быстрого экономического роста, но обеспечивало поддержание равновесия». Развитие сырьевой экспортной базы. Концепция экономической автономизации реализовывалась в 1922-1930 гг. После окончания гражданской войны ресурсы из центральной России практически не поступали, а на западных границах региона в отсутствии государственных дотаций возник экономический барьер. Однако восточные границы оставались свободны. Китайские и корейские эмигранты по-прежнему составляли заметную часть трудовых ресурсов. Стратегия развития заключалась в сосредоточении усилий на тех областях деятельности, которые требовали наименьших усилий и могли быть быстро восстановлены без существенной помощи Центра. Поэтому основные перспективы хозяйственного развития Дальнего Востока связывались с ростом промышленности, эксплуатирующей богатые природные ресурсы региона. Создание военно-индустриальной базы на Тихом океане. С 1930 г. развитие региона было встроено в плановую нормативную модель. Были восстановлены субсидии из государственного бюджета, которые компенсировали транспортный тариф, повышенную заработную плату, повышенные затраты на тепловую и электрическую энергию. Капитальные и материальные ресурсы практически полностью поступали из Центра. Экономика региона трансформировалась в экономику индустриального типа с сильным добывающим сектором и сильной оборонной промышленностью. Регион выполнял функции поставщика на внутрисоюзный рынок сырьевых ресурсов и функцию экономической базы Тихоокеанского флота и Дальневосточного военного округа. Развитие экспортных сырьевых отраслей. Сформулированная В.С.Немчиновым концепция предполагала освоение природных ресурсов региона для снабжения сырьем промышленности СССР и экспорта в страны АТР на основе централизованных ресурсов государственного бюджета, хотя задача поддержания потенциала оборонной промышленности сохранялась. Была обоснована идея частично восстановить ориентацию региона на рынки стран АТР в части неконкурентоспособных на внутреннем рынке по экономическим критериям продуктов. В рамках этой концепции началось привлечение японского капитала в форме компенсационных соглашений для добывающих отраслей региона с последующей оплатой предоставленных кредитов готовой продукцией этих отраслей, что положительно сказалось на экономическом росте. Тем не менее, распределение произведенной продукции было подчинено внутрисоюзному жесткому централизованному контролю, что исключало развитие и модернизацию регионального хозяйства без поддержки Центра. Концепция комплексного развития. К концу 60-х годов ХХ века стала определяться необходимость и целесообразность интенсификации освоения природных ресурсов Дальнего Востока, что обусловило обоснование новой концепции. Согласно этой концепции, на Дальнем Востоке должны были ускоренными темпами развиваться сырьевые (первичные) отрасли экономики (цветная металлургия, рыбная, лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность), причем значительные средства выделялись на мероприятия по приросту сырьевой базы этих отраслей. В то же время была сделана попытка вернуться к идее комплексного или квазиавтономного экономического развития в форме создания и развития ряда комплексирующих и вспомогательных производств в составе промышленного комплекса региона (нефтедобывающая, газовая, химическая, легкая, пищевая промышленности). Особое внимание уделялось развитию энергетической базы на основе использования наиболее эффективных топливных ресурсов. Экономика Дальнего Востока должна была развиваться в ориентации не только на внутренний рынок СССР, но и на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Концепция комплексного развития на основе тихоокеанской экономической интеграции. Эта концепция была положена в основу Долговременной государственной программы комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, принятой в 1987 г. В рамках данной концепции предполагалось создание на Дальнем Востоке высокоэффективного народнохозяйственного комплекса, располагающего собственной крупной ресурсной и научно-производственной базой, оптимальной структурой экономики, развитой социальной сферой, органически включенного в систему общесоюзного и международного разделения труда. Концепция рыночного треугольника (создание в регионе смешанной экономики). Основной идеей концепции являлось конструирование в регионе смешанной экономики с встраиванием стимуляторов экспортоориентированного производства и построением сбалансированной системы трех рынков – внутрирегионального, внутрироссийского межрегионального и рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Восточной Азии. Концепция интеграции с зарубежными рынками посредством приоритетной кооперации с Китаем. Реализация подходов, представленных в данной концепции, базируется на равной открытости российского Дальнего Востока для экономического взаимодействия со всеми экономиками стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но упор делается прежде всего на широкую интеграцию с китайской экономикой с целью использования последней для широкого выхода в Азиатско-Тихоокеанский регион. Конечная цель реализации данной концепции состоит в формировании единого экономического (но не политического) пространства российского Дальнего Востока с северо-восточными провинциями Китая. Концепция формирования инфраструктурных коридоров. Предлагается создание магистральных коридоров для передачи в страны АТР и СВА российских энергоресурсов и энергопродукции, а также транзита европейской и азиатской продукции. Проектируемая энергетическая инфраструктура для транзита топливно-энергетических ресурсов (нефте- и газопроводы, высоковольтные линии электропередачи), а также транссибирский железнодорожный маршрут превратят юг Дальнего Востока в мощнейший транспортно-энергетический транзитный полигон. Концепция формирования приграничной промышленно-сервисной дуги. Предполагается создание промышленно-экспортных зон, опирающихся на мощные промышленно-логистические и сервисные узлы: Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Владивосток, Находка. В созданных зонах планируется осуществлять переработку части поставляемого на экспорт сырья, а также перерабатывать часть поступающей из стран Восточной Азии импортной продукции. Таким образом, в течение длительного периода времени формирование хозяйственной системы Дальнего Востока происходило в соответствии со стратегическими целями и задачами развития национальной экономики. В зависимости от изменения внешних и внутренних условий изменялись и мотивы поведения основных агентов, определявших региональное развитие, и определялись результаты этого развития. 3. Предложена гипотеза формирования мотивационных волн, которые отражают институциональный фон развития экономики региона. В пределах длинных волн в соответствии с изменением внешних и внутренних условий выделено и обосновано пять мотивационных периодов с различными институциональными и ресурсными условиями функционирования Дальнего Востока. Установлено наличие закономерности чередования типов мотивационных периодов и зависимость эффективности методов государственного управления региональным развитием от характеристик этапов вышеупомянутых волн. Проведенный анализ концепций, реализуемых в течение длительного периода времени на территории Дальнего Востока, позволил выявить некоторые закономерности в процессе организации социально-экономического развития Дальнего Востока в соответствии с изменениями внешних и внутренних условий этого развития. Показано, что на протяжении всей истории колонизации и развития Дальнего Востока можно выделить пять мотивационных волн различной продолжительности. Первая волна (с начала колонизации до 1880-х годов). Заселение территории и формирование хозяйственной системы региона определялось почти исключительно мотивацией экономических агентов (самих переселенцев и предпринимателей). Вторая волна (1880–1918 гг.). Развитие региона стало определяться в значительной степени политикой и ресурсами государства (строительство Транссибирской железной дороги, сельскохозяйственное переселение, земельная политика, бюджетные дотации, предоставление благоприятных условий для внешней торговли, размещение в регионе казенных промышленных предприятий). Третья волна (1922-1930 гг.). Восстановление и развитие региона носило почти исключительно эндогенный характер, опиралось в основном на мотивацию самих экономических агентов внутри региона и на внутрирегиональные же ресурсы. Четвертая волна (1930-1990 гг.). Доминирование государственной политики и государственных ресурсов в развитии Дальнего Востока, причем это доминирование было гораздо более масштабным и ярко выраженным по сравнению со второй волной; мотивация имела ярко выраженный экзогенный характер, точно так же, как и источник ресурсов развития. Пятая волна (1991-2006гг.) – мотивация экономического развития региона опять стала почти исключительно эндогенной, отсутствовала сколько-нибудь ясная и единая государственная политика в отношении развития Дальнего Востока, а также были фактически заморожены государственные ресурсы, ранее составлявшие основу развития региона (табл.1). (1) Концептуальная характеристика мотивационных волн Мотивационная волна Концепции Эндогенная (1850-е – 1880-е гг.) Отсутствует Экзогенная (1880-е – 1918 г.) 1.Формирование военно-экономического форпоста на Тихом океане (заселение и строительство магистральной инфраструктуры) Эндогенная (1922 – 1930 гг.) 1. Развитие экспортных ресурсных отраслей Экзогенная (1930 – 1990 гг.) 1. Создание военно-экономической базы на Тихом океане (индустриализация) 2. Развитие экспортных сырьевых отраслей 3. Комплексное развитие экономики региона 4. Комплексное развитие на основе интеграции с экономиками АТР Эндогенная (1991 - 2006 гг.) 1. Создание смешанной экономики в регионе (концепция рыночного треугольника) «Китайская карта» (интеграция с зарубежными рынками посредством приоритетной кооперации с Китаем) 3. Формирование инфраструктурных коридоров 4.Формирование приграничной промышленно-сервисной дуги Выявленные в процессе анализа закономерности показали следующее: мотивационные волны строго чередуются: за эндогенной волной обязательно следует экзогенная, которая вновь сменяется эндогенной. Это позволяет надежно предсказывать характер последующих мотивационных волн и, соответственно, трансформацию экономической политики; |