Delist.ru

Региональная социально-экономическая динамика (на примере Дальнего Востока) (30.01.2008)

Автор: Прокапало Ольга Михайловна

ГЛАВА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

3.1. Формирование региональной экономической динамики

3.2. Тенденции планомерного регионального развития на основе внеэкономических критериев распределения

3.3. Встраивание экономики Дальнего Востока в единый народнохозяйственный комплекс

ГЛАВА 4. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

4.1. Экономика Дальнего Востока в предреформенный период

4.2. Трансформационный спад в экономике Дальнего Востока

4.3. Восстановительный период в экономике Дальнего Востока

ГЛАВА 5. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

5.1. Пространственное распределение динамики и потенциала производственно-экономической системы региона

5.2. Пространственное распределение факторов производства

5.3. Функциональная дифференциация в пространстве

5.4. Сравнительная оценка социально-экономических потенциалов субъектов Федерации Дальнего Востока

ГЛАВА 6. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

6.1. Стратегии экономического развития: категориальное содержание

6.2. Генезис концепций развития Дальнего Востока

6.3. Программы социально-экономического развития Дальнего Востока как форма стратегического планирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

II. Основные научные результаты и выводы диссертации.

1. Проведена реконструкция многолетних рядов экономической динамики (1880-е – 2000-е годы), на основе которой определены две «длинные» волны. Первая волна (1890–1928 гг.) связана с колонизацией региона, вторая (1928–2006 гг.) – с его индустриальным развитием.

Анализ экономики Дальнего Востока, начиная с конца XIX века показал, что на разных этапах экономическая динамика была обусловлена господством различных критериев развития (глава 3, глава 4):

Период 1860-1928 гг. – поступательное развитие Дальнего Востока с положительными темпами роста в течение практически всего периода, за исключением 1914-1922 гг., что было обусловлено хозяйственной разрухой, связанной с первой мировой и гражданской войнами. При его элиминировании период разбивается на два этапа:

этап 1 (1860-1914 гг.) связан с политикой государственного патронажа по отношению к региону при функционировании экономической системы в целом по рыночным правилам и критериям;

этап 2 (1923-1928 гг.) связан с хозяйственно-финансовой автономией региона, но также при господстве рыночных принципов организации хозяйства и рыночных критериев экономического поведения.

Общей характеристикой для обоих этапов роста являлся экстенсивный характер развития, который определялся почти исключительно вовлечением в хозяйственный оборот новых ресурсов и появлением новых рыночных секторов. Еще одной общей чертой являлось то, что экономический рост опирался преимущественно на внутренний рынок самого Дальнего Востока при использовании в качестве стабилизатора внешнеторговые связи.

Период 1930-1950 гг. – экономика Дальнего Востока развивалась устойчиво высокими темпами, которые замедлились с началом войны и во время восстановительного периода 1946-1950 гг. В целом за анализируемый период объем промышленной продукции в регионе увеличился почти в 25 раз. Экономика региона приобрела характер более полного и замкнутого экономического комплекса, но с усилением жестких экономических и финансово-ресурсных связей с экономикой страны. Именно в сохранении монотонного роста во время войны выразились эффект централизации при распределении ресурсов и главенство некоммерческих и внеэкономических критериев распределения.

Период 1950-1965 гг. – в результате ослабления внеэкономических факторов и отсутствия дополнительных экономических критериев, способных нивелировать снижение роли внеэкономических подходов к распределению ресурсов, произошел сравнительный отток ресурсов из региона, так как показатели эффективности использования факторов производства в регионе были сравнительно хуже, чем в любом другом крупном макрорегионе. Было отмечено замедление темпов экономического развития региона относительно средних по стране. Возникла ситуация, близкая к условиям 1920-х годов, когда регион мог рассчитывать в основном лишь на собственные ресурсы расширенного воспроизводства. Отличие заключалось в том, что в 1920-е годы экономика Дальневосточного края была тесно связана как с внутренним, так и с внешним рынками, в то время как послевоенная экономика региона в результате проводимой после 1930 г. политики государства была полностью привязана к рынку европейской части страны. Использование принесшей успех в 1920-е годы стратегии концентрации внутренних ресурсов, полученных от внутрирегиональных продаж и экспорта, оказалось уже невозможным, а природные ресурсы региона еще не являлись достаточным основанием для первоочередного выделения средств на их освоение, так как сырьевой потенциал страны еще не был востребован в таких масштабах, чтобы приросты добычи на Дальнем Востоке приобрели критический характер.

Период 1965-1985 гг. – усиление роли экономических критериев в развитии экономики региона в результате увеличения потребностей в первичных ресурсах производства, в том числе в природных ресурсах, при усилении также и внеэкономических факторов, связанных с обострением военно-политической обстановки на восточных рубежах страны. Развитие в этот период характеризуется следующими моментами: добывающие производства и военно-промышленный комплекс являются важнейшей структурной константой; обеспечение регионального экономического роста происходит в большей степени за счет экстенсивных факторов; сохраняется односторонняя открытость экономики Дальнего Востока (производимая в регионе промышленная продукция преимущественно поставляется на внутрисоюзный рынок).

Период 1985-1991 гг. – принятая в 1987 г. долговременная программа комплексного развития производительных сил Дальневосточного экономического района, Бурятской АССР и Читинской области до 2000 г. определила приоритеты развития этого макрорегиона. В перспективе Дальний Восток должен был развиваться в большей степени за счет собственных ресурсов, включения регионального хозяйства в мировое разделение труда. В отличие от ранее принимавшихся постановлений (1930, 1967, 1972 гг.), когда командными методами решались задачи командно определяемых приоритетов, и не ожидалось получения каких-либо экономически эффективных результатов, поскольку сама задача формулировалась как внеэкономическая, Программа 1987 г. была нацелена на создание в регионе конкурентоспособного в рамках международного рыночного хозяйства регионального экономического комплекса. Однако по сравнению с 1930-ми годами, когда государственные инвестиции направлялись на создание новой промышленной структуры, которая сознательно конструировалась и являлась следствием планомерного инвестирования, в конце 1980-х годов уже созданный хозяйственный комплекс определял структуру государственных инвестиций. Программа не смогла изменить инерционный характер развития. Ни инструментов, ни идеологии инвестиционного маневра с целью модернизации качества региональной экономики не существовало. Экономика региона по-прежнему почти полностью зависела от конъюнктуры общесоюзного рынка, в соответствии с ухудшением этой конъюнктуры падали и темпы прироста дальневосточной промышленности. Экономика Дальнего Востока попала в состояние затяжного кризиса, который охватил практически все отрасли промышленности, в том числе и отрасли специализации.

Однако при всех признаках нарастания проблемных ситуаций в экономике Дальнего Востока вплоть до конца 1990-х годов промышленная динамика в регионе оставалась монотонно положительной, при отчетливом замедлении темпов промышленного роста. Но это сигнализировало лишь о продолжительной стагнации, а не о системном кризисе, и, следовательно, причины последовавшего кризиса были экзогенными по отношению к экономике самого Дальнего Востока.

К концу 1991 г. российская и дальневосточная экономики столкнулись с рядом основных проблем, которые предполагалось решить посредством введения рыночных механизмов: разбалансированность системы цен, особенно ярко проявившаяся в ресурсном секторе экономики; нарастание дефицита государственного бюджета, в том числе и в связи с увеличением субсидий на поддержку нерентабельных из-за заниженных цен отраслей и сфер экономики; отсутствие развитой структуры собственности, наличие государственной монополии практически во всех сферах экономической деятельности; отсутствие конкуренции, сверхмонополизация экономики.

Период 1992-2006 гг. – характеризуется спадом в результате шоковой терапии в 1992-1994 гг., депрессивной стабилизацией в 1995-1998 гг., этапом экономического оживления в 1999-2006 гг. Это был первый в истории период кризисного спада объемов производства в экономике Дальнего Востока, низшая точка которого была пройдена дальневосточной экономикой только в 1999 г.

В течение почти 120-летнего периода экономического освоения и развития российского Дальнего Востока можно выделить две длинные волны «экономической динамики» – 1890-1928 гг. и 1930-2006 гг. Первая волна была связана с первоначальным освоением (колонизацией) региона, вторая волна – с его индустриальным развитием. В пределах этих волн, как было показано выше, наблюдались периоды с различными институциональными и ресурсными условиями функционирования Дальнего Востока. Но обе волны имеют одинаковую структуру – гладкая возрастающая кривая с синусоидальным участком в конце периода (рис. 1). При этом скорость роста в пределах двух выделенных волн различалась в разы: среднегодовой темп прироста промышленного производства в регионе за период 1890-1928 гг. составлял порядка 2,5%, а за период 1929-2006 гг. – 7,8%.

Рис.1. Динамика промышленного производства на Дальнем Востоке

(млн руб., в ценах 1926 г.)

В рамках выделенных волн прослеживается закономерность временных структурных циклических участков: первая волна - 23 года быстрого подъема, 9 лет спада и 8 лет восстановления; вторая волна - 61 год быстрого подъема, 7 лет спада и 8 лет восстановления.

Похожи и параметры динамики в пределах длинных волн, только в случае первой волны сравнительно медленный рост предшествовал интенсивному восстановлению, а в случае второй волны темпы восстановления существенно уступали темпам на этапе роста. Значительно глубже был спад производства в рамках второй волны при гораздо более медленном восстановлении.

В соответствии с теорией, в основе каждой из длинных волн лежит определенная комбинация факторов производства (капитала, труда и природных ресурсов). 1928-1930 гг. являлись рубежом перехода от одной комбинации факторов производства к другой. Главное изменение касалось перехода от сельскохозяйственного типа колонизации к индустриальному развитию. Это означало, с одной стороны, существенное увеличение доли капитала, а с другой стороны, кардинальное увеличение масштабов применяемых факторов производства. Изменения коснулись и природноресурсной основы индустриального развития – в экономический оборот были вовлечены новые виды сырья, и масштабы эксплуатации сырьевых ресурсов были существенно увеличены. Именно это знаменовало переход от одной длинной волны (1890-1928 гг.) к другой (1928-2006 гг.). В то же время смена технологий не была связана с массовыми инновациями. Причина заключалась в смене институционального режима функционирования национальной экономики вообще и Дальнего Востока в частности.

загрузка...