АВТОМАТИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И РЕЗУЛЬТАТОВ АДАПТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ (27.11.2012)
Автор: СВОБОДИН ВИТАЛИЙ ЮРЬЕВИЧ
3 группы сложности: базовые вопросы; вопросы повышенной трудности; трудные вопросы. 2 вида вопросов: теоретические и практические. Предварительная количественная оценка результатов экзамена. Расчет «сырого» балла по темам проводился по формуле: где qi – количество правильных i – х ответов по т- му подразделу; т = 1 … 21; ki – коэффициент значимости i –го вопроса; ЗУН т maxc – максимально возможное значение «сырого» балла, получаемого при условии правильного ответа на все вопросы т- го подраздела. Коэффициенты значимости по вопросам установлены в зависимости от группы сложности следующим образом: Коэффициенты значимости Группа сложности Коэффициент значимости Базовый вопрос 0,8 Вопрос повышенной трудности 1,0 Трудный вопрос 1,4 Окончательный балл рассчитывался с учетом условий проведения экзамена работников (необходимости адаптации). Для расчета окончательных баллов соответствующие «сырые» баллы корректировались на повышающий коэффициент К=1,2: по темам ЗУН т = ЗУН тc *1,2 по блокам ЗУН б = ЗУН бc *1,2 итоговый ЗУН и = ЗУН иc *1,2 Распределение работников по возрастным группам Для определения зависимости между уровнем системных профессиональных знаний работников и их возрастом был проведен корреляционный анализ. Результаты свидетельствуют о наличии слабой обратной связи между возрастом работника и его уровнем системных профессиональных знаний, которые были определены по результатам аттестации, как по отдельным блокам, так и по финансово-экономическому блоку в целом. Наибольшее значение коэффициента корреляции по модулю наблюдается по финансово-экономическому блоку в целом (-0,28), что, тем не менее, свидетельствует о наличии очень слабой обратной зависимости между возрастом работников и их уровнем системных профессиональных знаний. Следует отметить, что в рамках отдельных блоков знаний наибольшие по модулю значения коэффициента корреляции наблюдаются по блокам «Управление финансами» и «Экономика»; наименьшее значение – по блоку «Бухгалтерский учет и аудит», что говорит практически о полном отсутствии связи между возрастом работников и их уровнем системных профессиональных знаний. Основные выводы и результаты работы Проведен системный анализ процедур тестового контроля. Рассмотрены проблемы кадрового обеспечения промышленных предприятий и общие тенденции развития системы непрерывного образования. Рассмотрены математические модели и методы моделирования процессов аттестации персонала, которые позволяют повысить эффективность системы аттестации персонала промышленных предприятий. Показано, что адаптивный механизм предъявления тестовых заданий обеспечивает выбор каждого последующего задания из базы тестовых задания в зависимости от ответов на все предыдущие, что дает большую свободу построения новых методических принципов тестового контроля. Для осуществления мониторинга уровня сформированности требуемых характеристик специалиста в диссертации предлагается использовать комплексный показатель качества психолого-индивидуальных компетенций включающий локальные коэффициенты сформированности профессиональных компетенций, что позволяет более дифференцированно подойти к оценке уровня знаний. Рассмотрена схема группового тестирования с произвольным количеством участников различной подготовленности. При этом матрица ответов представляет собой ту исходную информацию, по которой предполагается оценить латентные параметры тестирования, а именно, трудности заданий и уровни подготовленности испытуемых одновременно, что повышает адекватность моделей тестового контроля. Дается формализованное описание методики конструирования тестовых заданий, с использованием разработанного конструктора тестовых заданий, который имеет следующие функциональные компоненты: графический редактор формирования структуры задания; формирование схемы разбора ответа; параметризация выполнения задания; подсистема генерации Flash-файла тестового задания. Предложенный в работе круг вопросов организации тестового контроля охватывает основные аспекты моделирования, оценки эффективности и непосредственного контроля, что решается путем создания совокупности сценариев, включающих: метод оценки вероятностей ошибочной классификации; метод переоценки сложности тестовых заданий; язык формирования последовательности тестовых заданий и другие приложения. Сформированы требования к реализации программно-моделирующего комплекса тестового контроля и аттестации персонала предприятий промышленности и транспортного комплекса. Разработанный программный комплекс, методы и алгоритмы прошли апробацию и внедрены для практического применения в ряде предприятий, а также используются в учебном процессе на кафедре АСУ МАДИ. Публикации по теме диссертационной работы Статьи в журналах ВАК: Свободин В.Ю. Оценка эффективности процедур адаптивного тестового контроля / Строганов Д.В., Свободин В.Ю., Ягудаев Г.Г., Сычева Н.В. Наука и образование: Электронное научно-техническое издание. № 10 (Режим доступа: DOI: 10.7463/1112.0506146 http://technomag.edu.ru). – М.: МГТУ им. Баумана, 2012. Статьи в сб. науч. тр. и других изданиях: Свободин В.Ю. Структура инструментальных средств системы поддержки принятия решений / Власов А.Б., Свободин В.Ю., Толкаев Е.Ю., Белоус В.В. // Модели и методы управления сложными техническими системами: сб. науч. тр. МАДИ. – М.: МАДИ, 2010. – С. 104-110. Свободин В.Ю. Использование нечетких множеств при определении количественных оценок связности учебного материала / Николаев А.Б., Ягудаев Г.Г., Карташев М.И., Ульянова А.И., Свободин В.Ю. // Интерактивные технологии моделирования и управления: сб. науч. тр. МАДИ № 2/46. – М.: МАДИ, 2010. – С. 128-134. Свободин В.Ю. Анализ базовых моделей связности учебного материала / Строганов В.Ю., Карташов М.И., Ульянова А.И., Свободин В.Ю. // Оптимизация решений в промышленности, строительстве и образовании: сб. науч. тр. МАДИ № 1/45. – М.: МАДИ, 2010. – С. 49-52. Свободин В.Ю. Модель генерации образовательной траектории / Строганов В.Ю., Карташов М.И., Ульянова А.И., Свободин В.Ю. // Оптимизация решений в промышленности, строительстве и образовании: сб. науч. тр. МАДИ № 1/45. – М.: МАДИ, 2010. – С. 53-61. Свободин В.Ю. Анализ принципов формирования хранилищ данных / Котов А.А., Сатышев С.Н., Свечников А.А., Свободин В.Ю. // Автоматизация систем поддержки управленческой деятельности: сб. науч. тр. МАДИ. – М.: МАДИ, 2011. – С. 33-37. |