СНИЖЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТАХ МАРШРУТНЫХ СЕТЕЙ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА (26.03.2012)
Автор: КАЖАЕВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
КАЖАЕВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СНИЖЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТАХ МАРШРУТНЫХ СЕТЕЙ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА Специальность 05.22.01 – «Транспортные и транспортно-технологические системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте» АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Москва – 2012 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)». Научный руководитель доктор технических наук, доцент, Ларин Олег Николаевич Официальные оппоненты: Курганов Валерий Максимович, доктор технических наук, профессор, Тверской государственный университет, профессор кафедры математики, статистики и информатики в экономике Агасьянц Андроник Андроникович, кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Московский государственный строительный университет, профессор кафедры городского строительства и экологической безопасности Ведущая организация – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет». Защита состоится 26 апреля 2012 года, в 10 часов, на заседании диссертационного совета ДМ 212.126.06 ВАК РФ при Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете по адресу: 125319, г. Москва, Ленинградский пр., 64, аудитория 42. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. Автореферат разослан 26 марта 2012 года. Отзывы на автореферат в двух экземплярах с подписью, заверенной печатью организации, просим направлять в адрес диссертационного совета. Телефон для справок (499) 155-93-24 Ученый секретарь диссертационного совета Ефименко Д.Б. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Современное состояние и качество работы транспортных систем городов во многом зависит от эффективной и безопасной работы городского пассажирского транспорта, который является важнейшей системой, обеспечивающей экономическое развитие городов и социальное благополучие населения. В стратегической перспективе городской общественный транспорт рассматривается в качестве основного способа массовых городских передвижений граждан. От состояния и качества работы городского пассажирского транспорта в значительной степени зависит уровень комфортных условий проживания людей в населенных пунктах всей страны. Доступность и качество работы городского транспорта во многом определяют и реальный уровень жизни населения, социальный климат и мнение людей об эффективности органов власти. Для эффективной и безопасной работы транспортных систем городов требуется обеспечить согласованное функционирование маршрутного транспорта с учетом ограничений транспортной инфраструктуры городов. В современных условиях свободной конкуренции в секторе городских пассажирских перевозок при создании новых маршрутов необходимо производить оценку параметров маршрутных сетей на предмет возникновения конфликтных ситуаций на остановочных пунктах при посадке–высадке пассажиров транспортными средствами различных маршрутов. Конфликты на остановочных пунктах негативно отражаются на безопасности транспортного процесса, приводят к существенным потерям времени перевозчиков и пассажиров, увеличивают расходы транспортных компаний на оказание транспортных услуг населению. Вопросы совершенствования маршрутных сетей городского пассажирского транспорта рассматривались в работах многих отечественных и зарубежных ученых: Н.Б. Островского, В.А. Гудкова, Л.Б. Миротина, А.В. Вельможина, С.А. Ширяева, А.А. Агасьянца, А.Э. Горева, О.Н. Ларина, И.В. Спирина, Н.Н. Якунина, М.Г. Антошвили, С.Ю. Либермана, В.М. Курганова, Б.Л. Геронимуса, М.Д. Блатнова, Е.А. Кравченко, С.А. Ваксмана, В.Д. Герами, В.И. Рассохи, Д.С. Самойлова, М.Е. Корягина, О.А. Пыталевой, О.С. Семеновой, С.А. Коробова, И. С. Ефремова, А.С. Михайлова, В.В. Шестокоса, Y. Hollander, Herbert S. Levinson, Robert A. Weant, Sigurd Grava, Alan Black, George E. Gray, Lester A. Hoel, Vukan R. Vuchic, Schnabel Werner, Dieter Lohse, Rodrigo Fernandez и другие. Выполненный анализ показывает, что вопросы снижения конфликтных ситуаций на маршрутных сетях городов исследованы недостаточно. Поэтому задача повышения эффективности и безопасности функционирования маршрутных сетей городского пассажирского транспорта с учетом конфликтных ситуаций на остановочных пунктах является актуальной как с научной, так и с практической точек зрения. Цель работы состоит в повышении эффективности и безопасности функционирования маршрутных сетей городов за счет снижения конфликтных ситуаций на остановочных пунктах при движении пассажирского транспорта. Объектом исследования являются маршрутные сети городского наземного пассажирского транспорта. Предметом исследования являются конфликтные ситуации на остановочных пунктах при движении городского пассажирского транспорта по смежным маршрутам. Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что снижение конфликтных ситуаций на остановочных пунктах зависит от согласованности параметров маршрутных сетей городского пассажирского транспорта с учетом пропускной способности остановочных пунктов и обеспечивает повышение эффективности и безопасности функционирования городского пассажирского транспорта и качества обслуживания пассажиров. Теоретико-методологические основы исследования. Диссертационное исследование выполнено на основе трудов ведущих отечественных и зарубежных ученых в области проектирования и оптимизации маршрутных сетей городского пассажирского транспорта. Теоретико-методологической основой исследования явились системный подход, математическая статистика, теории вероятностей и массового обслуживания, методы математического моделирование и оптимизации, позволяющие достоверно обосновать выводы. Информационная база исследования. Законодательные и нормативные правовые акты, целевые программы развития транспортных систем городов, статистические данные администраций городов Челябинской области, Управления государственного автодорожного надзора по Челябинской, материалы научных отчетов и др. Научная новизна диссертационной работы. В диссертации обосновано 1. Выявлено влияние конфигурационных особенностей маршрутных схем на образование конфликтных ситуаций и установлена зависимость уровня конфликтных ситуаций на остановочных пунктах от параметров маршрутных сетей. 2. Разработана новая типовая модель маршрутных схем, обоснованы критерии и оценочные коэффициенты классификации смежных маршрутов на виды, подвиды и разновидности. 3. Разработан способ идентификации дублирующих маршрутов и обобщенный показатель оценки степени дублирования маршрутных сетей городов. |