Эколого-экономическое стимулирование освоения городского подземного пространства (25.12.2007)
Автор: КАЛИНИН Александр Ростиславович
- выполнение условий горного отвода (12); - соблюдение строительных норм и правил, действующих для подземных объектов (13); - соблюдение норм условий нахождения людей в помещениях (14); - соответствие требуемому уровню доходности инвестиций в создание объекта (15). Разработанная многокритериальная экономико-математическая модель позволяет учитывать интересы инвесторов при освоении городского подземного пространства, стимулируя их к эффективному распределению инвестиционных ресурсов и увеличению их объема для развития подземной инфраструктуры. Дополнительными стимулирующими мерами могут быть: полная отмена налогов в период инвестирования в подземный объект, если будут применены инновационные экологически чистые технологии (природоохранные мероприятия); увеличение доли собственности на подземные объекты и т.д. В результате проведенных исследований по выбору наиболее действенных мотивационных мер был сформирован общий эколого-экономический механизм стимулирования освоения городского подземного пространства (рис. 2). В него входят: сбор информации и анализ исходных характеристик процесса освоения; определение целей, задач и методов освоения; определение возможных заинтересованных участников; выбор методов стимулирования; расчет основных экономических, экологических и социальных показателей освоения на основе системы стимулирования; выбор наилучшего варианта мотивирующего решения с возможной динамической корректировкой результатов. Каждый логический блок разработанного механизма, отвечающий за очередной этап его реализации, выделен пунктирной линией. Итогами реализации предлагаемого механизма эколого-экономического стимулирования могут быть: увеличение объемов строительства подземных сооружений; увеличение доли подземных сооружений в общем объеме строительства (в том числе за счет размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры); сокращение неэффективно используемых подземных пространств города; повышение инвестиционной привлекательности строительства подземных сооружений; улучшение экологической ситуации и др. Рис. 2. Механизм эколого-экономического стимулирования освоения городского подземного пространства В городах наиболее проблематичными с точки зрения экономической эффективности и экологической безопасности являются подземные транспортные сооружения. Поэтому в качестве объекта для практического применения исследований был выбран строящийся в г. Москве многофункциональный комплекс с подземной автостоянкой, располагаемый в Камергерском переулке. Комплекс располагается в 500 м к северу от Кремля, в исторически сложившейся части Центрального административного округа, является объектом точечной застройки. В непосредственной близости от комплекса находятся многочисленные здания и сооружения общественного, административного, культурного, торгового и транспортного (станции метро «Охотный ряд», «Театральная», «Пушкинская», «Чеховская») назначения. Строительство многофункционального комплекса предполагается вести в две очереди. В первую очередь – апартаменты, жилой корпус, торговый пассаж и трехъярусную подземную автостоянку. Во вторую очередь предусматривается реконструкция прилегающей поверхностной территории. Общая площадь участка под строительство – 7684 м2, площадь застройки – 5190 м2, общая площадь комплекса – 42427,7 м2, в т.ч.: надземная часть – 21460,7 м2, подземная часть – 20967 м2, в т.ч.: автостоянка на 234 машиноместа – 12720,2 м2. На основе разработанного методологического подхода был сформирован вариант освоения подземного пространства под строительство многофункционального комплекса с подземной автостоянкой, отличающийся от базового новыми эколого-экономическими условиями функционирования с учетом разработанной системы стимулирования: увеличение автостоянки до 380 машиномест с площадью 20660 м2; льготные условия инвестирования; снижение размеров разовых и регулярных платежей за использование подземного пространства на 30 %, применение инновационных природоохранных технологий по очистке воздуха и охране земель. Предложенный вариант за счет стимулирования увеличения объема осваиваемой подземной части комплекса требует больших капитальных затрат, но использует подземное пространство в больших масштабах и улучшает экологические и социальные показатели объекта. Среди них: повышение уровня удовлетворения потребности населения в парковочных местах в центральной части города, снижение влияния процесса строительства и эксплуатации объекта на окружающую среду, уменьшение ущерба земельным ресурсам и поверхностным объектам, снижение суммарных затрат за счет более низких ставок платежей за использование ресурса, снижение удельных капитальных затрат, более рациональное использование территории, внедрение инновационных технологий. Общий экономический эффект от реализации исследований на объекте, получаемый в результате применения рекомендуемой системы эколого-экономического стимулирования, включающей корректировку платежей и применение инновационно-инвестиционного подхода, составит 2,1 млн. руб/год. Заключение В диссертации на основании выполненных исследований осуществлено решение имеющей важное народнохозяйственное значение крупной научной проблемы формирования системы эколого-экономического стимулирования освоения городского подземного пространства для размещения необходимых объектов, с целью улучшения среды обитания в высокоурбанизированных регионах и обеспечения экономической эффективности и экологической безопасности процессов строительства и эксплуатации этих объектов. Основные выводы и рекомендации, разработанные лично соискателем 1. В результате анализа теоретического и практического опыта освоения городского подземного пространства установлена необходимость формирования подходов и методов его эколого-экономического стимулирования с целью улучшения среды обитания населения на высокоурбанизированных территориях. 2. Сформирован концептуальный подход к формированию и реализации системы эколого-экономического стимулирования освоения городского подземного пространства с целью развития подземной инфраструктуры, отличающийся совокупным учетом пространственных и временных характеристик, интересов всех участвующих субъектов, а также действенности мотивирующих методов. 3. В результате исследования выявлена иерархия участников освоения подземного пространства и их интересов, систематизированы мотивационные формы, проранжированы методы стимулирования, что послужило основой для разработки и реализации системы эколого-экономического стимулирования освоения городского подземного пространства. 4. Предложен методический подход, основанный на формировании с помощью стимулирующих коэффициентов разовых и регулярных платежей за использование городского подземного пространства для повышения его экономической эффективности и экологической безопасности. 5. В рамках системы эколого-экономического стимулирования освоения городского подземного пространства разработан инновационно-инвестиционный подход, базирующийся на решении методом последовательных уступок многокритериальной экономико-математической модели, учитывающей интересы участников освоения, направленные на развитие городской инфраструктуры, экономию затрат, минимизацию риска инвесторов и сохранение природных ресурсов. 6. Сформирован эколого-экономический механизм стимулирования освоения городского подземного пространства, включающий формы стимулирующего воздействия на принимаемые в данной сфере решения для улучшения среды обитания населения на высокоурбанизированных территориях. 7. Рекомендации, разработанные по результатам исследований, приняты к использованию при проектировании и строительстве многофункционального комплекса с подземной автостоянкой в Камергерском переулке г. Москвы, что позволило повысить интерес к расширению масштабов освоения подземного пространства, привлечь дополнительные инвестиции и инновационные решения по реализации проекта, увеличить его социальную значимость и экологическую безопасность. Эффект от реализации результатов работы на объекте составит 2,1 млн. руб/год. Основное содержание диссертации отражено в опубликованных работах автора: 1. Калинин А. Р., Филин А. Э. Анализ некоторых направлений экономического стимулирования использования подземного пространства // Проблемы большого города: Сб. науч. ст. – М.: МГГУ, 2001. – С. 24-27. 2. Калинин А. Р., Филин А. Э. Анализ состояния автоматизации мониторинга воздуха при использовании подземного пространства // Проблемы большого города: Сб. науч. ст. – М.: МГГУ, 2001. – С. 28-30. 3. Калинин А. Р., Филин А. Э. Инвестиции как экономический стимул использования подземного пространства // Проблемы большого города: Сб. науч. ст. – М.: МГГУ, 2002. – С. 24-26. 4. Калинин А. Р. Основные экономические стимулы воздействия на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятий // Проблемы большого города: Сб. науч. ст. – М.: МГГУ, 2002. – С. 27-31. 5. Умнов В.А., Рудяк М. С., Калинин А. Р., Зуборева Л. А. Регулирование рационального использования городского подземного пространства // Подземное пространство мира. – 2003. – № 6. – С. 5-6. 6. Умнов В.А., Рудяк М. С., Калинин А. Р. Методические подходы к стоимостной оценке подземного пространства // Горный журнал. – 2003. – № 4-5. – С. 23-24. 7. Калинин А. Р., Филин А. Э. Экономические и технологические перспективы применения пульсирующей вентиляции в условиях подземного пространства // Проблемы большого города: Сб. науч. ст. – М.: МГГУ, 2003. – С. 32-34. 8. Калинин А. Р. Основные элементы экономического стимулирования экологически безопасного использования подземного пространства // Эколого-экономические проблемы природопользования в горной промышленности: Сб. науч. ст. – Шахты: ЮРГТУ, 2003. – № 5. – С. 55-57. 9. Калинин А. Р. Экономическое стимулирование использования подземного пространства как альтернативного ресурса // Эколого-экономические проблемы природопользования в горной промышленности: Сб. науч. ст. – Шахты: ЮРГТУ, 2004. – № 6. – С. 23-26. 10. Калинин А. Р. Понятие экономического стимулирования использования природных пространственных ресурсов // Эколого-экономические проблемы природопользования в горной промышленности: Сб. науч. ст. – Шахты: ЮРГТУ, 2004. – № 6. – С. 27-30. 11. Калинин А. Р. Основные этапы применения системы экономического стимулирования при технологическом освоении подземного пространства // Эколого-экономические проблемы горного производства: Сб. науч. ст. – М.: МГГУ, 2004. – № 6. – С. 25-27. 12. Калинин А. Р. Сущность экономического стимулирования экологически безопасного использования подземного пространства // Эколого-экономические проблемы горного производства: Сб. науч. ст. – М.: МГГУ, 2004. – № 6. – С. 27-30. 13. Калинин А. Р. Условия реализации системы экономического стимулирования экологически безопасного освоения городского подземного пространства // Эколого-экономические проблемы горного производства: Сб. науч. ст. – М.: МГГУ, 2004. – № 6. – С. 30-33. |