Delist.ru

Система специальной подготовки высококвалифицированных бегунов на средние, длинные и сверхдлинные дистанции (25.09.2007)

Автор: Попов Юрий Алексеевич

– в методических рекомендациях и пособиях для спортсменов сборных команд страны при подготовке к чемпионатам Европы, мира и Олимпийским играм;

– в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ;

– в нормативных документах для образовательных учреждений;

– в системе комплексного контроля за уровнем подготовленности спортсменов сборных команд страны.

Научная новизна

Впервые разработан новый методологический подход к построению системы специальной подготовки бегунов на средние, длинные и сверхдлинные дистанции в процессе многолетнего планирования тренировочного процесса.

Разработан системный методологический подход к составлению модельных характеристик для бегунов экстра-класса на средние, длинные и сверхдлинные дистанции, включающие в себя педагогические (спортивно-технические и тактико-стратегические); медико-биологические (анатомо-морфологичсекие, физиологические и функциональные) аспекты подготовки.

Осуществлен многопараметрический анализ подготовки 120 олимпийских чемпионов (84 мужчин и 36 женщин), который являлся основой формирования системы многолетнего планирования, прогнозирования и управления тренировочным процессом в подготовительной и соревновательной деятельности спортсменов.

Систематизированы, обоснованы и экспериментально апробированы средства и методы различных режимов тренировки на различных этапах подготовительного периода.

Методологической основой и теоретической базой исследования являлись основополагающие работы по теории и методике спорта и спортивной тренировке Н.Г. Озолина, Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, Ф.П. Суслова, Ю.В. Верхошанского, М.Я. Набатниковой, В.М. Зациорского, В.С. Фарфеля.

При рассмотрении вопросов теории и методики тренировки и соревновательной деятельности мы опирались не только на исследования в беге на средние, длинные и сверхдлинные дистанции, но и на научные разработки в смежных видах спорта (лыжные гонки, плавание, коньки, велосипед и др.). Это работы К.А. Инясевского, С.М. Вайцеховского, С.В. Малиновского, В.Н. Платонова, М.Я. Набатниковой, И.Г. Огольцова и др.

В вопросах использования модельно-целевого подхода к построению спортивного макроцикла детальному анализу были подвергнуты работы Л.П. Матвеева, Ю.В. Верхошанского, Б.Н. Шустина, В.Н. Платонова, М.П. Шестакова, Ф.П. Суслова, А.Г. Баталова и др.

Объект исследования – система многолетней спортивной подготовки бегунов экстра-класса.

Предмет исследования – управление многолетней подготовкой спортсменов на различных этапах тренировочного процесса.

Цель исследования – совершенствование системы специальной подготовки высококвалифицированных бегунов на средние, длинные и сверхдлинные дистанции на основе рационального планирования, прогнозирования и управления тренировочным процессом.

Задачи исследования:

1. Разработать модельные характеристики уровня подготовленности бегунов высокой квалификации, включающие в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные анатомо-морфологические, функциональные, спортивно-технические, психологические и тактико-стратегические аспекты.

2. Разработать и экспериментально обосновать комплексный подход к построению системы специальной подготовки бегунов высокой квалификации на различных этапах тренировочного и соревновательного циклов.

3. Осуществить многофакторный анализ подготовки олимпийских чемпионов для разработки системы многолетнего планирования и управления тренировочным процессом на различных этапах подготовки высококвалифицированных бегунов.

4. Выявить эффективность использования различных технических характеристик бега в процессе педагогического эксперимента.

5. Исследовать различные тактические варианты бега у высококвалифицированных бегунов для достижения максимального результата в соревновательной деятельности.

6. Выявить эффективность использования различных тренировочных режимов, направленных на улучшение спортивного результата.

Методы исследования:

– теоретический анализ и обобщение материалов исследования специальной литературы;

– педагогические методы (педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, педагогические контрольные испытания);

– антропометрические методы;

– медико-биологические исследования (физиологические, биохимические, методы функциональной диагностики);

– математико-статистические методы анализа.

Организация исследования.

Решение поставленных задач проводилось в несколько этапов. На первом этапе (1975–1980 гг.) определялось общее направление исследований, осуществлялось углубленное изучение отечественных и зарубежных систем спортивной тренировки в видах спорта, требующих проявления качества выносливости, разрабатывались основы построения модельных характеристик уровня подготовленности бегунов экстра-класса а также использования в учебно-тренировочном процессе данных комплексного контроля за состоянием и уровнем подготовленности ведущих бегунов на средние, длинные и сверхдлинные дистанции.

На втором этапе (1981–1993 гг.) проводились собственные научно-экспериментальные исследования, модельные эксперименты как в лабораторных, так и в естественных условиях подготовки бегунов высокого класса, обобщались полученные результаты и выводы. Были разработаны различные тренировочные режимы, направленные на улучшение спортивного результата.

На третьем этапе (1993–2000 гг.) на основе проведения многофакторного анализа подготовки олимпийских чемпионов и данных, полученных в результате собственного модельного эксперимента, были разработаны современные научно-методические подходы к построению системы специальной подготовки бегунов высокой квалификации на различных этапах тренировочного и соревновательного циклов. Проведено аналитическое обоснование рациональности и эффективности предлагаемого комплексного метода подготовки бегунов экстра-класса.

Четвертый этап (2000–2005 гг.) был посвящен интегральному педагогическому анализу и объективному доказательству перспективности созданной системы специальной подготовки бегунов высокой квалификации путем оценки и внедрения в практику тренерской работы. Производилось оформление исследовательского материала в виде диссертационной работы.

Результаты педагогических наблюдений, представленные в данной работе, проводились за олимпийскими чемпионами в течение 4 лет, с тем чтобы создать полную картину подготовки бегуна. Под наблюдением в течение всего периода находились 120 олимпийских чемпионов (84 мужчин и 36 женщин).

Проведен анализ результатов соревновательной деятельности и сравнительных данных 400 спортсменов – участников Олимпийских игр. Среди них – 120 олимпийских чемпионов, 240 бегунов – призеров Олимпиад и 140 бегунов, входящих в двадцатку сильнейших. Анализ результатов соревнований проводился у мужчин с 1956 по 2004 г., у женщин с 1972 по 2004 г. в беге на средние, длинные и сверхдлинные дистанции.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Системный подход к разработке индивидуальных модельных характеристик для бегунов экстра-класса различных специализаций заключается в отборе комплексных наиболее значимых педагогических параметров их специальной подготовленности на основе многофакторного анализа динамики мировых рекордов по олимпийским циклам с целью прогнозирования результата тренировочных и соревновательных нагрузок на основных и смежных дистанциях, факторной структуры специальной и соревновательной деятельности, характеристик тактико-технических сторон подготовленности, а также взаимосвязанных с ними медико-биологических (анатомо-морфологических, физиологических, функциональных) аспектов их жизнедеятельности.

2. Разработанные варианты построения тренировочных недельных микроциклов в общей системе подготовки ведущих бегунов мира на средние, длинные и сверхдлинные дистанции с кардинально иным распределением нагрузок в них отличаются от традиционных методических подходов поступательным ростом объема тренировочных нагрузок ступенчато повышающегося характера; увеличением общего и частного объемов бега в различных режимах и зонах тренировки; повышением интенсивности средней скорости бега, приближенной к соревновательным и вышесоревновательным скоростям в подготовительном и соревновательном периодах подготовки. Применение данных методических подходов позволило повысить эффективность общей системы подготовки до 18%.

3. Методология специальной подготовки бегунов в системе спортивной тренировки формируется в процессе многолетней тренировочной и соревновательной деятельности, включая в себя специальное программирование нагрузок в микро- и макроциклах с целевым построением четырехлетнего планирования стартов к Олимпийским играм.

4. Концепция анализа многопараметрических показателей в системе специальной подготовки бегунов, специализирующихся на различных дистанциях, детализирует главные принципы подхода к достижению высоких результатов. Выделение при этом основных положений современной тренировки формирует наиболее эффективно качественную систему специфических особенностей бега в общей структуре целевого планирования.

загрузка...