Delist.ru

Автоматизированная система управления непрерывными технологическими процессами перераспределения транспортных потокок (23.11.2010)

Автор: Новицкий Кирилл Александрович

Новицкий КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

автоматизированная система управления непрерывными технологическими процессами перераспределения транспортных потоков

Специальность 05.13.06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (промышленность)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук

Москва - 2010

Работа выполнена на кафедре «Автоматизированные системы управления» в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ)

Научный руководитель Кандидат технических наук, доцент

Бернер Леонид Исаакович

Официальные оппоненты Доктор технических наук, профессор

Строганов Виктор Юрьевич

Кандидат технических наук, доцент

Кузнецов Владимир Павлович

Ведущая организация: Закрытое акционерное общество Внедренческая фирма «ЭЛНА», г.Москва.

Защита состоится 24 декабря 2010г. в 1000 часов на заседании диссертационного совета Д.212.126.05 при Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) по адресу:

125319 ГСП А-47, Москва, Ленинградский пр., д.64.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ.

Текст автореферата размещен на сайте Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ): www.madi.ru

Автореферат разослан 23 ноября 2010г.

Отзыв на автореферат в одном экземпляре, заверенный печатью, просим направлять в адрес совета института.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат технических наук, доцент Михайлова Н.В.

Общая характеристика работы

Актуальность проблемы

При управлении непрерывными технологическими процессами газовой отрасли цена диспетчерского решения очень велика. Сложность принятия решения возрастает при отсутствии или недостоверности части параметров. Кроме того, с течением времени тенденция ухудшения ситуации может нарастать, в связи с чем, резко уменьшится резерв времени на принятие решения. Это время необходимо постоянно отслеживать и определять заново. Проблемы взаимодействия человека и машины стали в настоящее время общими для атомной энергетики, нефтяной и газовой промышленности, химического производства, авиации, транспорта и других отраслей народного хозяйства. Анализ ряда аварий в этих отраслях показал, что одной из причин аварий являются ошибки диспетчерского персонала, непринятие или принятие неправильных управляющих решений. Таким образом, в увеличении степени технологического риска и снижении производственной безопасности в системе «человек - машина» существенную роль играет человеческий фактор. Возрастают требования, предъявляемые к качеству выполнения операторами и диспетчерами своих функций в человеко-машинной системе управления. Особенно это важно для таких мощных систем, как Единая электроэнергетическая система, Единая система газоснабжения.

Цель и задачи

Целью работы является повышение эффективности управления непрерывными технологическими процессами магистрального транспорта газа за счет разработки методов и моделей поддержки принятия диспетчерских решений по перераспределению газовых потоков. Для решения указанной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:

системный анализ методов и моделей управления газотранспортной системой с учетом специфики непрерывных технологических процессов;

исследование моделей физических процессов и формирование дискретно-событийных моделей управления транспортом газа;

разработка методики включения дискретной-событийной модели в контур управления системы поддержки принятия решений по формированию потоков транспорта газа;

разработка сценария системы поддержки принятия решений и апробация методов и моделей системы управления потоками транспорта газа.

Научная новизна

Научную новизну составляют методы и модели управления ГТС, интегрированные в систему поддержки принятия решений по выбору режимов управления непрерывными технологическими процессами транспорта газа. На защиту выносятся:

формализованные параметрические модели описания физических процессов транспорта газа;

дискретно-непрерывная модель управления газотранспортной системы в виде иерархического гибридного автомата;

модель темпоральной логики в системе поддержки принятия решений по перераспределению потоков;

макет сценария системы поддержки принятия решений по управлению процессами распределения потоками транспорта газа;

Методы исследования

загрузка...