Развитие коммерческого страхования в постцентрализованной экономике: методология и практика (20.08.2007)
Автор: Жигас Маргарита Герутисовна
– установление влияния объективных экономических процессов на уровень развития коммерческого страхования; – анализ объема, структуры и динамики размера собственных средств страховых организаций; – оценку формирования страховых резервов и степени соответствия их размеров принятым обязательствам; – выявление влияния размещения средств на финансовую устойчивость КСО; – определение характера и особенностей регулирования страховой деятельности в сравнении с другими секторами финансовой сферы; – оценку влияния системы налогообложения субъектов страхования на уровень развития страхования; – установление скоординированности политики регулирования страховой деятельности с финансово-кредитной политикой; – определение основных направлений развития рынка коммерческого страхования. Автором определено, что государственное регулирование страховых отношений (ГРСО) — это установление государством специальных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии своих решений. ГРСО имеет ряд основных целей и использует определенные методы (табл. 3). Активное вмешательство государства в страховую деятельность и осуществление надзора за ее функционированием мотивируются тем, что оно заинтересовано в развитии коммерческого страхования, выполняющего важные экономические и социальные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Таблица 3 Цели и методы государственного регулирования страховых отношений Основные цели Методы Обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны Принятие законов и других нормативных актов в области страхования Обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства Контроль со стороны уполномоченных государственных органов за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов Повышение социальной и экономической стабильности в обществе через проведение операций страхования, сострахования и перестрахования Регулирование финансовой устойчивости КСО и обеспечение выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг Обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования Наложение санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования Защита внутреннего страхового рынка от незаконной деятельности зарубежных компаний Получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности Контроль за полной и своевременной Функциональная упорядоченность элементов и интегративных (внутренних) связей финансового регулирования страховых отношений, отражая совокупность сущностных параметров данной области, инвариантна по отношению к изменению внутренней и внешней среды, а мотивационный механизм регулирования (его диапазон, характер и практические способы осуществления), напротив, определяется условиями исторического развития, типом государственного устройства, сложившейся социально-экономической структурой общества и иными специфическими факторами. Поэтому наполняемость состава элементов финансового регулирования коммерческой страховой организации реальными компонентами и их сочетание довольно динамичны и зависят от конкретных условий развития рынка страхования. Формы воздействия государства на страховые отношения можно разделить на две основные категории: прямое вмешательство — комплекс законов, регулирующих деятельность участников страховых отношений; косвенное воздействие — налоговая политика, относящаяся к налогообложению участников страхования, внешнеэкономическая политика в области страхования (уровень интеграции в мировое экономическое пространство) (рис. 6). Использование финансовых отношений в целях упорядочения динамики развития страховых отношений предполагает взаимодействие сторон; организация такого взаимодействия характеризует механизм финансового регулирования (рис. 7), т.е. все элементы, посредством которых происходят передача и преобразование регулирующих воздействий. Финансовое законодательство и уполномоченные органы обеспечивают при этом возможность осуществления данного регулирования. Рис. 6. Направления воздействия государства на страховые отношения Рис. 7. Механизм финансового регулирования страховых процессов в коммерческих организациях Данный механизм — сложное и неоднородное образование с множеством подмеханизмов, действующих как горизонтально, так и вертикально как для реализации нескольких целей одновременно, так и для выполнения одной. Регулирование страховых отношений происходит в прямой зависимости от уровня и степени регулирования всей системы социально-экономических процессов. Следовательно, воздействие на отдельные сегменты воспроизводства оказывает прямое либо косвенное влияние на страхование. Организация финансового регулирования страховых процессов, на наш взгляд, состоит из следующих этапов: – анализ отклонений от регламента, разработка и принятие решений; – реализация алгоритма регулирования, последовательность выполнения отдельных стадий процесса; – контроль исполнения, методы и принципы осуществления процесса. Процессу финансового регулирования страховых отношений, как и экономики в целом, свойственна определенная цикличность. В работе выявлен колебательный (флуктуационный) характер его ритмов, как количественных, так и качественных, что связано с экономическими и политическими преобразованиями (изменение стратегии развития национальной экономики, отсутствие концепций и программ развития, несогласованность стратегических решений с общемировыми процессами). Таким образом, процесс финансового регулирования страховой деятельности имеет циклическую возобновляемость и, безусловно, позитивное поступательное движение (представлен на примере регулирования финансовой устойчивости табл. 4). 5. Формализован механизм страхового регулирования как системы взаимосвязанных скоординированных действий, направленных на эффективное управление страховыми рисками с целью сохранения финансовой устойчивости в условиях экономического роста и постоянно меняющейся внешней среды. Надежность и эффективная деятельность всей страховой системы определяются устойчивостью отдельных коммерческих страховых организаций, являющихся составными элементами этой системы. Решение проблемы становления страховой деятельности на микроуровне представляет собой необходимую составную часть комплексного подхода к регулированию деятельности страховщиков. Любое серьезное воздействие на страховую систему в целом неизбежно отразится на условиях и результатах деятельности каждого конкретного страховщика. Поэтому, на наш взгляд, регулирующее воздействие на страхование в целом эффективно лишь в той мере, в какой отдельная организация способна адаптироваться к изменившимся условиям. Исследование внутреннего регулирования деятельности страховой организации позволило сформулировать механизм страхового саморегулирования, отправной точкой которого является изменение условий страховой деятельности, а необходимость рассмотрения страховой организации как системы, способной к саморегулированию своей деятельности, определяется сложившейся экономической обстановкой в стране и регионах. Появление новых страховых продуктов, развитие средств связи и новых систем обработки информации, оценки рисков, финансовых инструментов, глобализация страховой деятельности, возникновение новых перспективных рынков и многие другие факторы влияют на уровень конкурентоспособности страховщиков и возможности их безубыточной деятельности. Следовательно, на наш взгляд, акцент в финансовой деятельности страховой организации должен быть сделан не столько на прогнозы, сколько на расширение возможности контролировать будущие процессы и эффективно реагировать на то, что не находится под ее контролем. Изучение опыта стран Европейского союза и США подтверждает необходимость использования в практике российских коммерческих страховых организаций передовых технологий страховой деятельности включая саморегулирование страхового бизнеса. Таблица 4 Система государственного регулирования основных параметров финансовой устойчивости страховщиков Элемент системы Нормативные уровни элементов системы 1992–1993 1994–1995 1996–1997 1998–1999 2000–2001 2002–2003 2004–2005 |