Пралогические образования в норме и патологии (20.05.2007)
Автор: Стоянова Ирина Яковлевна
СТОЯНОВА Ирина Яковлевна ПРАЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ Специальность 19.00.04. – «Медицинская психология» АВТОРЕФЕРАТ на соискание ученой степени доктора психологических наук Томск - 2007 Исследование выполнено в ГУ НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН и на кафедре психологического консультирования и психотерапии Томского государственного университета Научные консультанты: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Залевский Генрих Владиславович; доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН Семке Валентин Яковлевич Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор Тхостов Александр Шамильевич, факультет психологии МГУ, доктор психологических наук, профессор, Мещерякова Эмма Ивановна, ГОУ ВПО «Томский государственный университет» доктор медицинских наук, профессор, Рыбалко Михаил Иванович, ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» Ведущая организация: Научно-исследовательский институт психоневрологии им. В.М. Бехтерева Защита состоится 9 ноября 2007 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.267.16 при Томском государственном университете по адресу: 634050, г. Томск, ул. Ленина, 36. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Томского государственного университета (634050, г. Томск, ул. Ленина, 34). Автореферат разослан _______________ 2007 года. Ученый секретарь диссертационного совета кандидат психологических наук, доцент Т.Г.Бохан ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы изучения пралогических образований обусловлена целым комплексом социально-психологических факторов. Многообразие жизнедеятельности человека предполагает применение различных способов взаимодействия с реальностью, которые могут способствовать как нарушениям адаптации и здоровья, так и становиться основой преодоления трудностей. К таким феноменам относятся пралогические образования. Являясь продуктом мифологического мышления, они содержат догматическую направленность, отвержение новых возможностей познания реальности опытным путем. Однако в социуме выявляется широкая распространенность архаических представлений в форме верований, примет и суеверий, применяемых в различных сферах бытия с целью защиты от невзгод, порожденных непредсказуемостью мироустройства. Сформированные на ранних этапах филогенеза, первобытные представления оказываются включенными в картину мира современного человека. Они сохраняют свою значимость наряду с другими защитными образованиями, возникающими в более поздние периоды. Анализ литературных источников показывает, что при изучении пралогических образований функция психологической защиты лишь обозначена. Отмечается недостаточность психологической информации о составляющих пралогической защиты, ее содержательной предпочтительности и активации у людей без нарушений здоровья и пациентов с невротическими, психосоматическими и аддиктивными расстройствами. Отсутствуют данные о специфичности данного феномена в системе других способов психологической защиты и стратегий совладания. Рассмотрение пралогических образований в качестве защитно-адаптивного феномена позволит уточнить как патогенные, так и ресурсные его возможности. Выявление роли пралогического в контексте жизнедеятельности человека определяется также научными задачами в связи с недостаточной изученностью его психологического содержания. Существующие литературные источники представлены следующими направлениями рассмотрения пралогического: 1) как способа познания картины мира и приспособления человека к природной и социальной среде; 2) как продукта филогенетического и социокультурного развития; 3) как личностного феномена в континууме «норма – патология». В первом случае пралогическое рассматривается в качестве первобытного мышления, специфического способа познания, включающего коллективные представления. Содержанием коллективных представлений является система верований в действие магических сил, традиций, обычаев и ритуалов, имеющих защитные свойства для членов одного общества и не зависящие от бытия отдельной личности. (Леви-Брюль Л., 1998; Юнг К.Г., 1998; Стефаненко Т.Г., 2003; Брудный А.А., 2005). |