Delist.ru

Государственная служба российской федерации как социальный институт (20.03.2007)

Автор: Кириллов Владимир Владимирович

укрепление государственного вмешательства

в экономику - 66,7%;

стабильный и одинаковый для всех правопорядок - 60,1%;

укрепление дисциплины в реализации

управленческих решений - 42,9%;

обуздание аппетитов олигархов - 35,7%;

честный труд людей - 29,9%;

совершенствование работы госаппарата - 23,9%;

восстановление русской культуры и народности - 23,5%;

восстановление государственного контроля

над экономикой - 22,5%;

развитие предпринимательства и укрепление

прав собственника - 16,7%;

усиление центральной власти и ограничение

местничества - 14,1%;

передача прав в решении вопросов местным

органам власти - 12,1%;

развитие политической демократии - 10,3%.

В системе коммуникации социального института государственной службы и населения развивается деловое взаимодействие, признаками которого являются продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, информационное обогащение взаимодействующих сторон, повышение социальной и правовой ответственности.

Деловое взаимодействие предполагает: обязательность контактов социального института государственной службы и населения независимо от их симпатий и антипатий; предметно-целевое содержание коммуникаций; соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия социального института государственной службы и населения; взаимозависимость участников взаимодействия в формировании и реализации Программы действий по решению проблемных вопросов общественного развития; социальный контроллинг деятельности социального института государственной службы.

Несомненно, коммуникации зависят от состава исполнителей в органах государственного управления, то есть от профессиональных кадров. На это обращают внимание более 64,0% опрошенных респондентов. Одновременно подчеркивается, что набор профессиональных кадров для осуществления реформ в системе государственной службы должен сопровождаться:

улучшением координации всей работы, включая контроль, отчетность, исполнение - 54,5%;

развитием трудового потенциала работников - 49,5%;

усилением ориентации управления

на потребности людей - 33,0%;

усилением сотрудничества с общественными

объединениями - 21,5%;

усилением контроля за деятельностью аппарата

государственного управления - 15,0%;

развитием политического взаимодействия и политической культуры населения с целью повышения народного благосостояния - 12,0%.

Таким образом, в процессе социальных коммуникаций институтов власти с населением планомерно может осуществляться процесс «понимаемости» смысла происходящего в реформе государственной службы, вовлечения различных социально-профессиональных групп населения к участию в государственном управлении, формирование резерва профессиональных менеджеров для эффективного управления, диагностика личностных и профессиональных качеств претендентов для работы на государственной службе, деконфликтизации системы общественных отношений и т.д.

Этому, во-многом, будет способствовать целенаправленная работа социального института государственной службы по организации управления социальными процессами регионального развития. Обусловлено это тем, что именно в регионе наиболее ярко соприкасаются отраслевые и территориальные интересы, фиксируется процесс потребления товаров и услуг, фондов потребления и накопления, формируется отношение населения к проводимой государством экономической и социальной политике, а государственное управление в лице институтов государственной службы наиболее приближено к поселенческой общности.

В социальных процессах необходимо выделить признак реальности, цель которого состоит в сохранении уровня «осознанного» в человеке, благодаря которому обеспечивается общественное устойчивое развитие. Признак реальности в социальных процессах призван свести к минимуму бессознательное и подсознательное направить не на удовлетворение низменных потребностей человека, а на созидание и развитие общества.

Подобные социальные оценки в сознании человека способствуют преодолению комплекса неполноценности, сглаживают стремление к превосходству, реализующемуся зачастую посредством эгоистичного поведения и озабоченности достижением личной славы за счет других, обеспечивают формирование стиля жизни, характеристиками которого являются «жизненный план» или путеводный преобладающий образ. Эти условия предполагают учет в деятельности социального института государственной службы социального интереса, социальной активности, социальной деятельности населения.

Социальный интерес представляет чувство эмпатии ко всем людям, проявляется в сотрудничестве и коммуникациях с другими индивидами ради общего успеха, выступает критерием социально-психологической и общественной зрелости человека. Социальная активность в полной мере зависит от того, как человек подходит к решению жизненных проблем: от вялости и апатичности до постоянной неистовой активности. Заметим, что социальная активность играет либо конструктивную, либо деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Социальные действия связываются нами с реакциями населения на результаты социально-экономического развития, соблюдения их прав, социальной защитой и механизмом социального партнерства с социальным институтом государственной службы.

Социальный процесс, видимо, является или может стать неким конструктом развития региональной экономики, зависящем от преобладающего типа личностных характеристик человека, от характера участия в процессе преобразования региональных систем.

В деятельности социального института государственной службы управление социальными процессами состоит не только в выделении финансовых и материальных ресурсов, обеспечивающих жизнедеятельность и жизнеспособность населения территориальных образований, но и в формировании политической воли, социальной воли и ответственности у соответствующих представителей региональных и федеральных органов власти. То есть, главная здесь проблема – это понимание стратегии развития регионов и страны и определяющей роли в этом человека, социальной личности, без реализации интересов которой, в том числе, а может быть в первую очередь, - во вне производства, в жилищно-бытовой, культурной и других сферах, нельзя реализовать, а тем более развить в общественных интересах, его ресурсы, составляющие сущность и содержание социальных процессов.

В обобщенном виде структура социальных процессов, являющихся объектом управленческого воздействия со стороны социального института государственной службы, представлена на схеме 1.

Схема 1. Структура социальных процессов, являющихся объектом управленческого воздействия института государственной службы Структурно управленческое воздействие социального института государственной службы на социальные процессы регионального развития имеет различные основания. Так, по своему содержанию они различаются как финансово-экономические, кадровые, социо-трудовые, социо-психологические, правовые, организационно-управленческие и т.д. По своей сложности, механизмы управленческого воздействия представляются как малосложные (однофакторные, одноуровневые и т.д.), многосложные (комплексные), многоуровневые системные (национальные, глобальные). Сложность управленческого воздействия определяется также необходимым временем для их разрешения. По этому параметру управленческое воздействие можно подразделить на текущее (оперативное), ближне- и дальнесрочное, стратегическое. С позиции необходимых средств и источников для своего разрешения управление социальными процессами подразделяется на те, для разрешения которых достаточно местных (региональных) средств и усилий, и на те, для которых необходимо то или иное участие федерального Центра.

загрузка...