Delist.ru

Государственная служба российской федерации как социальный институт (20.03.2007)

Автор: Кириллов Владимир Владимирович

расставление приоритетов в деятельности структур государственной службы без соответствующего социального мониторинга и т.п.

Таким образом, государственная служба – это социальный институт, призванный обеспечить выполнение государством своих задач и функций, имеющий в своем распоряжении значительный объем материальных, идеологических и социально-принудительных ресурсов, обеспечивающих особую роль и статус служащих государственных органов в обществе. Она определяет собой исторически закрепившиеся нормы и правила поведения людей в сфере государственного управления, регулирующие жизнедеятельность и жизнеспособность населения страны посредством исполнения обязанностей в рамках государственных должностей.

Как социальный институт, государственная служба находится в тесной зависимости с другими социальными институтами, влияет на них и подвергается влиянию с их стороны. Однако это весьма затруднительно в связи с тем, что в настоящее время государственная служба является весьма специфическим социальным институтом, во многом, противопоставляемым основной массе населения страны, перестающим реагировать на ценностные предпочтения и ориентации населения и организующим свою деятельность по принципу замкнутой системы.

Вместе с тем важно отметить, что социальные институты, включая институт государственной службы, взаимосвязаны и взаимозависимы, так как действуют на едином социальном поле: экономическом, социальном, религиозном, духовном, историческом, территориальном. Социальные поля соотносятся друг с другом по принципу системы и подсистемы: одно социальное поле является подсистемой другого и само включает в себя более мелкие социальные поля, кроме того, поля формируются в разных плоскостях и в результате переплетаются друг с другом. Они имеют разную силу, поэтому их влияние на попавших в сферу их влияния индивидов может сильно варьироваться. Структурно социальное поле представляет собой, по нашему мнению, совокупность социальных институтов, организаций, учреждений, неформализованных групп людей или отдельных личностей, взаимодействующих по определенным правилам и нормам, поддерживающим одни и те же ценности.

Государственная служба формирует собственное социальное поле, которое структурно включено в социальное поле государства. Социальное поле государственной службы состоит из федеральных государственных органов (министерств, ведомств, комиссий и т.п.), государственных органов субъектов федерации, муниципальных органов власти, а также из руководителей государственных предприятий и учреждений.

Наиболее приближенными к населению являются органы местного самоуправления, однако, по оценкам респондентов они:

не работают - 8,5%;

работают, но не в полную меру - 27,0%;

работают, но не могут работать лучше - 21,0%;

успешно работают - 2,0%;

нет ответа - 41,5%.

Причины подобных ответов видны из ответов респондентов на группу закрытых вопросов:

недостаточное финансирование - 37,0%;

отсутствие взаимодействия органов управления различных уровней

- 14,5%;

дублирование функций управления, приводящих к отсутствию управленческих решений и результатов

- 12,5%;

низкий уровень профессиональной подготовки государственных служащих

- 12,5%;

отсутствие инициативы и предприимчивости государственных служащих

- 11,0%;

отсутствие признаков ответственности за результаты управленческих решений

- 10,0%;

коррупция - 2,5%.

Сами представители государственной службы несколько иначе оценивают проблемную ситуацию в постановке работы на местном уровне управления:

отсутствие комплексной нормативной базы, регламентирующей деятельность органов государственного и муниципального управления

- 52,8%;

отсутствие четкого разграничения предметов ведения деятельности

- 29,0%;

отсутствие личной заинтересованности во взаимодействии с другими органами управления

- 21,0%;

отсутствие органов информационного обеспечения деятельности органов управления и институтов коммуникаций

- 19,5%;

организация прав в принятии управленческих решений

- 6,0%.

Подобные социальные оценки актуализируют вопросы коммутативной активности социального института государственной службы.

Коммуникации в современных условиях являются основой жизнеобеспечения не только каждой организации и предприятия, но и населения страны в целом. Так, специалисты в области менеджмента считают, что 63,0% английских, 73,0% американских, 85,0% японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие на пути достижения эффективности их организаций, причем сами руководители тратят на нее от 50,0% до 90,0% своего времени.

Благодаря коммуникациям социальный институт государственной службы имеет возможность осуществлять сбор, анализ и систематизацию информации о различных аспектах общественной позиции населения и оперативно реагировать на социальные ожидания и предпочтения населения.

Можно высказать предположение о том, что реформа государственной службы может быть социально ориентированной лишь посредством взаимодействия между институтами власти и населением.

В качестве мер, которые могли ориентировать государственную службу на созидательную деятельность респонденты называют следующее:

загрузка...