Государственная служба российской федерации как социальный институт (20.03.2007)
Автор: Кириллов Владимир Владимирович
Цель и задачи исследования Цель предпринятого исследования состоит в обосновании государственной службы как социального института, определении социальной направленности деятельности института государственной службы и механизма его реформирования. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие основные задачи: - предложена оригинальная интерпретация института государственной службы как специфического социального института и предмета социологического исследования; - определены особенности построения и функционирования государственной службы на федеральном и региональном уровнях управления; - проанализирован механизм управления социальными процессами в деятельности института государственной службы на региональном уровне; - определена взаимосвязь социальных, организационно-управленческих и организационно-экономических функций в вопросах реформирования государственной службы; - определен социальный потенциал реформирования государственной службы в социальном воспроизводстве населения; - обосновано значение и определены функции государственной службы в контексте формирования и реализации Национального проекта социального воспроизводства населения; - обоснована необходимость институционализации социальной ответственности государственной службы за результаты общественного развития. Предмет и объект исследования Предметом исследования явились социальные и организационно-управленческие процессы реформирования государственной службы. Объектом исследования стали социальный и организационно-правовой институты государственной службы, деятельность которых реализуется на федеральном и региональном уровнях. Теоретико-методологическая основа исследования Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных исследователей государственной службы, фундаментальные положения социологии управления, социальной диагностики управленческих решений, теории личности. Информационной базой исследования стали материалы включенного наблюдения, контент-анализа, экспертных интервью и социологических опросов различных групп населения, специалистов государственной службы, проведенных в период с 2001 по 2007 год. Гипотезы исследования В качестве основных гипотез в работе выдвинуты следующие: 1. Длительное невнимание к процессам становления и развития государственной службы в общественном сознании приводит к ее самоизоляции, самовоспроизводству, отвлечению от важнейших процессов социального и экономического развития; 2. Придание государственной службе статуса социального института позволяет на программной основе решать вопросы социального воспроизводства населения, повышения уровня и качества жизни; 3. В деятельности социального института государственной службы возможна формализация функции социальной ответственности за результаты общественного развития; 4. Социальный мониторинг отражения в сознании населения результатов деятельности государственной службы может стать основой рационализации ее реформирования; 5. Взаимосвязь социального и организационно-правового институтов позволяет структурировать по направленности, целям, задачам и результатам деятельность государственной службы и обеспечить взаимодействие с общественными организациями и населением в целом. Научная новизна исследования К основным результатам, полученным в процессе диссертационного исследования и составляющим его новизну, относятся следующие: - развиты концептуальные положения теории организации и управления социальными процессами в деятельности института государственной службы; - обоснована необходимость формализации социальной направленности деятельности института государственной службы в системе государственного управления; - определены на основании теоретического и эмпирического исследования сущностные характеристики управленческой деятельности в системе государственной службы и обоснована взаимосвязь организационно-правовых, экономических, психологических и социальных функций, составляющих основу деятельности института государственной службы; - определены особенности построения и функционирования социального института государственной службы, механизм ее реформирования в процессе реализации Национального проекта социального воспроизводства населения; - осуществлена структуризация деятельности социального института государственной службы с позиции расширения прав, обязанностей и ответственности в решении проблем социального воспроизводства населения и повышения уровня и качества жизни; - обоснован и описан механизм социальной ответственности государственной службы за результаты социально-экономического развития населения; - разработан механизм социального мониторинга отражения в сознании населения результатов деятельности социального института государственной службы по управлению социальными процессами регионального развития. Практическое значение исследования Практическое значение исследования состоит в следующем: - теоретические положения исследования, касающиеся построения и функционирования социального института государственной службы, формирования механизма управления социальными процессами, социального воспроизводства населения, институционализации социальных функций в процессе реформирования государственной службы использованы в учебном процессе в вузах в учебных курсах «Социология управления» и «Экономическая социология и демография»; - методический инструментарий процессов реформирования института государственной службы с позиции усиления социальной направленности, реализации социальных функций, учета общественного мнения населения о результатах его деятельности, а также социальной ответственности работников госслужбы могут быть использованы в практической деятельности законодательных и исполнительных органов власти и реализации Национального проекта социального воспроизводства населения. Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, заключения и списка использованной литературы. Результаты социологических исследований представлены в 28 таблицах и 10 схемах. ((. Основное содержание работы Внимание к проблеме организации и реформирования государственной службы обусловлено тем, что в понимании большей части населения страны принадлежность к государственной службе соотносится с наделением властными полномочиями в решении социальных, экономических, правовых и научно-технических вопросов. Вместе с тем по социальным оценкам различных групп населения в Северо-Западном Федеральном округе реформы еще и не начинались – 12,5%, реформы проводились с отрицательным результатом – 42,0%, реформы проводились с неясными целями – 17,5%, реформы вступили в решающую фазу – 23,0%, о реформах ничего не слышали 5,0%. |