Публичный долг: теоретические и практические аспекты российского финансового права (19.08.2007)
Автор: Покачалова Елена Вячеславовна
Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"// СЗ РФ. 2007. № 18. Ст.2117. Философия. Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина . М.,2004.С.977. См., напр.: Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. М.,2000. С.647-671;Финансы : Учебник.2-е изд., перераб. и доп./ С.А.Белозеров, С.Г.Горбушина и др. ; Под ред. В.В. Ковалева. М., 2004.С.383-411. Термин «финансы граждан» иногда путают с понятием «банковский вклад», который вправе иметь любой гражданин. Однако ни в экономическом (финансовом) , ни в правовом аспектах обозначенные понятия смешивать нельзя. Ведь термин «финансовый фонд», прежде всего означает, закрепленный законом или иным нормативным актом строгий порядок аккумуляции, распределения и использования денежных средств (в данном случае физическим лицом). Ничего подобного не может быть установлено в отношении денежных средств граждан, хранящихся в банковских кредитных организациях, не говоря уже о денежных средствах, хранящихся у граждан дома, поскольку это означало бы нарушение их конституционных прав и свобод. Подробнее см.: Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. М., 1999.С.26. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Указ. Соч. С.27. В связи с вопросом о публичном интересе, президент Международной ассоциации финансового права, профессор С.В.Запольский справедливо заметил, что «не государство создает или преобразует те или иные экономические отношения, а публичный интерес (курсив –Е.П.) в их осуществлении по первоначально заданной программе вынуждает государство регулировать часть денежного оборота императивными методами, а не гражданско-правовыми средствами». И добавляет: «… любые попытки ведения финансовой деятельности на началах диспозитивности всегда будут обречены на неудачу, в этом нас убеждают и действительность и исторические примеры» //Запольский С.В. О предмете финансового права / Материалы научной конференции «Финансовое право на рубеже веков» (С-Петербург, май 2002)// Правоведение.2002.№5. С.27. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. М.,1997.С.359. // Цит. по Кряжков А.В. Публичный интерес: понятие, виды и защита //Государство и право. 1999.С.95. См., напр.: Указ Президента РФ от 25 августа 1998 г. N 988 "О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998 . N 35.Ст. 4383.; пост. Правительства РФ от 10 августа 1998 г. N 921 "О заключении Протокола о мерах по обеспечению взаимодействия национальных валютно - финансовых систем в целях создания благоприятных условий для развития взаимной торговли между государствами - участниками Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях» // СЗ РФ.1998 .N 33.Ст. 4065.; Распоряжение Мэра Москвы от 6 декабря 1996 г. N 571/1-РМ "О проекте "Развитие финансовой системы Москвы в условиях рыночной экономики" ( с изм. от 27 мая 1997 г. N 412-РМ)// "Вестник Мэрии Москвы". 1997. №5(март) ; газета "Тверская, 13", 1997. N 26 .( 26 июня - 2 июля). Утр. силу. на осн. распор. Мэра Москвы от 31 декабря 1998 г. N 1333-РМ // "Вестник мэрии Москвы".1999 . N 4(февраль); Письмо Федеральной налоговой службы от 21 марта 2006 г. N САЭ-6-18/295@"О проведении 4 апреля 2006 года расширенного заседания Коллегии Минфина России" , приказ Министерства финансов РФ от 13 февраля 2006 года N 73 4 апреля 2006 года "Об итогах исполнения федерального бюджета за 2005 год и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2006 год"// Не опубликовано. Содержится в СПС «Консультант плюс». Среди работ современных ученых - специалистов в области финансового права по указанной проблематике следует выделить работы Э.Д.Соколовой // См., напр.: Соколова Э. Д. Правовые основы финансовой системы России / Текст / Э.Д.Соколова ; отв. ред. Е.Ю.Грачева. М.,2006.; Соколова Э.Д, Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований / Текст / Э.Д.Соколова ; отв. ред. Е.Ю.Грачева. М.,2007. В работе отмечается, что в правовой и экономической литературе уже применяются , более широкие, выходящие за пределы признака фондовости определения финансов, хотя и без дополнительной аргументации. См., напр.: позиции Н.И.Химичевой в кн. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право/Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.И.Химичева. М., 2005 . Серия учебно-методических комплексов).С.92 ; Е.Н. Шутяк «Финансы как экономическая категория»// в кн. Финансы и кредит: учебник / М.Л. Дьяконова, Т.М.Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред .проф.Т.М.Ковалевой.2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.С. 114. Александров А.М., Вознесенский Э.А. Финансы социализма. М., 1971. С. 47; Аллахвердян Д.А. Финансы социалистического производства. М., 1971. С. 158 – 165. Под реструктуризацией долга в целях Бюджетного кодекса РФ понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Согласно ст. 105 БК РФ реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Подробнее о финансовом резерве см.: пост. Правительства РФ от 20 мая 2002 г.№322(с изм. от 10 февраля 2003г. №85 и 4 августа 2005 г. № 489) «О порядке управления средствами финансового резерва»//СЗ РФ. 2002. № 21.Ст.1995; 2003.№7.Ст.650; 2005. №33.Ст.3420. Приказ Минфина РФ от 24 мая 2002 № 105 (с изм. от 1 октября 2002 г. N 224 ) «О порядке образования, использования и управления средствами финансового резерва» // Финансовый вестник: финансы, страхование, бухгалтерский учет.2002. №8; №12. Действует до 1 января 2008 г. ( гл.13.1. БК РФ в ред .ФЗ от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ). См. статьи 96.9-96.12 Бюджетного кодекса РФ ( в ред. ФЗ от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ). Действует с изм. от 23 декабря 2004 г. N 838 // СЗ РФ . 2004. № 22. Ст.1180; N 52 (часть II).Ст. 5502. Запольский С.В. О субъективном финансовом праве . В кн. Актуальные проблемы финансового права Республики Беларусь, России, Украины /Отв.ред. Д.В.Винницкий. Спб., 2006.С.31. Винницкий Д.В. Финансовое право в современных условиях: традиции и инновации. В кн. Актуальные проблемы финансового права Республики Беларусь, России, Украины / Отв.ред. Д.В. Винницкий.-Спб.,2006. С.29. Петрова Г.В. Финансовое право: учеб. М.,2006. С.16. Дополнительным аргументом в пользу финансово-правовой, а не гражданско-правовой природы публичного кредита является то, что публичный кредит и долг напрямую связаны с централизованным публичным фондом-бюджетом. Средства, привлекаемые путем размещения публичных долговых обязательств, полностью и непосредственно направляются в бюджетные фонды и используются публично-правовыми образованиями в порядке бюджетного финансирования. Погашение долговых обязательств также производится из соответствующего бюджета. Поэтому, держатели облигаций публичных займов ( как собственники) одновременно являются кредиторами бюджетной системы РФ. Из сказанного вытекает, что публичный кредит , как таковой, является финансово – правовым, а не гражданско - правовым институтом. Но вместе с тем сами облигации займа являются и предметом гражданско – правовых отношений: права собственности, сделок и т.д., что свидетельствует о комплексности публичного кредита и долга как подотрасли финансового законодательства. Утвержден Министерством образования РФ 27 марта 2000 г. Рег. № 260 ГУМ/ СП // Не опубликован. Содержится в СПС «Консультант плюс». |