Hi-Tech: динамика взаимодействий науки, общества и технологий (19.08.2007)
Автор: Жукова Елена Анатольевна
Жукова Елена Анатольевна Hi-Tech: динамика взаимодействий науки, общества и технологий 09.00.08 Философия науки и техники Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук Томск – 2007 Работа выполнена на кафедре истории и философии науки Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» Научный консультант: доктор философских наук, профессор Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Петров Юрий Владимирович доктор философских наук, профессор Чешев Владислав Васильевич доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН Юдин Борис Григорьевич Ведущая организация: Философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Защита состоится 07 ноября 2007 г. в ___ на заседании диссертационного совета Д 212.266.02 при Томском государственном педагогическом университете по адресу: 634041, г. Томск, Комсомольский просп., д. 75, конференц-зал. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Томского государственного педагогического университета Автореферат разослан _______________ 2007 г. Ученый секретарь диссертационного совета Головчинер В.Е. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования задается социокультурным контекстом новой познавательной ситуации, вызванной становлением и развитием постиндустриального общества на фоне информационной революции. Само становление этого общества связано с быстрым распространением принципиально новых технологий, получивших название «высокие технологии» – Hi-Tech (от англ. high technology). Происходят глубокие культурные и социальные трансформации во всех сферах современного социума. Изменения лавинообразно нарастают и затрагивают не только социокультурную сферу, но и самого человека. Высокие технологии влияют на образ жизни, ценности и телесность современного человека, существенно изменяют способы его существования. Мощь Hi-Tech актуализирует проблему оценки последствий от внедрения новых высоких технологий. Поэтому общественная потребность в знании причин и последствий влияния высоких технологий на человека и общество велика, но имеющееся в распоряжении знание о разнообразных воздействиях высоких технологий на социокультурные системы носит чаще всего констатирующий, описательный или футурологический характер, что мало способствует решению появляющихся социальных, экологических и прочих проблем. Потребности в знании об особенностях взаимоотношений высоких технологий, общества и науки исходят и от самой философии, в том числе от философии науки и техники. В постиндустриальном обществе наблюдается значительное возрастание роли науки в виду увеличения наукоемкости современных технологий, что делает необходимым изучение механизмов взаимосвязи научных исследований с развитием техники и технологий. Но сама наука переживает серьезные трансформации: изменяется организация науки, модифицируются способы и методы получения научного знания и мн.др. Меняются взаимоотношения науки и общества. Процессы коммерциализации науки, стимулируемые развитием Hi-Tech, вызывают новые серьезные проблемы этического характера. Происходит значительная трансформация научного этоса. При этом социальная динамика науки скоррелирована с переходом от классической к неклассической и постнеклассической научным картинам мира, с возрастанием роли неклассической и появлением постнеклассической методологии. Это обстоятельство определяет возможность рассмотрения и науки и общества как сложных самоорганизующихся систем. В постнеклассической методологической парадигме акцент делается на изучении эволюционирующего мира, на процессуальность, которая достигается путем введения необратимости во времени. Все это вызывает необходимость серьезного обновления традиционных методов и способов исследования взаимоотношений науки и общества, науки и технологий и требует адекватной философской рефлексии. Таким образом, появление Hi-Tech создало ряд проблемных ситуаций, не наблюдавшихся ранее. Проблемой становится выявление места и значения высоких технологий как фундаментального фактора современного социального развития. В связи с вышеизложенным, имеется острая необходимость в понимании причин значительного влияния Hi-Tech на науку, общество и человека, в осмыслении последствий такого влияния, а также в выявлении механизмов взаимодействий науки, общества и высоких технологий. Степень теоретической разработанности проблемы Проблема диссертационного исследования имеет междисциплинарный характер, что потребовало анализа исследований в различных областях науки, затрагивающих тот или иной важный аспект данной проблемы. Исследованию социокультурных изменений, происходивших в развитых индустриальных странах в 60-е и 70-е гг. XX в. и обусловленных появлением новых наукоемких технологий, посвящены различные теории постиндустриального и информационного общества (Р. Арон, Д. Белл, Дж.К. Гэлбрейт, Р. Дарендорф, М. Кастельс, Р.Л. Катц, И. Масуда, У. Ростоу, Т. Сакайя, Э. Тоффлер, А. Турен, Т. Форестер и др.). В нашей стране один из первых на важность изучения высоких технологий обратил внимание И.Т. Фролов. В отечественном обществознании изучение воздействий технологий, в том числе высоких технологий, на общество и науку осуществлялось в контексте изучения научно-технической революции (НТР) и ее последствий (Р.Ф. Абдеев, Э.А. Араб-Оглы, В.Г. Афанасьев, Г.Н. Волков, Ю.С. Мелещенко, И.А. Негодаев, А.И. Ракитов, С.В. Шухардин, А.Д. Урсул и др.). В этих исследованиях вскрыто наличие тесной взаимосвязи между развитием технологий, науки и общества на современной этапе. Но анализ показал, что в отечественных социально-гуманитарных исследованиях наблюдается некоторое «запаздывание» в изучении феномена Hi-Tech, что отчасти объяснимо, так как Россия еще только начинает интегрироваться в международное сообщество на уровне новых технологий. В современных философских и науковедческих исследованиях фиксируется, что на протяжении XX в. менялись не только основания науки (В.С. Степин), но и организация науки. Нарастающие процессы технологизации научной деятельности и индустриализации науки исследуют: Дж.Д. Бернал, Э. Вебстер, Ю. Хабермас, А.В. Горшков, В.А. Дмитриенко, А.Н. Кочергин, Е.В. Семенов, Н.Н. Семенова и др. Было установлено, что технологический подход распространяется на весь спектр отношений, складывающихся в процессе научной деятельности (Р. Коэн, Е.В. Водопьянова, И.И. Лейман, Е.З. Мирская, Э.М. Мирский, Н.В. Мотрошилова и др.), при этом возрастает роль научного знания в развитии технологий и общества (Д. Белл, Ю. Хабермас, Э. Тоффлер, И.Ю. Алексеева, В.С. Степин, А.К. Сухотин и др.) и меняется роль и тенденции развития технического и технологического знания в системе научного знания (И. Жарви, Дж.К. Фейлмен, Г. Саймон, Н. Стефанов, В.Г. Горохов, В.И. Белозерцев, Б.И. Иванов, Б.М. Кедров, Е.В. Попов, В.М. Розин, А.Д. Московченко, Я.В. Сазонов, Н.М. Твердынин, В.В. Чешев и др.). Обнаружены деформации научного этоса, вызванные процессами коммерциализации науки (К. Акопян, С. Кордонский, А. Неклесса, П.Д. Тищенко и др.). Исследованию изменений во взаимоотношениях современной науки, общества и технологической сферы посвящены труды: Б. Барнса, Р. Коэна, В. Шеффера, С. Кордонского, А. Неклессы, Б.Г. Юдина и др. В них констатируется формирование качественно новой стадии развития науки и техники, а также их взаимодействий с обществом, что выражается в формировании так называемой технонауки (технологической науки, корпоративной науки и т.п.) Анализу технологий и связанного с ними понятийного аппарата посвящены труды: О.Д. Симоненко, Н. Стефанова, Б.И. Кудрина, Ю.С. Мелещенко, Н.И. Негодаева и др. В результате анализа понятийного аппарата, связанного с технологической сферой, установлено, что пока еще нет единодушия в понимании сущности технологии и общепризнанного определения понятия «технология», не прояснены причины многобразия существующих дефиниций данного понятия, что создает трудности и в анализе высоких технологий. Необходимость выявления отличительных особенностей Hi-Tech потребовала изучения истории становления базовых технологий для данного феномена. История информационных технологий рассматривалась в трудах таких ученых, как: В.З. Аладьев, И.А. Апокин, Ю.В. Бородавский, Б.Я. Коган, В.А. Острейковский, И.Л. Прагер, Б.Я. Советов, А.Д. Смирнов, Ю.Г. Лободинский, Л.Е. Майстров, Б.Н. Малиновский, Г.М. Петров, В.В. Цехановский, С. Фролов, Ю.А. Хунт, М.Л. Шишаков и др. Анализу современных направлений вычислительной техники (нейрокомьютеров, квантовых компьютеров и др.) посвящены труды: В.З. Аладьева, В.А. Валиева, А.А. Кокина, Л.Г. Комарцовой, А.В. Максимова и др. Выявлено более пристальное внимание ученых к развитию цифровой вычислительной техники, что проявляется в весьма поверхностном рассмотрении в современных учебниках и монографиях по информатике разделов по теории и истории развития аналоговой вычислительной техники. В настоящее время пока еще нет серьезных исследований по истории нанотехнологий и биотехнологий. |