Delist.ru

Развитие эффективного менеджмента на промышленных предприятиях современной России (19.08.2007)

Автор: Акмаева Раися Исаевна

На основании обобщения результатов теоретических исследований и российской практики автором выделены характерные черты системы управления, с одной стороны, реально присущие отечественным предприятиям, а с другой – адекватные условиям новой экономики (табл. 1).

Исследование показало, что к числу специфических факторов, оказывающих наиболее сильное воздействие на предприятия в условиях новой экономики, следует отнести: новые формы конкуренции, основанные на сотрудничестве, кооперации, развитии «неосязаемых» активов и ключевых компетенций, а также изменение методов ведения бизнеса в направлении развития самоорганизации и самообучения. Выявленные особенности и тенденции новой экономики определяют необходимость формирования конкурентных преимуществ, являющихся результатом способности

Таблица 1

Характеристики старой и новой управленческой парадигмы

Основные характеристики управленческой парадигмы Содержание существующей управленческой парадигмы Содержание новой управленческой парадигмы

Цель бизнеса

Быстрое получение максимальной прибыли, рост курсовой стоимости акций Удовлетворение запросов конкретного потребителя; выдвижение на первое место интересов клиентов, акционеров и персонала

Главный стратег, обеспечивающий конкурентоспособность компании Высшее руководство Среднее и низовое звенья менеджмента также принимают на себя ответственность за конкурентоспособность компании

Основной принцип организации деятельности

Фирмы базируются на рациональной организации и функциональной специализации, активно отзываясь на потребности клиентов Фирмы базируются на знаниях и информации, активно отзываясь на требования клиентов и работников

Персонал компании Объект менеджмента, функционеры

Субъект менеджмента: «компетенты», являющиеся носителями ключевых компетенций компании

Мотивация менеджеров Конкретная цель, ограниченная достижением среднего уровня успеха

Общее видение персоналом целей компании, предусматривающих долгосрочное ее выживание в условиях постоянных изменений и конкуренции

Подход к конкуренции Структурный подход, основанный на структурном позиционировании фирмы по отношению к внешней среде, ее стратегическим конкурентам Ресурсный подход, основанный на выявлении и развитии ключевых компетенций фирмы

Реакция на изменение окружающей среды Реактивная

Активное использование внутреннего потенциала фирмы в целях изменения внешнего окружения, а не просто приспособления к нему

Стиль руководства

Авторитарный, с элементами демократизма

Демократический, ориентированный на оказание помощи работникам в раскрытии их способностей, на формирование вокруг себя команды единомышленников

Информация

Строго дозированная

Управление по принципу «открытой книги»

Соотношение корпоративной стратегии и стратегии бизнес-единиц Корпоративная стратегия в основном преобладает над стратегией бизнес-единиц Стратегия бизнес-единиц – основа корпоративной стратегии

менеджеров предприятий обучаться быстрее своих конкурентов. Для успешного решения существующих проблемных ситуаций в основу предлагаемой концепции эффективного менеджмента положена гипотеза, что овладение руководством предприятия тремя основными методами эффективного управления – стратегическим менеджментом, контроллингом и

системой организационного обучения на основе «выращивания» из отечественных предприятий самообучающихся организаций обеспечит формирование эффективной системы управления на предприятиях в условиях новой экономики.

Теоретическим обоснованием концепции эффективного менеджмента выступает определение закономерностей и принципов (методологических и организационных) эффективного управления. В основу разрабатываемой концепции положен интегративный подход, базирующийся на синтезе парадигмы экономической синергетики и новой управленческой парадигмы. Их фундаментальная предпосылка – человек является одновременно ключевым субъектом и особым объектом управления, который не должен рассматриваться, только как «ресурс».

Именно благодаря неравновесным состояниям и притоку энергии извне идут процессы локальной упорядоченности, возрастает согласованность поведения элементов системы, которые находят имманентные формы адаптации к окружающей среде. При определении конкретных путей реформирования организации топ-менеджмент отечественных предприятий, как правило, не учитывает внутренних механизмов и импульсов самоорганизации и саморазвития.

Взаимосвязь составляющих данной концепции, отражающей эффективное управление предприятиями по структуре проблематики и принятой методологии, приведена на рис. 1. При этом имеется в виду, что сама цель формирования эффективного менеджмента – содействовать поиску и осуществлению наиболее эффективных способов и методов воздействия субъекта управления на объект управления – в принципе, весьма относительна, поскольку в каждый данный момент, по мере приближения к этой цели («совершенному» управлению предприятием), в окружении появляются новые, более эффективные, средства управленческого воздействия, новые управленческие инструменты, пока неизвестные менеджерам данного предприятия. Обоснование той или иной цели, которая для разных предприятий на различных этапах их жизненного цикла может быть разной, является

Рис. 1. Взаимосвязь составляющих концепции формирования эффективного менеджмента

главным фактором выбора конкретной методологии реализации эффективного менеджмента и в тоже время связано с механизмом управления, который определяет возможности достижения цели, ее постановки и поиска конкретных средств и рычагов воздействия на управляемую систему.

В работе обосновывается позиция, что эффективность менеджмента организации определяется не только итогами социально-экономической и организационной работы менеджеров, характеризующими достигнутые высокие финансовые показатели деятельности предприятия, но и степенью соизмерения полученных результатов с затратами на их достижение, уровнем сотрудничества людей в достижении общей цели, их удовлетворенностью трудом и своим социально-экономическим статусом в коллективе, а также внешней эффективностью менеджмента организации во взаимоотношениях с заинтересованными лицами внешней среды.

Формирование обоих аспектов эффективного менеджмента в равной степени определяется на предприятиях, во-первых, качеством целеполагания; во-вторых, адекватностью принятых стратегий поставленным целям; в-третьих, уровнем и направленностью мотиваций персонала к достижению целей и активному его участию в выработке стратегических инициатив по текущей корректировке стратегии предприятия в условиях динамичного и неопределенного окружения; в-четвертых, совокупностью свойств, присущих непосредственно «управляющей конфигурации», базирующейся на творческом, креативном процессе управления, основанном на знаниях, прежде всего топ-менеджмента, и на его способностях сформировать в организации эффективную систему аккумулирования, распространения и создания нового знания; в-пятых, экономичностью используемых способов преобразования ресурсов организации в требуемые результаты; в-шестых, уровнем и степенью методической разработанности по процедурному обеспечению рефлексивного взаимодействия людей в процессе воздействия менеджмента на объект управления.

В развитие концепции в работе определен комплекс основных положений, обусловливающих успешность ее реализации: 1) подтверждена необходимость учета мотивов и интересов всех участников «управляющей конфигурации» и других стейкхолдеров, что явится катализатором процессов самоорганизации, даст синергетический эффект и позволит менеджменту извлечь дополнительный ценный ресурс для успешного решения задачи построения действенной модели эффективного менеджмента; 2) доказана необходимость превращения национальных особенностей системы российского менеджмента в ее преимущества путем усиления методической разработанности процедур успешного внедрения управленческих новаций (современных инструментов и техник), в результате чего возникают и развиваются новые ключевые компетенции, благодаря появлению новых признаков эффективного лидерства у менеджмента предприятия.

В более наглядной форме основные составляющие элементы модели эффективного менеджмента могут быть изображены в виде схемы «дома эффективного менеджмента», в котором в качестве «крыши» выделены его цели – достижение «совершенного» управления предприятиями, под которым понимается обеспечение такого состояния управляемой системы, которое на основе учета условий и факторов внешней среды в максимальной степени эффективно использует наиболее благоприятные рыночные возможности и внутренние ресурсы и ключевые компетенции предприятия. В качестве двух внешних опор («стен») выведены две основные задачи: «обеспечение баланса экономических интересов между «управляющей конфигурацией» и другими стейкхолдерами организации» и «достижение соответствия элементов системы управления предприятием чертам новой управленческой парадигмы, основанной на экономической синергетике» (рис. 2).

Рис. 2. Основные составляющие модели эффективного менеджмента

(«дома эффективного менеджмента»)

самообучающихся организаций. Каждый элемент «дома» важен сам по себе, но еще важнее взаимосвязь между ними и, в особенности, взаимообусловленность методов управления.

Системно-мультипликативный эффект возникает при условии совместного и правильного применения инструментов стратегического управления, контроллинга и организационного обучения в контексте самообучающейся организации при их рефлексивном воздействии на персонал предприятия за счет внутренних импульсов самоорганизации и самообучения, происходящих между «управляющей конфигурацией» и персоналом как основным объектом управления, и вызывающих дополнительные эффекты в различных функциональных сферах деятельности предприятия. Именно стратегическая деятельность руководства предприятия, осуществляемая как непрерывный процесс разработки и реализации стратегии развития предприятия, в условиях динамично изменяющегося окружения содействует постановке и внедрению инструментов контроллинга (бюджетирования, ССП, управленческого учета, маржинального анализа и др.), повышающих качество и эффективность самого стратегического управления, и инструментов самоорганизации обучающейся организации (рис. 3). С помощью инструментов

стратегического управления обеспечивается выбор наиболее эффективной стратегии развития предприятия (или ее пересмотра по мере необходимости) на основе тщательного анализа возможностей и опасностей окружения и внутренней среды предприятия (стрелка 1). На основе концентрации усилий организации на определенных направлениях развития предприятия, которые в наибольшей мере обусловливают его конкурентоспособность, обеспечивается достижение эффекта в стратегической деятельности предприятия. Однако степень реализации принятой стратегии и ее успешность всецело определяется действием двух других методов эффективного управления: контроллинга и самоорганизации, лежащей в основе системы организационного обучения. Посредством организации менеджментом тщательной методической проработанности процедур постановки и внедрения инструментов

загрузка...