СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УСИЛЕНИЯ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД КАПИТАЛЬНОГО ТИПА С УЧЕТОМ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАГРУЗОК (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ «АСТРАХАНЬ – МАХАЧКАЛА») (18.09.2012)
Автор: АМИРОВ АЛИКАДИ ТЕМИРБЕКОВИЧ
АМИРОВ АЛИКАДИ ТЕМИРБЕКОВИЧ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ УСИЛЕНИЯ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД КАПИТАЛЬНОГО ТИПА С УЧЕТОМ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАГРУЗОК (НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ «АСТРАХАНЬ – МАХАЧКАЛА») (05.23.11 – «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей») АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук Москва - 2012 г. Работа выполнена в Махачкалинском филиале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)». Научный руководитель: доктор технических наук, профессор, Носов Владимир Петрович Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор, Казарновский Владимир Давидович ведущий специалист ЦАДИ; кандидат технических наук, Стрижевский Александр Моисеевич зав. отделом диагностики автомобильных дорог ФГУП Росдорнии. Ведущая организация: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова Защита состоится 18 октября 2012 г. в 12 час. на заседании диссертационного совета Д 212. 126. 02 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» по адресу: 125319, Москва, Ленинградский проспект, 64, ауд.42 Телефон для справок: (499) 155-93- 24. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МАДИ. Отзывы на автореферат в двух экземплярах, заверенные печатью организации, просим направлять в адрес диссертационного совета университета, а копию отзыва присылать по электронной почте: uchsovet@madi.ru. Автореферат разослан « 18 » сентября 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совет Н.В.Борисюк ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. Среди множества причин, способствующих неудовлетворительному текущему состоянию автомобильных дорог стран, значительное место занимают причины, связанные с недостаточным учетом существенно изменившихся параметров транспортных потоков. За последние двадцать лет на дорогах страны существенно возросла интенсивность движения, и изменился состав движения. При этом в составе движения наблюдается устойчивое повышение доли многоосных транспортных средств с осевыми нагрузками, превышающими расчетные осевые нагрузки, на которые были изначально рассчитаны дорожные одежды эксплуатируемых автомобильных дорог. Тенденция увеличения доли тяжелых многоосных транспортных средств частично учтена для строящихся дорог введением нормативной нагрузки 115 кН/ось, однако для эксплуатируемых дорог отсутствует нормативный документ, регламентирующий процесс проектирования усиления дорожной одежды с учетом тенденции в изменении состава движения. При этом как для новых, так и для эксплуатируемых дорог добавляется проблема международного транзита, допускающего нагрузки до 130 кН на ось. Выдающийся вклад в разработку и внедрение метода расчета нежестких дорожных одежд внесли крупнейшие ученые Н.Н.Иванов, А.М.Кривисский, М.Б.Корсунский, Б.И.Коган, Н.А.Пузаков, А.Я.Тулаев, В.Д.Казарновский, П.И.Теляев, Ю.М.Васильев, Ю.М.Яковлев, А.О.Салль, В.К.Апестин, А.Е.Мерзликин, А.К.Бируля, Б.С.Радовский, А.В.Смирнов, С.К.Иллиополов, В.П.Матуа, Е.В.Углова и другие ученые. Благодаря их усилиям и многолетним исследованиям была создана, развита и внедрена в практику методика расчета нежестких дорожных одежд, которая легла в основу действующих в настоящее время нормативных документов: ОДН 218.046-01 «Проектирование нежестких дорожных одежд» и ОДН 218.1.052-2002 «Оценка прочности нежестких дорожных одежд». Отсутствие методики, регламентирующей процесс проектирования дорожных одежд при их усилении с учетом возросших осевых нагрузок, явилось побудительным мотивом для выполнения настоящей диссертационной работы. Наибольшую сложность представляет выбор расчетной нагрузки на основе анализа тенденций в изменении состава движения. Требования к свойствам материалов и параметры конструктивных слоев в значительной мере зависят от параметров нагрузки принятой в качестве расчетной. В настоящее время усиление существующих нежестких дорожных одежд производят согласно действующим нормам ОДН 218.052-2002, где в качестве расчетной нагрузки используется осевая нагрузка 100 кН. К существенным недостаткам указанной методики можно также отнести отсутствие расчетов по критериям сдвига и изгиба материалов конструктивных слоев усиливаемой конструкции. Таким образом, в части назначения величины расчетной нагрузки и выполнения требований к конструкции по условиям сдвигоустойчивости конструктивных слоев из несвязных материалов и растяжения при изгибе монолитных слоев, имеет место несогласованность методик, изложенных в ОДН 218.046-01 и ОДН 218.052-2002. Подобная несогласованность приводит к невозможности оценки равнопрочности дорожной одежды для существующих и вновь проектируемых дорог в части расчетов на осевую нагрузку более 100 кН. Цель работы – повышение работоспособности дорожной конструкции за счет совершенствования проектирования усиления нежестких дорожных одежд. Задачи исследования: установить взаимосвязь осевых нагрузок и грузоподъёмности многоосных транспортных средств, представленных в составе движения на автомобильных дорогах региона; провести статистический анализ результатов взвешивания автотранспортных средств на автомобильной дороге «Астрахань – Махачкала» и разработать рекомендации по назначению параметров расчетной нагрузки; разработать предложения по определению остаточного «плитного эффекта» конструкций дорожных одежд по результатам полевых обследований; усовершенствовать методику усиления нежестких дорожных одежд. |