Delist.ru

Теория и методология управления финансовыми ресурсами электроэнергетических компаний (18.02.2008)

Автор: Клочкова Наталия Владимировна

Риск (Rb) невыполнения бюджета генерирующей компании можно представить как функцию (f), зависящую от 3 основных параметров: R –рисковая ситуация; M – мера риска, С – цена риска (2).

Rb= f {Ri; Mi; Ci}, (1)

где Rb – риск невыполнения бюджета;

Ri – рисковая ситуация (риск потери доходов или риск увеличения расходной части бюджета);

Mi – мера риска, т.е. интегральная степень влияния отдельных составляющих доходов и расходов, выраженная в процентах (в долях), ранжированная соответствующими рисками;

Сi – стоимостная оценка возможных потерь от недополучения запланированных доходов и (или) превышения статей расходов при выполнении бюджета.

Логическая модель риска на этапе бюджетирования может быть представлена следующим образом (рис. 4).

Рис. 4. Логическая модель управления рисками на этапе бюджетирования (фрагмент)

Исходя из того, что бюджетирование имеет двойственный характер (метод управления финансовыми ресурсами и инструмент управления рисками), в диссертации обоснованы принципы рационального его использования в ОГК. При этом к основным, с точки зрения управления финансовыми ресурсами, относятся сбалансированность, централизация и оценка бюджета (табл. 3).

Таким образом, бюджетирование как метод управления финансовыми ресурсами и инструмент управления рисками генерирующей компании является превентивным механизмом возникновения ситуаций неопределенности, внешних и внутренних угроз.

В диссертации выявлено, что механизмом выявления причин возникновения рисков может выступать внутренний аудит, использование которого генерирующими компаниями будет способствовать достижению их стратегических целевых установок.

Таблица 3

Принципы бюджетирования ОГК

Принципы

бюджетирования Характеристика

Поддержка организационной структуры финансовой структуры компании Финансовая структура должна поддерживаться организационной структурой, т.е. элементам финансовой структуры должны соответствовать элементы организационной структуры, при этом они могут как совпадать, так и быть различными.

Целостность и непротиворечивость Единство и непротиворечивость учетной политики, используемых методик оценки рисков

Унификация и методологическая целостность Все классификаторы, бюджетные формы, алгоритмы расчетов и используемые методики являются унифицированными и обязательными для всех участников бюджетного процесса.

Персональная ответственность Каждый участник бюджетного процесса несет персональную ответственность в зоне его компетенции, оценивает меру и цену риска.

Непрерывность и преемственность бюджетного процесса Процесс планирования, учета, контроля, анализа и корректировки бюджетов компании осуществляется непрерывно, при возникновении вероятность невыполнения бюджета разрабатываются соответствующие мероприятия

Наглядность и прозрачность Предполагает открытость и доступность информации по осуществлению деятельности компании на всех уровнях бюджетной системы

Сбалансированность Предполагает обеспеченность планируемых бюджетных мероприятий необходимыми производственными и финансовыми ресурсами.

Централизация Централизованное планирование и управление финансовыми ресурсами на уровне ОГК, распределение их под поставленные задачи: отсутствие прямой зависимости между объемом доходов ГРЭС и объемами ресурсов, выделяемых для данной ГРЭС

Оценка бюджета Стоимостная оценка возможных потерь от недополучения запланированных доходов и превышения статей расходов при выполнении бюджета.

Большинство определений, которые можно встретить в научной литературе по вопросам контроля и аудита, связаны с рассмотрением внутреннего аудита как деятельности по контролю за звеньями управления и различными аспектами функционирования организаций. В работе приведена сравнительная характеристика форм внешнего и внутреннего контроля, выявлены последствия недостаточного использования ресурсов внутреннего контроля с целью выявления особенностей внутреннего аудита в ОГК, который должен быть направлен на оценку существующих систем контроля и управления рисками и фокусироваться на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению стратегических целевых установок (рис.5).

Рис. 5. Взаимосвязь внутреннего аудита с системой управления рисками

Предложено под внутренним аудитом понимать независимую, регламентированную внутренними документами деятельность по оценке и повышению эффективности процедур управления рисками, внутреннего финансового контроля и управленческих процессов оптовых генерирующих компаний. Применительно к ОГК функциями внутреннего аудита являются:

оценка эффективности системы управления рисками;

аудит системы контроля исполнения решений;

контроль за выполнением требований внутренних документов ОГК структурными подразделениями;

аудит корпоративного и финансового управления;

координация и совершенствование процедур внутреннего финансового контроля и др.

В четвертой главе «Инструментарий современного риск-менеджмента при управлении финансовыми ресурсами оптовых генерирующих компаний на электроэнергетическом рынке» разработана концепция организации риск-менеджмента в ОГК, основанная на предложенных принципах управления рисками; разработан алгоритм управления рисками ОГК; сформулирована методика управления рисками в системе управления финансовыми ресурсами оптовых генерирующих компаний на электроэнергетическом рынке Росси.

Сформулированные принципы управления рисками при управлении финансовыми ресурсами генерирующей компании представлены в табл.4. В работе определена цель управления рисками как повышение эффективности управления финансовыми ресурсами за счет своевременного выявления угроз, как финансовой безопасности, так и достижению стратегической цели функционирования оптовых генерирующих компаний.

Управление рисками в генерирующих компаниях осуществляется на основе подхода, позволяющего решать следующие задачи:

выявление и оценка рисков;

создание и совершенствование инструментов управления рисками;

оперативное предоставление лицам, принимающим решения сведений о рисках и возможных способах реагирования на риски;

реализация мер по удержанию рисков генерирующей компании на допустимых уровнях;

оптимизация финансовых ресурсов, необходимых для предупреждения и/или ликвидации последствий наступления возможных рисковых событий.

загрузка...