Теория и методология управления финансовыми ресурсами электроэнергетических компаний (18.02.2008)
Автор: Клочкова Наталия Владимировна
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы в количестве 223 источников и 24 приложений. Общий объем работы – 363 страницы. По теме диссертации опубликовано 30 научных работ, в том числе 4 монографии, 5 статей в научных журналах, содержащихся в перечне ВАК. Общий объем научных публикаций – 58,75 п.л., в том числе вклад соискателя – 42,15 п.л. II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении отражена актуальность темы диссертации, сформулированы цель и определены основные задачи исследования, научная и практическая значимость полученных результатов работы. В первой главе «Характеристика электроэнергетического рынка России и новых требований к управлению финансовыми ресурсами оптовых генерирующих компаний» рассмотрена зарубежная практика экономических отношений между субъектами на энергетических рынках, определено влияние структурных и рыночных преобразований в отечественной электроэнергетике на формирование новых финансовых отношений между субъектами электроэнергетического рынка, предложена классификация угроз и определены новые требования к управлению финансовыми ресурсами генерирующих компаний на электроэнергетическом рынке. В диссертации подробно изучен опыт рыночных преобразований в электроэнергетике различных стран мира, выявлены модели организации энергетических рынков и определено, что анализ последствий структурных и рыночных преобразований в энергетической отрасли западных стран, указывает на необходимость рассмотрения принципов и стратегии преобразования в отечественной электроэнергетике. В работе проведен анализ рынков энергии и мощности России, выявлены преимущества, недостатки и возможные проблемы реализации новой модели рынка, рассмотрены финансово-экономические характеристики отдельных ОГК и ТГК. С 01 января 2007 года в России начался переход на новую модель оптового рынка электроэнергии (мощности), суть которой состоит в постепенном переходе от гарантированного потребления всего объема электроэнергии по регулируемым тарифам к лимитированному объему покупки электроэнергии по регулируемым тарифам с возможностью покупки оставшейся части на свободном рынке, то есть в новой модели рынка в основу ложатся свободные конкурентные отношения, а не регулируемые. В новой модели рынка электроэнергии (мощности) имеются несколько секторов: долгосрочного рынка двухсторонних договоров, краткосрочного рынка «на сутки вперед» и балансирующего рынка. В частности, балансирующий рынок обеспечивает экономически эффективную загрузку генерирующих мощностей с учетом ценовых заявок, отражающих реальные стоимостные характеристики производства, и формирование объективных ценовых сигналов не только для участников, но и для Системного оператора - субъекта рынка, осуществляющего управление технологическими режимами ЕЭС России. Системный оператор регулирует деятельность участников рынка и выполняет мониторинг их реакции на команды диспетчерского управления. Помимо торговли электроэнергией функционируют инфраструктурные рынки, а также рынок производных финансовых инструментов. В условиях либерализованного рынка колебания цен более существенны, чем при государственном регулировании, поэтому потребители и производители электроэнергии формируют спрос на производные финансовые инструменты, гарантирующие получение долгосрочного финансового результата компаниям (хеджирование возможных рисков). Новая модель имеет ряд преимуществ, в частности, в ней решаются проблемы небаланса регулируемого сектора и зависимости участников рынка от системы регулирования. Кроме этого, появилась возможность 100 % - ной либерализации рынка. Таким образом, функционирование новых субъектов на рынке электроэнергии и мощности порождает и новые виды более сложных финансовых, экономических и правовых отношений между ними и с потребителями, среди которых основными являются долгосрочные двусторонние контракты, а также появление производных финансовых инструментов для расчетов и страхования возникающих рисков. Все перечисленное позволяет определить возможности повышения финансовой безопасности энергетических компаний, а также новые требования к управлению финансовыми ресурсами генерирующих компаний. Категорию финансовой безопасности следует рассматривать как комплексную систему устойчивых финансовых и экономических отношений генерирующих компаний с потребителями электрической и тепловой энергии и их контрагентами, включая государство. Поэтому применительно к стратегии управления финансовыми ресурсами генерирующих компаний в работе предложено под финансовой безопасностью понимать совокупность условий, стратегий, методов и механизмов наиболее эффективного формирования и использования финансовых ресурсов генерирующих компаний для достижения их стратегических целей и предотвращения различных угроз и рисков их функционирования. К первичным показателям финансовой безопасности относятся такие как выручка от реализации энергии и услуг, амортизационные отчисления, дебиторская и кредиторская задолженности и др. Среди относительных параметров, характеризующих финансовую безопасность, наиболее значимыми являются платежеспособность, оборачиваемость средств, эффективность использования имущества, рентабельность, инвестиционная привлекательность. Существует множество факторов, влияющих на финансовую безопасность, которые энергетические компании не в состоянии контролировать: усиление конкурентов, дефицит квалифицированных сотрудников, колебания спроса на электроэнергию и т.п. Потеря финансовой безопасности энергетических компаний может произойти вследствие изменений их внутренних параметров, из-за наличия внешних воздействий, либо при нарушении инфраструктурных связей. Появление новых угроз, ситуаций неопределенности обуславливает необходимость разработки новой методологии управления финансовыми ресурсами генерирующих компаний, работающих на либерализованном энергетическом рынке. Объективными источниками угроз разного вида являются их окружающая среда, структура и параметры внутренних факторов ОГК (табл.1). В основе классификации угроз лежат два признака: причины их возникновения и воздействие угроз на параметры ОГК. Оптовые генерирующие компании, функционирующие в новых условиях либерализованного рынка, необходимо рассматривать как системы, которые могут существовать только при наличии устойчивых связей между их элементами – подразделениями (электростанциями). Внутренние связи позволяют системе активно реагировать на любое воздействие внешней среды, либо распределяя воздействие на несколько элементов, либо вырабатывая ответную реакцию, защищающую систему. Однако регулирование внутренних связей, финансовых взаимоотношений между центральным офисом и подразделениями, обеспечение надежного функционирования ОГК, согласование целей и интересов отдельных элементов системы, приводит к возникновению дополнительных трансакционных издержек, которые в конечном итоге, окажут влияние на финансовые результаты компании в целом. Таблица 1 Классификация основных видов угроз и их индикаторов для оптовых генерирующих компаний (фрагмент) Вид угроз (риска) Индикаторы угроз (риска) Социально-политические Отсутствие единого государственного органа, отвечающего за управление электроэнергетикой; Снижение энергетической безопасности компаний и др. Рыночные Проявление рыночной власти ОГК; Конкуренция со стороны западных компаний; Диктат цен на энергию на рынке и др. Правовые Несовершенство законодательной базы, регулирующей взаимоотношения между участниками ОРЭ и потребителями энергии; Незащищенность внутреннего рынка энергии и др. Угрозы в сырьевой сфере, природно-климатические угрозы Неопределенность запасов углеводородного сырья; Вероятность стихийных бедствий и др. Технико-технологические угрозы Низкий технический уровень оборудования, высокая степень износа; Низкое качество электроэнергии и др. Информационные угрозы Недостаточная защищенность каналов связи, используемых в сфере управления финансовыми ресурсами ОГК; Низкий уровень автоматизации процессов принятия решений по управлению финансовыми ресурсами и др. Экономические угрозы Наличие разных тарифов на энергию; Повышение внутренних цен на первичные энергоносители; Недооценка дополнительных трансакционных издержек; Неадекватная оценка рыночной ситуации персоналом, и, как следствие, неверные экономические решения; Низкая конкурентоспособность ОГК; Неоптимальное распределение экономических ресурсов и факторов производства и др. Финансовые угрозы Усложнение технологии финансовых расчетов; Вероятность снижения финансовой устойчивости; |