Delist.ru

Продвинутое сотрудничество государств в европейском праве (17.08.2007)

Автор: Шайхутдинова Гульнара Раифовна

Главными особенностями продвинутого acquis как новой составляющей европейского права являются динамический характер и непостоянство содержания. Можно охарактеризовать эту составляющую европейского права как осуществяющую подготовительно-интегративную функцию. Именно здесь закладывается будущее европейской интеграции, определяются приоритетные направления сотрудничества государств-членов Европейского Союза, разрабатывается правовая основа сотрудничества в различных сферах.

В четвертом параграфе третьей главы «Правовое регулирование продвинутого сотрудничества в Договоре, учреждающем Конституцию для Европы, 2004 года» автор анализирует соответствующие положения о продвинутом сотрудничестве, а также изменения, внесенные в Ниццский договор.

Пункт 1 статьи I-44 Договора, учреждающего Конституцию для Европы, предусматривает, что государства-члены, желающие осуществлять продвинутое сотрудничество в рамках неисключительной компетенции Европейского Союза, могут использовать в этих целях институты Союза и осуществлять указанную компетенцию путем применения соответствующих положений Конституции, учитывая ограничения и в соответствии с процедурами, предусмотренными статьями III-416 и III-423. Государства-члены Европейского Союза могут осуществлять продвинутое сотрудничество в сфере совместной компетенции Союза и государств-членов, определенной в статье I-14, и в сфере собственной исключительной компетенции. По Конституции продвинутое сотрудничество запрещено в пяти четко обозначенных сферах: таможенный союз, конкуренция на внутреннем рынке, валютная политика для государств еврогруппы; сохранение морских биологических ресурсов и общая торговая политика. Во всех остальных сферах продвинутое сотрудничества разрешено.

Решение, проводящее продвинутое сотрудничество, принимается Советом Министров Европейского Союза как крайняя мера, если он установит, что цели такого сотрудничества не могут быть достигнуты в течение разумного времени Союзом в целом, и при условии, что хотя бы одна треть государств-членов участвует в нем.

Среди новелл, введенных Договором, учреждающим Конституцию для Европы, - более строгое правило в отношении минимального числа государств-членов Европейского Союза, необходимого для формирования группы продвинутого сотрудничества. Если согласно Амстердамскому договору оно составляло большинство государств-членов, согласно Ниццкому договору – восемь государств-членов, то по Конституции для Европы – одну треть государств-членов Европейского Союза, то есть девять государств с 1 января 2007 года.

В четвертой главе «Правовая природа продвинутого сотрудничества и повышение его эффективности в европейском праве» сформулированы основные теоретические выводы диссертационного исследования.

В первом параграфе «Правовая природа продвинутого сотрудничества и место актов продвинутого сотрудничества в системе европейского права» анализируются причины обращения Европейского Союза к механизму продвинутого сотрудничества, формулируется научная концепция продвинутого сотрудничества, определяются роль и место продвинутого сотрудничества в системе европейского права, правовая природа актов продвинутого сотрудничества.

Обращение Европейского Союза к механизму продвинутого сотрудничества и его правовое регулирование в основных учредительных документах Союза вызвано, по мнению автора, следующими основными причинами. Во-первых, обостряется противоречие между государствами-членами Европейского Союза, приверженными интеграции, и государствами-членами, стремящимися сохранить традиционные межгосударственные связи без их углубления. Между государствами-членами Европейского Союза отсутствует консенсус относительно перспектив интеграции и, соответственно, целей Союза. Во-вторых, расширение Европейского Союза требует гибкого подхода ввиду существенных различий между государствами-членами в экономической, социальной, культурной и иных сферах. Необходимо, с одной стороны, дать возможность государствам-членам Европейского Союза, желающим и могущим интегрироваться дальше и глубже, делать это, а, с другой стороны, обеспечить права и интересы государств-членов, не могущих по объективным причинам либо не желающих этого.

Автор делает вывод о том, что продвинутое сотрудничество, с одной стороны, представляет собой механизм, способный сохранить Европейский Союз как интеграционное образование, с другой стороны, это способ обеспечить суверенитет и национальные интересы государств-членов Европейского Союза. Продвинутое сотрудничество, таким образом, решает двуединую задачу: обеспечивает единство и многообразие в рамках Европейского Союза.

Автор впервые в отечественной науке европейского права предпринимает попытку сформулировать научную концепцию продвинутого сотрудничества в европейском праве. Таковая основывается на положениях учредительных договоров Европейских сообществ и Европейского Союза, практике продвинутого сотрудничества в рамках Европейского Союза и общепризнанных принципах и нормах современного международного права и европейском праве.

Продвинутое сотрудничество в европейском праве означает возможность для определенного числа государств-членов Европейского Союза осуществлять сотрудничество с целью углубления интеграции между ними в конкретной сфере с использованием институтов, процедур и механизмов Европейского Союза и во имя целей Союза; при этом другие государства-члены Европейского Союза могут в любое время присоединиться к первым, то есть к группе продвинутого сотрудничества.

Автор определяет признаки продвинутого сотрудничества. Оно:

1. осуществляется на основе институтов, процедур и механизмов Европейского Союза;

2. призвано способствовать достижению целей Союза и Сообщества, охранять и обеспечивать их интересы;

3. продвигает вперед интеграционный процесс в рамках Европейского Союза;

4. уважает учредительные договоры Европейского Сообщества и Европейского Союза, а также единый институциональный механизм Союза;

5. соблюдает достижения Сообщества и меры, принятые на основе других положений учредительных договоров;

6. осуществляется в рамках неисключительной компетенции Союза;

7. не наносит ущерба внутреннему рынку Европейского Сообщества и экономическому и социальному сплочению в рамках Европейского Сообщества;

8. объединяет как минимум треть государств-членов Европейского Союза;

9. уважает компетенцию, права и обязанности государств-членов, которые в нем не участвуют;

10. является открытым для всех государств-членов Европейского Союза;

11. является крайней мерой.

По мнению автора, сущность продвинутого сотрудничества - двуединая. С одной стороны, это сотрудничество «для избранных», для узкого круга государств-членов Европейского Союза, с тем чтобы они не были связаны в вопросах интеграции медленным движением других государств-членов. С другой стороны, это сотрудничество имеет целью продвижение интересов Союза в целом и постепенное вовлечение в такое сотрудничество всех государств-членов. Продвинутое сотрудничество – это не механизм отделения, это механизм объединения. Определенное временное обособление ряда государств-членов Европейского Союза от общего числа при проведении конкретной политики происходит с целью сохранения стратегии развития Союза в целом и предполагает объединение с остальными государствами-членами на последующих этапах развития интеграции.

Автор определяет функции продвинутого сотрудничества:

1. интеграционную, которая имеет целью обеспечение прогресса интеграции Европейского Союза в целом; несмотря на то, что прогресс на определенном этапе осуществляется лишь частью государств-членов, в целом, продвинутое сотрудничество способствует поэтапной интеграции всего объединения;

2. обеспечение поступательной интеграции группы наиболее развитых государств-членов Европейского Союза, группы «могущих» и «желающих», – речь идет о том, что продвинутое сотрудничество, в первую очередь, обеспечивает интересы наиболее «продвинутых» членов Союза, которые имеют для этого необходимые экономические, социальные, финансовые, политические, организационные и иные условия и не желают быть связанными низкими темпами интеграции слаборазвитых членов Союза; эта функция позволяет Европейскому Союзу сохранить свое лицо, свой авторитет и престиж как высокоорганизованной и высокоразвитой группы самых передовых государств мира;

3. обеспечение интересов государств-членов Европейского Союза, не участвующих в продвинутом сотрудничестве, - таковые, благодаря реализации продвинутого сотрудничества, имеют возможность временно не участвовать в углубленной интеграции, но оставаться членами Союза, они могут присоединиться к продвинутому сотрудничеству в любое время позднее, когда для этого в полной мере созреют экономические, социальные, политические, финансовые и иные условия; не будь механизма продвинутого сотрудничества на вооружении Европейского Союза, возможно, и расширение его не происходило бы такими высокими темпами, а вопрос о членстве государств-членов, недавно присоединившихся к Европейскому Союзу, был бы весьма проблематичен.

Автор рассматривает вопрос о соотношении продвинутого сотрудничества и государственного суверенитета. Продвинутое сотрудничество есть реализация государственного суверенитета государствами-членами Европейского Союза. Оно предполагает выбор – участие или неучастие в договорном регулировании вопросов сотрудничества в определенных сферах. А это и есть независимое осуществление национальной политики. То есть продвинутое сотрудничество свидетельствует не только о прагматичном подходе к европейской интеграции, оно часто свидетельствует о нежелании государств-членов поступаться своим государственным суверенитетом.

Отечественная наука выделяет в понятии и содержании государственного суверенитета две стороны: формально-юридическую и фактическую (или материальную). Правовая форма государственного суверенитета не изменяется. Однако, фактическая, или материальная, форма его переменчива. Материальное содержание государственного суверенитета может меняться как в сторону его расширения и углубления, так и в сторону выхолащивания и ограничения. Участие государства в продвинутом сотрудничестве предполагает определенное изменение материального аспекта в содержании государственного суверенитета. Государство может взять на себя осуществление определенных прерогатив, выполнение обязательств по международным договорам. Государство может двояко подойти к вопросам международного сотрудничества. Оно может избрать путь сотрудничества в рамках традиционных механизмов международных организаций, а может участвовать в продвинутом сотрудничестве, если такая возможность представлена учредительными договорами таких организаций. Государство может отказаться от участия в продвинутом сотрудничестве, если это не отвечает его национальным интересам.

Определяя роль и место продвинутого сотрудничества в системе европейского права, автор приходит к выводу о формировании общесистемного института продвинутого сотрудничества государств в европейском праве и обосновывает этот вывод рядом аргументов. Во-первых, продвинутое сотрудничество находит правовое регулирование в учредительных документах Европейского Союза – Амстердамском договоре 1997 года, Ниццском договоре 2001 года. Сформировался комплекс взаимосвязанных правовых норм, регулирующих вопросы осуществления продвинутого сотрудничества государствами Европейского Союза. В Амстердамском договоре указанные правовые нормы содержались в статьях К.15, К.16 и К.17 раздела VIа «Положения о тесном сотрудничестве» (в дальнейшем раздел VII), статье 5а, статье J.13 и статье К.12. В Ниццской редакции мы находим обновленный и расширенный комплекс правовых норм о продвинутом сотрудничестве – раздел VII «Положения о продвинутом сотрудничестве», объединяющий статьи 43, 43.А, 43.В, 44, 44.А, 45, а также статьи 11, 11.А, 27.А, 27.В, 27.С, 27.Е, 40, 40.А, 40.В и 46. Во-вторых, комплекс правовых норм о продвинутом сотрудничестве имеет свой предмет регулирования – отношения, складывающиеся между государствами-членами Европейского Союза по поводу осуществления продвинутого сотрудничества с использованием механизмов, процедур и институтов Европейского Союза. В-третьих, формирующийся институт продвинутого сотрудничества носит общесистемный характер, поскольку продвинутое сотрудничество может осуществляться в различных сферах сотрудничества, если того пожелают государства-члены Европейского Союза.

Автор также высказывает предположение о том, что продвинутое сотрудничество государств может впоследствии сформироваться в общесистемный институт международного права. К механизму продвинутого сотрудничества обращается не только Европейский Союз. Его использует и Содружество Независимых Государств. Иные международные организации также могут обратиться к нему. Таким образом, формируется практика продвинутого сотрудничества государств. Однако, нет еще сформировавшейся международно-правовой основы продвинутого сотрудничества государств, а именно комплекса взаимосвязанных международно-правовых норм в указанной сфере. По мере правового оформления в международном праве продвинутое сотрудничество может найти себе место наряду с такими общепризнанными общесистемными институтами современного международного права как институт международной правосубъектности, институт международного представительства, институт международного нормотворчества, институт международно-правовой ответственности, институт разрешения международных разногласий. Профессор Д.И. Фельдман в монографии «Система международного права» писал: « … Есть так называемые супраинституты, пронизывающие несколько подотраслей или отраслей» международного права. Общесистемные институты пронизывают все отрасли и подотрасли современного международного права, носят сквозной характер. Так и институт продвинутого сотрудничества будет способен пронизывать все отрасли международного права. Продвинутое сотрудничество будет иметь место в любой сфере сотрудничества, если того пожелают субъекты международного права.

Решая вопрос о правовой природе актов продвинутого сотрудничества, автор опирается на практику продвинутого сотрудничества в Европейском Союзе. Исходя из того, что акты продвинутого сотрудничества не считаются частью acquis, то есть основной составляющей европейского права, можно предположить, что указанные акты предстанут в качестве специфической части европейского права. Представляется, что указанные акты будут актами международного публичного права, так как оформляют отношения между субъектами международного публичного права – суверенными государствами-членами Европейского Союза, права и обязанности по ним возникают для государств, их принимающих, а не напрямую для юридических лиц и граждан этих государств.

Опираясь на горизонтальную и вертикальную структуру европейского права, предложенную профессором Л.М. Энтиным, автор предлагает считать, что акты продвинутого сотрудничества составляют особую часть европейского права, или потенциальное европейское право. Объясняется это, прежде всего, тем, что они обязательны только для ограниченного круга государств-членов Европейского Союза. Этот вывод обосновывается также тем, что согласно учредительным договорам продвинутое сотрудничество является открытым в любое время для всех государств-членов Европейского Союза и является крайней мерой. Европейская Комиссия и государства-члены, участвующие в продвинутом сотрудничестве, содействуют участию максимально возможного числа государств-членов в таком сотрудничестве. Более того, продвинутое сотрудничество согласно статье 43(1)(а) Ниццского договора «призвано способствовать достижению целей Союза и Сообщества, охранять и обеспечивать их интересы и продвигать вперед их интеграционный процесс». Наконец, продвинутое сотрудничество осуществляется с использованием механизмов и институтов Союза. Об этом прямо говорит статья 43(1) Ниццского договора. Сферы, в которых осуществляется продвинутое сотрудничество, определены в Конституции для Европы. Указанные аргументы говорят в пользу того, что акты продвинутого сотрудничества – это акты европейского права, хотя и с определенными особенностями.

Эту часть европейского права можно рассматривать как четвертую составляющую европейского права при его горизонтальном срезе. Актам продвинутого сотрудничества свойственны следующие особенности: они носят конвенционный характер; обязательны только для государств, участвующих в продвинутом сотрудничестве; непосредственно применяются на территориях участвующих государств-членов; попадают под юрисдикцию Суда Европейских сообществ.

Во втором параграфе четвертой главы «Повышение эффективности правового регулирования продвинутого сотрудничества в европейском праве» автор определяет значение продвинутого сотрудничества в интеграционном процессе в рамках Европейского Союза и пути повышения его эффективности.

Автор анализирует различные точки зрения относительно значения продвинутого сотрудничества для интеграционного процесса в рамках Европейского Союза. Имеет место как оптимистичное, так и пессимистичное отношение к применению его на практике и его эффективности для Европейского Союза. Представители первого направления, Б.Н. Топорнин, О. В. Буторина, М. Де Бонс, Ф. Гудаппл, Д. Шо считают продвинутое сотрудничество «одной из каталитических сил, движущих интеграционный процесс». Представителями пессимистичного направления являются, прежде всего, британские ученые, не видящие за продвинутым сотрудничеством будущего.

Автор поддерживает точку зрения оптимистов и считает, что продвинутое сотрудничество есть, во-первых, средство сохранить Европейский Союз как Союз и, во-вторых, средство сохранить западноевропейское образование как интеграционное.

Условия осуществления тесного и продвинутого сотрудничества, предусмотренные в учредительных договорах Европейских сообществ и Европейского Союза, оказались весьма сложными для соблюдения. Главной сложностью является количественное условие о минимальном числе государств-членов, которые могут сформировать продвинутую группу. Согласно Ниццскому договору – это одна треть от общего числа государств-членов, то есть на сегодняшний день – девять государств-членов. Например, Прюмская конвенция, Шенген III, не считается актом продвинутого сотрудничества ввиду того, что объединяет только семь государств-членов Европейского Союза. Автор считает, что главное изменение, которое представляется в особенности необходимым, - это ликвидация условия о минимальном количестве государств-членов Европейского Союза, которые формируют группу продвинутого сотрудничества. Во-вторых, было бы целесообразно не считать продвинутое сотрудничество «крайней мерой», а рассматривать его как своеобразный, альтернативный, механизм интеграции Европейского Союза.

В заключении диссертационной работы подводятся итоги исследования и формулируются наиболее существенные выводы.

загрузка...