Продвинутое сотрудничество государств в европейском праве (17.08.2007)
Автор: Шайхутдинова Гульнара Раифовна
В этих рамках необходимо решить следующие задачи: ? охарактеризовать генезис продвинутого сотрудничества в европейском праве и науке европейского права; ? выявить место норм о продвинутом сотрудничестве в системе европейского права и обосновать формирование общесистемного института продвинутого сотрудничества в европейском праве; ? установить правовое содержание института продвинутого сотрудничества; ? определить признаки продвинутого сотрудничества; ? выявить сущность продвинутого сотрудничества; ? определить функции продвинутого сотрудничества; ? раскрыть механизм продвинутого сотрудничества, его становление и эволюцию в текстах учредительных договоров Европейского Сообщества и Европейского Союза, а также Договора, учреждающего Конституцию для Европы; ? определить правовые формы актов продвинутого сотрудничества; ? проанализировать практику продвинутого сотрудничества как до формирования его правовой основы (на доинституциональном этапе его развития), так и после правового закрепления норм об осуществлении тесного и продвинутого сотрудничества в учредительных договорах Европейского Сообщества и Европейского Союза (на институциональном этапе его развития); ? определить роль продвинутого сотрудничества в европейской интеграции; ? дать прогноз применению механизма продвинутого сотрудничества государствами-членами Европейского Союза; ? сделать рекомендации по совершенствованию правовой основы продвинутого сотрудничества с учетом тех недостатков, которые затрудняют его реализацию на практике, и повышению его эффективности. Методологическая основа диссертационного исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются диалектический метод научного познания, а также комплексный системный подход к анализу продвинутого сотрудничества в европейском праве. При подготовке диссертации использовались также общенаучные методы анализа и синтеза, формально-юридический, метод сравнительного правоведения, нормативно-логический, другие методы, позволяющие выявить и исследовать проблемы современного европейского права, международного права, конституционного права, общей теории права. Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды известных представителей юридических наук: общей теории государства и права – С.С. Алексеева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, С.В. Полениной, В.С. Нерсесянца и других; европейского и международного права – Ю.А. Баскина, В.В. Безбаха, К.А. Бекяшева, М.М. Бирюкова, П.Н. Бирюкова, И.П. Блищенко, Р.Л. Боброва, Ю.А. Борко, Р.М. Валеева, Л.И. Воловой, Л.Н. Галенской, В.Э. Грабаря, В.Н. Дурденевского, Г.П. Жукова, Г.В. Игнатенко, А.Я. Капустина, С.Ю. Кашкина, А.В. Клемина, Ф.И. Кожевникова, А.Л. Колодкина, Ю.М. Колосова, Е.А. Коровина, Э.С. Кривчикова, С.Б. Крылова, В.И. Кузнецова, Г.И. Курдюкова, Д.Б. Левина, В.Н. Лихачева, И.И. Лукашука, С.А. Малинина, С.Ю. Марочкина, Т.Д. Матвеевой, Л.Х. Мингазова, Л.А. Моджоряна, С.В. Молодцова, Г.И. Морозова, В.К. Пучинского, О.И. Тиунова, Б.Н. Топорнина, Г.И. Тункина, Е.Т. Усенко, Н.А. Ушакова, Д.И. Фельдмана, С.В. Черниченко, А.О. Четверикова, Е.А. Шибаевой, Л.М. Энтина, М.Л. Энтина, Ю.М. Юмашева и других; зарубежной науки европейского и международного права – Р. Аго, Т. Айсбоутс, Л.А. Алексидзе, С. Бастид, М. В. Богданор, Де Бонс, Дж. Брайерли, Я. Броунли, Г. Бурка, В.А. Василенко, С. Везерил, П. Виммер, Ж. Ван Виссен, Б. Де Витт, Ф. Гудаппл, Б. Донелли, Г. Даниэль, Э. Дафф, К. Дойч, Г. Исаак, Л. Кавия, Д. Кален, А. Карвайал, Д. Кларк, С.М. Колино, Т. Конлан, П. Крейг, М. Кремон, С. Курпас, Г. Лабайль, Ж. В. Льюис, А. Лансдал, М. Лоп, К. Лорд, А. де Луна, К. Люти, М. Ляхс, М. Мартин, С. Матл, А. Миссироли, М. Нанклэр, К. Номден, П. Норманн, Л. Оппенгейма, Дж. Пиндер, Р. Пьетерман, У. Раппард, П. Рейтер, К. Риспал-Белланжер, Д. Ролло, Б. Рудден, Ж. Сель, Ф. де ла Серр, И. Синклер, Д. Смит, К. Смит, А. Стабб, Э. Стейжер, Р. Стрендз, Д. Тарер, А. Тот, Д. Уайат, Н. Уокер, С. Уолл, Х. Уолдок, У. Уоллас, Х. Уоллас, А. Фердросс, Е. Филиппарт, Дж. Фитцморис, Р. Хармсен, Э.К. Хартли, С. Хэнере, Л. Цукалис, Д. Шо, Ж. Шовэ, А. Шровен, К. Элерманн, Н. Эмильо, Г. Эдвардс и других. Нормативную основу диссертационного исследования составили учредительные договоры Европейских сообществ, Европейского Союза, иные договоры между государствами-членами Европейских сообществ и Европейского Союза, акты институтов Европейских сообществ и Европейского Союза, законодательство европейских государств. При написании диссертации использовался текст Договора, учреждающего Конституцию для Европы, подписанный 29 октября 2004 года. Научная новизна диссертационного исследования. Настоящее диссертационное исследование представляет собой первое в отечественной науке комплексное монографическое исследование продвинутого сотрудничества государств в европейском праве и практических аспектов его осуществления. Разработана и сформулирована целостная правовая концепция продвинутого сотрудничества в европейском праве. В диссертации поставлена и решена научная задача, имеющая важное значение для европейского и международного права. Новизна диссертационного исследования, по мнению автора, заключается в том, что определяются роль и место продвинутого сотрудничества в системе европейского права. Продвинутое сотрудничество представляет собой формирующийся общесистемный институт европейского права. Автор вводит в научный оборот понятие института продвинутого сотрудничества, раскрывает признаки, сущность, функции и механизм продвинутого сотрудничества, определяет место актов продвинутого сотрудничества в системе европейского права. Автором выявлены особенности актов продвинутого сотрудничества. Представляется, что существенная новизна диссертационного исследования заключается в определении правовой природы актов продвинутого сотрудничества государств Европейского Союза. Автором выносятся на защиту следующие основные положения диссертационного исследования: Продвинутое сотрудничество в европейском праве – это углубленная интеграция определенного числа государств-членов Европейского Союза в какой-либо сфере с использованием институтов, процедур и механизмов Союза, открытое для всех остальных государств-членов Союза. В рамках Европейского Союза создан правовой механизм продвинутого сотрудничества, определенный в учредительных договорах Европейского Сообщества и Европейского Союза. Правовому регулированию продвинутого сотрудничества в европейском праве предшествует принцип гибкости, впервые появившийся в Европейском Сообществе в конце 50-х годов ХХ века. До обретения правовой основы принцип гибкости применялся в договорно-правовой практике государств Европейских сообществ и Европейского Союза (Шенгенское пространство, валютный союз, соглашение о социальной политике, соглашения в сфере убежища и миграции, адаптационные положения договоров о присоединении новых государств-членов к Европейскому Союзу и др.). На основе анализа договорно-правовых отношений государств-членов Европейского Союза можно выделить три основные концепции гибкости: разноскоростного движения, различной геометрии и a la carte; иные концепции – авангарда, ядра Европы, концентрических кругов и другие – суть разновидности указанных основных концепций гибкости. 4. Продвинутое сотрудничество закреплено в конституциях ряда европейских государств – Германии, Швейцарии, Франции, Испании, Бельгии и других. Оно свойственно как федеративным, так и унитарным государствам. В указанных государствах продвинутое сотрудничество является конституционным принципом и проявляется, прежде всего, в горизонтальных договорных отношениях между субъектами федераций и административно-территориальными подразделениями унитарных государств. Продвинутое сотрудничество в Европейском Союзе прошло в своем развитии два основных этапа: - доинституциональный – этап формирования договорно-правовых отношений продвинутого сотрудничества между государствами-членами Европейского Союза до закрепления его правовой основы в учредительных договорах Европейского Сообщества и Европейского Союза, - институциональный – этап закрепления правовой основы продвинутого сотрудничества в учредительных договорах Европейского Сообщества и Европейского Союза и Договоре, учреждающем Конституцию для Европы. Правовое регулирование продвинутого сотрудничества в европейском праве прошло три основных этапа: - впервые правовая основа продвинутого сотрудничества закрепляется Амстердамским договором 1997 года, - затем механизм продвинутого сотрудничества предусматривается Ниццским договором 2001 года; - Договор, учреждающий Конституцию для Европы, 2004 года также содержит правовую основу продвинутого сотрудничества. 7. На основе анализа положений учредительных договоров Европейского Сообщества и Европейского Союза и практики осуществления продвинутого сотрудничества государствами Европейского Союза можно сделать вывод о формировании общесистемного института продвинутого сотрудничества в европейском праве. Институт продвинутого сотрудничества представляет собой группу взаимосвязанных правовых норм, определяющих процедуру, механизм и условия осуществления государствами-членами Европейского Союза продвинутого сотрудничества в различных сферах. 8. Акты продвинутого сотрудничества обладают совокупностью признаков, сближающих их по правовой природе с коммунитарным правом (acquis communautaire), а именно: - конвенционным характером; - прямым действием на территориях государств-членов Европейского Союза, осуществляющих продвинутое сотрудничество; - подчинением юрисдикции Суда Европейских сообществ. Поэтому акты продвинутого сотрудничества можно определить как продвинутый acquis. |