Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в современной России (этноконфессиональная составляющая проблемы) (17.08.2007)
Автор: Казьмина Ольга Евгеньевна
Правовой фон также способствовал религиозному плюрализму. В начале 1990-х годов перед государством встала задача принятия нового религиозного законодательства. Общество хотело полной религиозной свободы, ассоциировавшейся тогда с преодолением наследия советских времен и демократическими завоеваниями. Принятый в 1990 г. очень либеральныый Закон «О свободе вероисповеданий» практически ничем не ограничивал религиозную свободу и предоставил очень широкие возможности для деятельности религиозных организаций. Философия Закона 1990 г. базировалась на идее индивидуального религиозного выбора и представлении о религии как личном деле человека. Закон 1990 г. также открыл широкую дорогу зарубежным миссионерам. Русская Православная Церковь оказалась не единственным субъектом в деле рехристианизации исторически православного населения. На этом поприще конкурировали многие христианские деноминации. Возникла проблема прозелитизма. К середине 1990-х годов религиозная сфера сильно политизировалась, и проблема миссионерской активности и прозелитизма вышла за рамки только лишь межконфессиональных отношений. Русская Православная Церковь была обеспокоена появлением многочисленных деноминаций и условиями соперничества на миссионерском поле. Отстаивая свои позиции в этой конкуренции, РПЦ обратилась как к теологическим аргументам, базировавшимся на православном учении, – а для него характерно признание тесной взаимосвязи между религией и этнокультурной идентичностью, – так и непосредственно к этническим чувствам и историческим традициям населения. В середине 1990-х годов такие обращения стали находить у людей все больший отклик. Для второго периода (вторая половина 1990-х годов – настоящее время) было характерно изменение настроения населения в сторону интереса к традиционному и привычному, в том числе и в религиозной сфере. Усилилась связь между религией и этничностью. Русская Православная Церковь, часто обращавшаяся к этнокультурным темам, этому тоже способствовала и внесла свою лепту в укрепление идентификационной грани религии. Широко распространенными становятся представления о разделении всех конфессий на традиционные и нетрадиционные. Сам термин «традиционные конфессии» стал активно использоваться в середине 1990-х годов. В изменившихся условиях в 1997 г. был принят новый закон о религии. По сравнению с предыдущим законом он содержал несколько иную концепцию отношений между религией, обществом и государством и отражал изменившиеся настроения в обществе. Во второй период Русская Православная Церковь упрочила свое положение и в обществе, и на миссионерском поле. Более активной стала ее позиция в противостоянии прозелитизму. Начиная с середины 1990-х годов РПЦ разрабатывает и принимает ряд важных документов. И во всех этих документах уделяется внимание связи Русской Православной Церкви с этнокультурными традициями страны. Религия становится все более существенным фактором российской жизни, хотя практическая религиозность населения и остается невысокой. Роль Православной Церкви оказалась гораздо важнее, чем можно было бы судить, основываясь лишь на данных социологических опросов о посещаемости церкви и выполнении церковных предписаний. Те же опросы показывают, что большинство населения ассоциирует себя с православием. Причисляя себя к Русской Православной Церкви, люди выражают и свое национальное самосознание Исследователи приходят к таким выводам, анализируя данные социологических опросов. При этом обычно обращается внимание на внешне парадоксальный результат: число приверженцев православия (равно как и других традиционных для России конфессий) на протяжении практически всего рассматриваемого периода оказывалось больше, чем число верующих. Традиционные конфессии воспринимались не только как мировоззренческие системы, но и как культурная среда и образ жизни. К сложившемуся в современной России характеру религиозности существует различное отношение. Некоторые ученые несоответствие числа верующих и последователей Русской Православной Церкви интерпретировали как иллюзорность религиозного роста. Представляется, однако, что на этот «парадокс» можно посмотреть и по-другому. Люди, ассоциирующие себя с РПЦ в силу этнической принадлежности и историко-культурных традиций, представляют собой резерв Церкви и в будущем могут принять ее учение на уровне мировоззренческого выбора. Идентификационная составляющая православия постепенно стала особенно сильной. Но она же служит каналом, по которому люди приходят и к личной вере. Впрочем, сложившуюся особенность, а именно традиционную привязку религиозной принадлежности к этничности, при любой ее трактовке необходимо учитывать, чтобы понять многие частные аспекты современной религиозной ситуации: дискуссии вокруг религиозного законодательства, обострение проблемы прозелитизма и др. Если в начале 1990-х годов термин «прозелитизм» обычно связывался с очень активной деятельностью протестантских проповедников, то с конца 1990-х годов в общественном дискурсе, отражающем межденоминационные отношения, проблема прозелитизма стала обычно ассоциироваться с дебатами между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью по поводу деятельности католиков в России. Подводя итог анализу религиозной ситуации на протяжении всего постсоветского периода, следует отметить усиление связи религиозной идентичности с этнокультурной и национальной и обусловленное этим порой болезненное восприятие некоторых проблем религиозной жизни. Хочется надеяться, что предпринятое исследование религиозной ситуации в России на примере ее крупнейшей конфессии – Русской Православной Церкви – поможет выявить основные тенденции религиозного развития, будет стимулировать продолжение научной дискуссии о роли религии в России и способствовать более глубокому пониманию современного общества. В Приложениях представлены тексты некоторых документов. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях: Работы, опубликованные в журналах, которые рецензирует ВАК 1. Вопрос о религиозной принадлежности в переписях населения России и СССР // Этнографическое обозрение. 1997. № 5. 0,5 п.л. 2. Православная религиозность в современной России: историческая проблема соотношения религиозной идентичности и религиозной практики // Вестник Российского университета дружбы народов (серия «История России»). 2007. № 2. 0,5 п.л. 3. Дискурс о прозелитизме в современной России // Этнографической обозрение. 2007. № 4. 1,7 п.л. 4. Проблема прозелитизма и формирование новой религиозной ситуации в России // Вестник Московского университета (серия 8 «История»). 2007. № 6. 1,2 п.л. Другие опубликованные работы 5. Христианские церкви и секты в России в 1990-е гг.: новые тенденции // Второй международный конгресс этнографов и антропологов. Резюме докладов и сообщений. Часть II. Уфа, 1997. 0,04 п.л. 6. Religious Factor in Ethnic Conflicts in the Republics of the Former USSR // The 14th International Congress of Anthropological and Ethnological Sciences. The 21st Century: The Century of Anthropology. Program and Abstracts. Williamsburg, 1998. 0,03 п.л. (в соавторстве с П.И. Пучковым). 7. Религии современного мира. М.: УРАО, 1998. 12 п.л. (в соавторстве с П.И. Пучковым). 8. Православие // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,4 п.л. 9. Русская православная церковь // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,3 п.л. 10. Русская православная церковь за границей // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,1 п.л. 11. Российская православная свободная церковь // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,03 п.л. 12. Катакомбная церковь // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,02 п.л. 13. Истинно православная церковь // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,1 п.л. 14. Истинно православные христиане // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,05 п.л. 15. Основное звено Христа // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,01 п.л. 16. Федоровцы // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,02 п.л. 17. Николаевцы // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,01 п.л. 18. Истинно православные христиане молчальники // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,01 п.л. 19. Иоанниты // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,03 п.л. 20. Имяславцы // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,03 п.л. 21. Меннонитство // Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 0,2 п.л. 22. Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии и ее роль в жизни финнов-ингерманландцев // Этнографическое обозрение, 1999. № 4. 1 п.л. (в соавторстве с Н.В. Шлыгиной). 23. Роль национальной церкви в сплочении малого народа (на примере Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии) // Религии мира. История и современность. Под ред. О.Ю. Васильевой. М.: Вестком, 1999. 0,5 п.л. (в соавторстве с Н.В. Шлыгиной). |