Русская Православная Церковь и новая религиозная ситуация в современной России (этноконфессиональная составляющая проблемы) (17.08.2007)
Автор: Казьмина Ольга Евгеньевна
Казьмина Ольга Евгеньевна РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И НОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОБЛЕМЫ) Специальность 07.00.07 этнография, этнология и антропология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук Работа выполнена на кафедре этнологии исторического факультета Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова Официальные оппоненты: Доктор исторических наук, профессор Н.Л. Пушкарева Институт этнологии и антропологии РАН Доктор исторических наук, профессор В.В. Керров Российский университет дружбы народов Доктор юридических наук А.Г. Залужный НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ведущая организация: Центр истории религии и Церкви Института российской истории РАН Защита состоится « » ноября 2007 г. в _____ часов на заседании Диссертационного совета (Д.501.001.78) при Московском Государственном университете им. М.В. Ломоносова Адрес: 119991, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, аудитория 550 С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ (1-й корпус гуманитарных факультетов) Автореферат разослан « » _______________ 2007 г. Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат исторических наук, доцент Ю.И. Зверева ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Актуальность и теоретическая значимость проблемы видятся прежде всего в том, что с возрастанием роли религии в жизни российского общества увеличилось и значение религиозного фактора в разных сферах. Хорошее знание конфессиональной ситуации и религиозной идентичности населения страны (особенно многонациональной) важно и для правильной оценки ее этнополитического развития. Изучение религиозной составляющей в этнической идентичности и роли религии в социально-политической сфере может помочь предотвратить потенциальные конфликты в межконфессиональных и межэтнических отношениях. Как отметил Президент России В.В. Путин, выступая на Всемирном саммите религиозных лидеров в Москве 3 июля 2006 г., «незнание элементарных основ религиозной культуры делает человека, а в особенности молодого человека, уязвимым перед лицом опасных экстремистских течений». В современных условиях также небесполезно узнать, каким образом и в какой степени религия может способствовать формированию гражданского общества в России, и, хочется надеяться, что данное исследование способно помочь выяснению этого вопроса. Актуальность изучения религиозной ситуации заключается и в том, что в настоящее время больше, чем прежде, религиозные лозунги используются для этнической и политической мобилизации, поэтому очень важно знать, какие религиозные представления распространены среди населения. Переосмысление религии и ее вовлечение в социальные процессы – не только российская черта, это происходит повсеместно в мире. Поэтому изучение религиозных процессов и конфессиональной ситуации вызывает большой интерес как в России, так и в других странах. Причем, к изучению религии обращаются не только представители академической сферы, но и активные политики. Примечательно, например, что бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт издала в 2006 г. книгу, посвященную именно религии и ее важности в мировой политике. В этой книге она, в частности, утверждает, что XXI век, по ее мнению, будет веком религии и подчеркивает важность изучения религии, особенно ее культурного аспекта. В современном мире, действительно, многое трудно постичь, не учитывая религиозный фактор. Осознание значимости религии в современном мире вообще и в конкретном обществе в частности означает понимание того, как религия влияет на данное общество и как данное общество воздействует на религиозную ситуацию. Важно понять, как общество и государство формируют фон для переосмысления религии. Переосмысление религии всегда связано с коллективной памятью и таким образом не может быть вырвано из исторического контекста. С другой стороны, поскольку религия – комплексный феномен и имеет разные измерения, как историческое наследие, так и современное состояние общества влияют на то, какое именно измерение или какой аспект будут ключевыми при формировании новой религиозной ситуации. В России на рубеже 1980 – 1990-х годов религиозная ситуация коренным образом изменилась: люди перестали бояться публично заявлять о позитивном отношении к религии, говорить о своей вере в Бога и религиозной принадлежности, посещать церковь, совершать религиозные обряды и т.д. Религия начала восстанавливать утраченные в советское время позиции в обществе. Оказалось, что, несмотря на проводившуюся на протяжении семидесяти лет политику атеизации, искоренить религию так и не удалось, о чем свидетельствовали и социологические опросы, и стремление подавляющего большинства россиян совершать важнейшие религиозные таинства и обряды. Для России традиционно была характерна тесная корреляция между этносом и религией. Ее не удалось разрушить даже в советский период, а в постсоветское время, несмотря на появление новых деноминаций, связь религиозности и этничности постепенно еще более усилилась. Кроме того, в иерархии коллективных идентичностей религиозная идентичность стала более значимой. Таким образом, изучение религиозной ситуации при проведении этнологического исследования важно не только потому, что религия – неотъемлемая часть культуры этноса, но и потому, что в России религиозная составляющая непосредственно вплетена в этническую идентичность населения. Объект исследования данного исследования – современная религиозная ситуация в России. Предмет исследования – те аспекты религиозной ситуации, где особенно явно проявляется связь религии и этноса. Цель данного исследования – изучить формирование новой религиозной ситуации в современной России и выявить позиции Русской Православной Церкви. Сфокусировать внимание на РПЦ было решено потому, что это самая многочисленная и влиятельная деноминация России (кстати, и самая крупная православная поместная церковь). Во многом именно она определяет религиозную ситуацию в стране в целом. Вместе с тем в работе широко используется сравнительный материал как для соотнесения позиций РПЦ с позициями других религиозных организаций, так и для сопоставления некоторых особенностей религиозной ситуации в России и других странах. Цель исследования определила его основные задачи. К ним можно отнести: |