Delist.ru

Теоретические основы потребительского права в России: цивилистический подход (15.08.2007)

Автор: Райлян Алексей Александрович

В главе третьей «Потребительское право – специальная комплексная правовая отрасль» выявляется правовая природа потребительского права. В первом параграфе оно трактуется, прежде всего, как специальная гражданско-правовая отрасль. Появление потребительского права в качестве такового обосновывается необходимостью особой правовой защиты прав потребителя как более слабой стороны в потребительском правоотношении. Как утверждают авторы, изучавшие потребительское законодательство зарубежных стран (Зименкова О. Н., Кулагин М. И., Шерстоби-

тов А. Е.), в условиях свободной конкуренции, либерализации экономической и юридической ситуации, создания общего рынка потребитель всегда выступает в качестве жертвы, причем при усилении конкуренции его положение усугубляется, и потребитель нуждается в защите. В связи с этим под давлением движения в защиту прав потребителей, получившего весьма широкий размах в 60-е, 70-е годы прошлого столетия, в развитых капиталистических странах были приняты законодательные акты, содержащие гарантии охраны их интересов, возложившие на предпринимателя определенные обязанности. В этих странах наряду с общим договорным правом сформирована система юридических норм, регламентирующих договоры с участием потребителей. В отношении этой категории договоров законодательство устанавливает особый порядок их заключения, оспаривания, контроля за содержанием, а также повышенные меры ответственности.

Проведенное исследование показало, что изначально наметились два основных направления в развитии потребительского законодательства зарубежных стран. В одних странах, в частности Англии, Греции, Италии, Нидерландах, США, ФРГ, Швеции, нормы по защите прав потребителей создавались и развивались в составе общегражданского законодательства, а в других, к примеру в Бельгии, Бразилии, Ирландии, Испании, Канаде, Португалии, Финляндии, Франции, Японии, принимались специальные обобщающие нормативные акты, в том числе кодифицированные акты в Бразилии и во Франции.

Увеличение количества потребительских споров, практика их разрешения высветили слабые стороны первого направления, в результате чего в странах первой группы также стало приниматься специальное так называемое «потребителезащитное» законодательство. Так, в США такими являются федеральный Закон об охране кредитования потребителей и предложенный для принятия штатами Единообразный кодекс кредитования потребителей; в Германии – Закон об отмене подпольной торговли, Закон о качестве, Закон о кредитовании потребителей, подготовлены и другие законопроекты.

В нашей стране специальное законодательство стало создаваться с начала 90-х гг. прошлого века с принятием Закона РФ «О защите прав потребителей». Проведенные теоретические изыскания, изучение практики применения данного Закона, а также изданных в соответствии с ним многочисленных нормативных правовых актов дает основание утверждать, что нормы гражданского и потребительского права находятся в соотношении нормы общей и специальной. Такое утверждение базируется также на позиции некоторых зарубежных, в частности японских, авторов, полагающих, что гражданское право содержит общие принципы частных правоотношений, а другие отрасли частного права (трудовое, семейное, торговое) можно называть специальными. К примеру, в трудовом праве много того, что «является специальным по отношению к гражданскому праву». Гражданское право, по их мнению, – это «общее частное право», трудовое право (наряду с торговым) – «специальное частное право» (за исключением той части, где оно носит характер публичного права). Или, если говорить более конкретно, – как гражданское и торговое право.

В некоторых западноевропейских странах (в частности, Германии, Испании, Франции), как известно, действуют два кодекса: Гражданский и Торговый. При существовании параллельно двух кодексов нормы торгового права рассматриваются как специальные по отношению к нормам гражданского права, а соотношение кодексов – как общего и специального законов. Словом, аналоги параллельного сосуществования общей и специальной отраслей права в мировой практике имеются.

При этом, по мнению диссертанта, специальные нормы имеют самостоятельное регулирующее значение, и если те или иные общественные отношения подпадают под действие специальных норм, то правовое регулирование этих отношений осуществляется именно этими нормами. Общие нормы могут быть применены только в случае отсутствия специальных либо при наличии в них пробелов; в случае коллизии норм специальное потребительское законодательство имеет приоритет над общегражданским законодательством.

Однако специальное правовое регулирование потребительских отношений, отмечается во втором параграфе, – это только одна из целей потребительской политики, это есть только одна составляющая потребительского права. Другая составляющая, напомним, имеет своей целью защиту потребителя. А такая защита может осуществляться в различных формах (например, в административном порядке) и предполагает использование различных видов правовых средств (в частности, административно-правовых и уголовно-правовых).

Как отмечали в свое время и советские ученые (А. Ю. Кабалкин,

В. П. Мозолин), эффективное воздействие потребителя на производство не может быть осуществлено только через посредство гражданских правоотношений. Необходим более сложный правовой механизм, каковым и являются комплексные правовые отношения в сфере обслуживания населения, включающие в себя наряду с гражданскими правоотношениями и отношения, регулируемые прочими отраслями права.

Одной из таких отраслей в настоящее время можно считать потребительское право, которое следует причислить к отрасли права второго порядка (или, как часто пишут в юридической литературе, – «вторичным структурам в праве», «вторичной отрасли права»), имеющей свой предмет и методы правового регулирования.

Итак, потребительское право – это специальная комплексная правовая отрасль, вобравшая в себя нормы различных отраслей российского частного и публичного права, с помощью которых осуществляется функциональное регулирование возникающих в потребительской сфере общественных отношений.

Характеризующим признаком самостоятельности любой отрасли права, известно, является наличие у нее своей системы. Потребительское право еще молодо, а потому, как пишут французы Жамен С. и Лакур Л., «оно находится в постоянном развитии, чем можно объяснить отсутствие некоей единой и стабильной системы». Создание стройной, согласованной и научно обоснованной системы потребительского права – дело будущего. Сейчас возможно лишь выявить подходы к ее построению, обозначить наиболее общие контуры этой системы.

В связи с этим третий параграф начинается с выявления этих подходов, их наметилось два: первый, получивший распространение в зарубежной литературе, – это расчленение системы на Общую и Особенную части. Однако диссертант предлагает другой подход. Учитывая разнородность общественных отношений, регулируемых потребительским правом, представляется более целесообразным использовать так называемую «блочную» систему – деление правовых норм на ряд больших групп (групп нормативных предписаний).

Построение структуры Закона РФ «О защите прав потребителей», обобщение практики применения его норм позволяют сконструировать эту систему в наиболее общем виде из четырех основных блоков.

1-й блок. Общая часть потребительского права. В нее должны входить нормы, содержащие исходные, руководящие начала для остальных частей системы, устанавливающие единые требования, как к розничной купле-продаже товаров, так и к выполнению работ и оказанию услуг потребителям.

2-й блок. Защита прав потребителей при продаже им товаров. Сюда должны входить нормы, регламентирующие конкретные последствия нарушения прав потребителей, вступающих в те или иные правовые отношения с изготовителями и продавцами товаров, определяющие порядок и сроки разрешения потребительских споров, устранения отрицательных последствий для потребителя, устанавливающих ответственность изготовителя (продавца) за ненадлежащее и несвоевременное выполнение требований потребителя.

3-й блок. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). В наиболее общем виде этот блок может охватывать нормы, регулирующие отношения потребителей с исполнителями работ и услуг, определяющие механизм защиты потребительских прав и предусматривающие последствия их нарушения.

4-й блок. Государственная и общественная защита прав потребителей. Из самого названия следует, что в этом блоке должны быть сконцентрированы основные правила о государственной, муниципальной и общественной защите прав потребителей, определен круг федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов местного самоуправления, четко обозначены их полномочия.

Раздел II «Предмет и методы потребительского права; отграничение имущественных потребительских правовых отношений от смежных частноправовых отношений», состоит из двух глав, в которых содержится характеристика предмета потребительского права, выявляются методы правового регулирования потребительских отношений, проводится разграничение имущественных потребительских и смежных частноправовых отношений.

В первом параграфе главы «Предмет и методы потребительского права» в наиболее общем виде дана характеристика потребительских отношений – это отношения по поводу удовлетворения материальных, духовных (культурных) и иных потребностей граждан.

Более развернутое определение рассматриваемых отношений содержится в постановлении № 7 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», согласно которому законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, с другой стороны (абз. 1 п. 1).

Аналогичным образом характеризуются потребительские отношения федеральным антимонопольным органом. Эта трактовка (в той или иной степени, объеме) культивируется в учебных (учебно-методических) пособиях по потребительскому праву, комментариях к Закону РФ «О защите прав потребителей», справочниках потребителя и других печатных изданиях.

Тем не менее, несмотря на столь распространенное и устойчивое определение регулируемых потребительским правом отношений, непосредственный анализ законодательства о защите прав потребителей дает основание усомниться в полноте их трактовки. В приведенных определениях наличествуют лишь горизонтальные связи между участниками потребительских отношений – это гражданско-правовые имущественные отношения, складывающиеся между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при купле-продаже ими товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Однако потребительское право представляет собой комплексную отрасль, сочетающую нормы различных отраслей права. Если проанализировать с этих позиций содержание (структуру) хотя бы только одного Закона РФ «О защите прав потребителей», то в нем явно прорисовываются дополнительно три большие группы отношений.

Это, во-первых, публично-правовые отношения, преимущественно административно-правовые, возникающие в процессе государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг).

Во-вторых, отношения местно-самоуправленческие (муниципальные), которые возникают в ходе реализации органами местного самоуправления своих полномочий по защите прав потребителей.

И, в-третьих, отношения общественно-правовые (корпоративные) – в части защиты прав потребителей общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами).

Таким образом, общественные отношения, составляющие предмет потребительского права, разнообразны и носят как частноправовой, так и публично-правовой характер, а потому они регулируются двумя методами: частноправовым и публично-правовым, исследованию которых посвящен третий параграф. Два метода, или два способа, правового регулирования общественных отношений свойственны отраслям права второго порядка («вторичным структурам в праве», «вторичным отраслям права»), то есть вторичным правовым образованиям, каковым является потребительское право. Необходимость использования в потребительских правоотношениях двух методов правового регулирования объективно исходит из самой структуры законодательства о защите прав потребителей.

В первом параграфе следующей главы – «Отграничение имущественных потребительских правовых отношений от смежных частноправовых отношений» – проводится мысль о том, что среди общественных отношений, подпадающих под юрисдикцию потребительского права, преобладающее место занимают имущественные отношения. Эти отношения по сути гражданско-правовые, но в то же время их следует расценивать как особый вид гражданских имущественных отношений, поскольку им присущи некоторые отличительные особенности, а именно:

1. Если гражданское право регулирует две основные группы имущественных отношений: отношения вещного и отношения обязательственного характера, то потребительское право регулирует только вторую группу имущественных отношений.

2. Гражданско-правовые обязательственные отношения, в свою очередь, в зависимости от оснований их возникновения можно подразделить на три основные группы: а) возникающие на основе различных договоров; б) деликтные – вследствие причинения вреда; в) неосновательного приобретения или сбережения имущества, именуемые обобщенно как «неосновательное обогащение». Потребительское право регулирует преимущественно первую группу – договорные отношения, третья группа им вообще не охватывается.

3. Гражданско-правовые имущественные отношения возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления средств и продуктов производства. Потребительское право полнокровно функционирует лишь на стадии потребления.

4. По субъектному составу различия состоят в том, что потребительское право регулирует только те отношения, участниками которых, с одной стороны, являются индивидуальные предприниматели и организации,

а с другой – граждане-потребители.

Во втором параграфе данной главы проводится разграничение потребительских и трудовых отношений, которые на первый взгляд тесно взаимосвязаны, порой складывается впечатление, что часть потребительских отношений регулируется трудовым правом. Такое «впечатление» нашло отражение в юридической литературе, в том числе в трудах известных ученых

(В. П. Мозолина, А. Ю. Кабалкина, Е. А. Суханова). В специальной литературе также обращается внимание на связь потребительского и трудового права.

Однако, несмотря на «тесное соприкосновение», потребительские и трудовые отношения не тождественны.

1. Потребительские отношения возникают на последней стадии общественного воспроизводства – сфере потребления, трудовые – непосредственно в производственной сфере.

2. Трудовые отношения основаны на личном труде работника, их содержанием всегда является процесс труда (живой труд), а объектом потребительских отношений является, как правило, результат труда – произведенный товар, выполненная работа, оказанная услуга.

загрузка...