Социальная философия всеединства конца XIX - начала XX вв. в России (15.08.2007)
Автор: Амелина Елена Михайловна
КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ. В РОССИИ Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук Подписано в печать 19.06.2007 г. Формат 60 ( 841/16. Бумага писчая. Печать плоская. Усл. печ. л. 2,33. Уч.-изд. л. 3,4. Тираж 100 экз. Издательство «Ивановский государственный университет» ( 153025 Иваново, ул. Ермака, 39 Акулинин В.Н. Философия всеединства: От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. Новосибирск, 1990; Кураев В.И. Всеединство // Русская религиозная философия: Словарь. М., 1995; Моисеев В.И. Логика всеединства. Воронеж, 2002; Гулыга А.А. Русская идея и ее творцы. М., 1995; Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия ХIХ-ХХ веков. Н.Новгород, 1992; Некрасова Е.Н. Живая истина: метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии. М., 1997; Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток, Россия. М., 1994; Жуков В.Н. Русская философия права: естественно-правовая школа первой половины ХХ века. М., 2001 и др. См.: Токарева С.Б. Методологические основания анализа духовности // Философия и общество. 2005, № 2, с. 80; Кара-Мурза С.Г. Государство переходного периода: исчезновение народа // Социально-гуманитарные знания. 2006, № 1, с. 14 и др. См.: Батищев Г.С. Человечность или антропоцентризм? Антитеза между ценностной посвященностью и гордым самоволием // Философские науки, 1993, №1-3. Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии, 1994, № 6; Гуревич П. Гуманизм как проблема и как ересь // Свободная мысль, 1995, № 5; Иванова Т.Б. Общественный идеал в русской социальной мысли начала ХХ века (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.И.Новгородцев, С.Л.Франк). Авторефеферат кандидатской диссертации. СПб., 1999; Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2003; Роцинский С.Б. Идеи Вл.Соловьева и современные тенденции философской мысли: резонансы и созвучия // Соловьевские исследования. Вып. 9. Иваново, ИГЭУ, 2004; Порус В.Н. Павел Флоренский: опыт антиномической философии культуры // На пути к синтетическому единству культуры. М., 2006 и др. Взгляды Л.П.Карсавина, отличавшиеся специфическим персоналистическим уклоном, мы затронем лишь в той мере, в какой они вписываются в общие рамки социальной философии исследуемого направления. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец ХIХ – начало ХХ вв. М., 1991; Ивонин Ю.П. Между гармонией и восстанием. (Проблема социального идеала в русской философии «Серебряного века»). Ч.1, 2. Новосибирск, 1997; Селиверстов Р.Е. Социальный идеал и утопия: опыт русской философии. Автореферат кандидатской диссертации. Владивосток, 2000; Бабина Т.Л. Социально-философские воззрения Е.Н.Трубецкого. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1998 и др. Голлербах Е.А. К незримому граду: Религиозно-философская группа «Путь» (1910-1919) в поисках новой русской идентичности. СПб., 2000; Гайденко П.П. «Вехи», не услышанное предостережение // Вопросы философии, 1991, № 2; Давыдов Ю.Н. Горькие истины «Вех» (Трагический опыт самосознания русской интеллигенции) // Социологические исследования. 1990, № 4; Колеров М.А. Idealismus militans: история и общественный смысл сборника «Проблемы идеализма» // Проблемы идеализма. Сборник статей (1902). М., 2002; его же. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от «Проблем идеализма» до «Вех». 1902-1909. СПб., 1996; Маслин М.А. «Вехи». Сборник статей о русской интеллигенции // Русская философия: Словарь. М., 1995; Плотников Н.С. Философия «Проблем идеализма» // Проблемы идеализма. Сборник статей (1902). М., 2002 и др. Ермичев А.А. С.Л.Франк – философ русского мировоззрения // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996; Евлампиев И.И. Философские и правовые воззрения Евгения Трубецкого // Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. СПб., 2001; Емельянов Б.В. Этюды о русской философии. Екатеринбург, 1995; Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 1994; Маслин М.А. «Велико незнанье России…» // Русская идея и ее творцы. М., 1995; Максимов М.В. Владимир Соловьев и Запад: невидимый континент. М., 1998; Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М., 1999; Шаповалов В.Ф. Философско-исторические воззрения В.С.Соловьева // Философия и общество, 1997, № 4 и др. Абрамов А.И. Кантианство в русской университетской философии // Вопросы философии, 1998. № 1; Козырев А.П. Гностические влияния в философии Владимира Соловьева. Автореферат кандидатской диссертации. М., МГУ, 1997; Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант – Гегель – Вл.Соловьев. М., 1996; Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990; Роцинский С.Б. Примирение идей и идея примирения в философии всеединства Вл.Соловьева. М., 1999; Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994 и др. Барулин В.С. Социальная философия. М., 2002; Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997; Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996 и др. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001; Маслин М.А. «Велико незнанье России…» // Русская идея. М., 1992; Кувакин В.А. Мыслители России. Избранные лекции по истории русской философии. М., 2005. Соловьев В.С. Соч., 1988, т.1, с.716. См.: Барулин В.С. Социальная философия. М., 2002, с.16. Речь идет о работе И.Г.Фихте «Замкнутое торговое государство» (1800). Шеллинг Ф.В. Система мировых эпох. Томск. 1999, с.281. См.: Франк С.Л. Очерк методологии общественных наук. М., 1922, с.26. Флоренский П.А. Соч., 1990. М., т.1(I), с.74. См.: Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. Опыты теоретические и исторические. М., 2004, с.35-36. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. М., 2002, с.161. В.Соловьев, желая осуществить положительный синтез теологии, философии и науки строил так называемую «свободную теософию». Она являлась, с его точки зрения, высшим состоянием всей философии «как во внутреннем синтезе трех ее главных направлений: мистицизма, рационализма и эмпиризма, так равно и в более широкой связи с теологией и положительной наукой» (Соловьев В.С. Собр.соч. В 10 т. СПб., 1911-1914, т.1, с.306-307). Булгаков С.Н. Свет Невечерний: созерцания и умозрения. Сергиев Посад. 1917, с. 25-26. А.Ф.Лосев, раскрывая позитивную методологическую роль мифа считал, что миф возводит абстрактно выделенные вещи в органическое единство, в результате чего «ординарно-плоскостная» действительность наполняется живым содержанием (см.: Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2001, с.96). Речь идёт о работе Е.Н.Трубецкого «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке». М., 1922. Это относится, в первую очередь, к В.Соловьеву. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002, с.289. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997, сс. 58-59. «Метафизическая природа любви, - писал П.А.Флоренский, - в сверх-логическом преоборении голого тождества «Я = Я» и в выхождении из себя; а это происходит при… влиянии… силы Божией, расторгающей узы человеческой конечной самости». (Флоренский П.А. Соч., 1990. М., т.1(I), с.91). Соловьев В.С. Соч., 1988, т.I, с.133. «Низшая историческая личность, - писал Л.Карсавин, является индивидуализацией высшей, познается и определяется из неё и на её основе» (Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993, с.144). Там же, с.245. Флоренский П.А. Первые шаги философии. (Из лекции по истории философии). Сергиев –Посад, 1917, с.33. Мыслители не использовали самого термина «научно-технический прогресс». Вместо него С.Булгаков использовал понятие «хозяйственно-технический прогресс», а С.Франк «технически-организационное» совершенствование. |