Проблемы управления социально-экономическими процессами в бизнесе и пути их решения: теория и практика (10.09.2007)
Автор: Житенев Сергей Леонидович
Казахстан 81978,2 16538 Кыргызстан 7458,9 4291 Латвия 2767,6 2681 Литва 2775,2 3690 Молдова 1638,2 4341 Россия 497639,3 145000 Таджикистан 46325 5112 Туркменистан 15434,1 3534 Узбекистан 17803,3 19906 Украина 306444 51704 Эстония 1979,1 1573 В работе предложены современные способы оценки труда персонала фирм и необходимость разработки эффективной государственной и внутрифирменной политики занятости населения с учетом демографической емкости регионов и экономических возможностей хозяйствующих субъектов, чтобы избежать социального взрыва населения. Показана роль и значение бизнеса в решении проблем занятости и улучшения социально-экономической жизни персонала фирм и общества, даны предложения по повышению эффективности деятельности бизнеса и интенсивности труда работников, которая является основой экономического роста предприятий и главным средством достижения поставленных хозяйствующим субъектом целей на внутреннем и внешнем рынках. Условные обозначения: 1 – эволюционная (текущая) кривая развития; 2 – революционная (будущая) кривая развития; Q – объем производства и продаж товаров; t – период времени; ОА, АВ, ВС – соответственно рост, стабилизация и спад объемов производства и продаж; т. F – место смены направлений деятельности фирмы; т. В – критическая точка развития предприятия; т. С – прекращения деятельности предприятия и уход с рынка. Рис. 1. Модель развития предприятия в текущем и долгосрочном периодах Вторая глава – «Теоретические аспекты управления деятельностью предприятий в рыночных условиях» посвящена исследованию проблем трудовых мотиваций, обоснованию методов стратегического управления персоналом и способов регулирования поведения покупателей в рыночных условиях. В работе показано, что экономический потенциал и богатство любой фирмы определяются эффективностью управления производством и производительностью труда персонала фирмы путем привлечения работников к решению ключевых ее проблем и справедливого вознаграждения персонала. Показано, что проблемы поведения персонала, качество его работы и способов побуждения его к производительному труду всегда были в поле зрения руководителя. В этой связи в работе рассмотрены современные теоретические концепции и механизмы мотивации труда, определяющие поведение человека и эффективность производственно-коммерческой деятельности любого предприятия, выявлены их особенности, преимущества и недостатки, что позволяет более полно реализовать потенциальные возможности и интеллектуальные способности человека. Предложены экономические принципы стимулирования труда и эффективные приемы побуждения людей к работе, базирующиеся на распределении благ по труду, по должности и по доле собственности в капитале фирмы, даны современные методы оценки труда и способы измерения его мотивации, ориентированные на организацию труда, на работу и работников, на социальные потребности персонала фирм и их семей. Показана роль и значение высшего руководства фирм в эффективном использовании имеющегося капитала, нацеленного на повышение кадрового потенциала, способного к нововведениям и освоению новых технологий и рынков сбыта своей продукции. Большое внимание в работе уделено исследованию проблем рыночного поведения покупателей продукции фирм. Показано, что поведение покупателя всегда детерминировано одним или несколькими мотивами, главными из которых являются неудовлетворенные потребности человека, так как удовлетворенные потребности теряют мотивационную силу. Различия в психологии людей и разнообразие товаров и услуг порождают разное поведение потребителей при покупке товаров и услуг и вызывают различную реакцию на усилия маркетинговых служб хозяйствующих субъектов. Установлено, что в основе поведения человека и принятия им решений лежат заложенные природой и культивируемые обществом стереотипы, то есть отпечатки сигналов, образов и мыслей в сознании человека, возникающие под воздействием внутренних и внешних раздражителей. На принципах стереотипов построены культурные и семейные ценности, национальные традиции и обычаи, через них реализуется восприятие рекламы, принятие решений, интуиция и озарение. В каждом человеке имеется множество врожденных и приобретенных положительных и отрицательных стереотипов, которые можно менять, корректировать, усиливать и ослаблять. Современные психологи делят людей на левосторонних (статиков) и правосторонних (динамиков) мыслителей и их симбиоз, которые существенно отличаются друг от друга в своем поведении на рынке. В работе показаны особенности каждого психологического типа покупателей и их роль в формировании спроса. С учетом этого предложены количественные методы оценки адаптации фирм к спросу (табл. 2) и детально рассмотрены способы защиты законных прав и экономических интересов покупателей через государственные и общественные организации, которые побуждают и принуждают предпринимателей представлять покупателям более выгодные условия совершения покупок и более привлекательные возможности приобретения товаров и услуг. Таблица 2 Количественные методы оценки адаптации фирмы к спросу Наименование показателей Способы расчета Рекоменд. норматив Условные обозначения Особенности показателей Определение количества спроса за определенный период Vс = C*N*ч С – разовое количество покупок конкретного товара на определенном рынке, ед. N – число покупателей за определенный период, ед. ч – частота покупок за определенный период, ед. Чем больше значение, тем лучше для фирмы Коэффициент готовности хозсубъекта требованиям рынка Кг = Vнп/Vнк 1.1 Vнп – количество и виды новых товаров хозсубъекта, реализуемых на рынке, ед. Vнк - те же товары, Чем больше значение, тем лучше для фирмы аналоги, реализуемые на рынке ближайшим конкурентом, ед. Коэффициент возможности производства планируемого ассортимента продукции (Кв) 1.0 Ин – необходимое количество инвестиций для достижения целевых установок фирмы, руб. |