Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования (10.09.2007)
Автор: Абдуразаков Магомед Мусаевич
АБДУРАЗАКОВ Магомед Мусаевич СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (информатика) 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук МОСКВА 2007 Работа выполнена на кафедре теории информатики и дискретной математики математического факультета Московского педагогического государственного университета Научные консультанты: Член-корреспондент РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук, профессор Матросов Виктор Леонидович доктор педагогических наук, профессор КУЗНЕЦОВ Эдуард Иванович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Григорьев Сергей Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор Кравцова Алла Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор Швецов Михаил Юрьевич Ведущая организация: Самарский государственный педагогический университет Защита диссертации состоится ”___” __________ 2007 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.18 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1, ауд. 209. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1. Автореферат разослан ”____” ______________________________ 2007г. Ученый секретарь диссертационного совета Санина Е.И. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации. Исторически сложилось так, что именно образование стало одной из первых областей информатизации общества, призванной формировать новую информационную культуру человека – личности, умеющей работать в условиях внедрения информационных технологий, информатизации всех сфер деятельности человека. Решающая роль в осуществлении информатизации образования принадлежит учителю, в первую очередь, информатики. В настоящее время имеется уже немало педагогических исследований, направленных на разработку отдельных аспектов или компонентов системы подготовки учителей информатики и других специальностей в сфере информатики и использования информационных технологий. Однако практически нет исследований системно, с единых позиций охватывающих основные компоненты профессиональной подготовки будущих учителей в области применения ИКТ в образовательной практике в условиях информатизации образования. Новые целевые установки образования основываются на приоритете человеческой личности, развитие которой должно стать главной ценностью и важнейшим результатом образования. Эти новые ориентиры системы образования проявляются в различных направлениях ее развития: в построении системы непрерывного образования, появлении форм альтернативного обучения, разработке новых подходов к формированию содержания образования, создании новой информационно-образовательной среды и т.д. В таких условиях вопрос совершенствования содержания методической подготовки будущего учителя информатики получает все большую актуальность. Кроме того, до сих пор остались нерешенными проблемы, снижающие эффективность внедрения ИКТ, среди которых следует, прежде всего, отметить отставание теории и практики использования информационных технологий в обучении от темпов развития аппаратного и программного обеспечения компьютеров. Указанные факторы подтверждают необходимость совершенствования содержания обучения будущего учителя информатики, пересмотра существующих технологий его методической подготовки в педвузе. Кроме того, современные подходы к содержанию и организации высшего педагогического образования по-новому ставят вопрос о критериях готовности личности к педагогической деятельности. В теоретическом плане основы профессиональной готовности будущего учителя освещены в трудах отечественных исследователей А.Абдуллиной, С.И.Архангельского, Е.П.Белозерцева, К.М.Дурай-Новаковой, Н.В.Кузьминой, М.М.Левиной, А.В.Петровского, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина, А.И.Шербакова и др. Особую значимость для нашего исследования приобретают методологические основы определения содержания профессионального педагогического образования и готовности студентов к профессиональной деятельности, представленные в исследованиях А.Л.Денисовой, Э.И.Кузнецова, Б.С.Митина, В.Ф.Мануйлова, В.А.Сластенина и др.; подходы к использованию информационных технологий в образовании В.С.Адольф, Н.Е.Астафьевой, Е.П.Велихова, С.Г.Григорьева, К.К.Колина, В.М.Монахова, Е.С.Полат, В.Г.Разумовского, И.В.Роберт, А.Ю. Уварова и др. Сущность информационной культуры, ее содержание и структура, а также функционирование образовательной информационной среды на базе ИКТ рассматриваются в работах М.И.Башмакова, Г.А.Бордовского, Г.Г.Воробьева, Н.И.Гендиной, А.П.Ершова, В.А.Извозчикова, Е.Я.Когана, В.М.Монахова, Ю.А.Первина, С.Н.Позднякова, И.В.Роберт и др. Вопросы формирования содержания подготовки будущего учителя информатики, его готовности к применению ИКТ в профессионально-педагогической деятельности, обновлении методологии и методики обучения информатике в педвузах исследуются в работах Г.A.Бордовского, Ю.С.Брановского, Я.А.Ваграменко, В.А.Далингера, Т.В.Добудько, С.А.Жданова, В.Л.Извозчикова, А.Ю.Кравцовой, А.А.Кузнецова, Э.И.Кузнецова, B.В.Лаптева, М.П.Лапчика, В.Л.Матросова, А.В.Петрова, Н. В. Софроновой, М. В. Швецкого и др. Анализ тенденций функционирования и развития содержания методической системы обучения информатике в педвузах страны, отраженный в указанных работах, позволяет охарактеризовать основные недостатки современной системы методической подготовки учителя информатики, связанные с использованием средств ИКТ: неполноту методической подготовки, наличие в ней определенных пробелов; ”рецептурный” характер подготовки в области использования средств ИКТ в обучении, не в полной мере основанный на методологических, психолого-педагогических и дидактических основах этого процесса; формирование навыков оперирования средствами ИКТ, как правило, вне контекста будущей профессиональной деятельности; недифференцированный подход к использованию ИКТ в обучении по их функциям в учебном процессе, применение их без опоры на обоснованную типологию программных средств учебного назначения. Следовательно, можно отметить, что существует ряд факторов, указывающих на необходимость совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики, среди которых: несоответствие между уровнем подготовки учителя информатики и требованиями, выдвигаемыми современным обществом к системе образования; |