Формирование этнической и культурной идентичности татар в ХХ веке (07.09.2007)
Автор: Закиров Ринат Зинурович
определение основных этапов становления современной татарской нации и ее основных составляющих в начале ХХ в; выявление характера и специфики национального возрождения у татар на рубеже ХХ-ХХI вв. и анализ его таких основных компонентов как образование, религия, национальное движение и средства массовой информации; определение роли и значения Всемирного конгресса татар в консолидации татар; анализ основных проблем и характера функционирования татарской диаспоры; определение форм и принципов деятельности татарских общественных организаций в местах компактного проживания татар. Степень изученности проблемы. Историография вопроса имеет традиционную хронологию, характерную для исследовательской литературы, посвященной проблемам социального и духовного развития татарского народа в ХХ в. В ней условно выделяются три периода – дореволюционный, советский и современный, характеризующиеся разной степенью идеологизации, объективности и документальной аргументированности аналитических обобщений. Первые серьезные попытки научного осмысления истории татар как целостного этноса относятся ко второй половине XIX века, когда Ш.Марджани впервые четко сформулировал цели и задачи изучения татар не только как мусульманского, но и как этнического сообщества. Известный труд Ш.Марджани «М?ст?фадель ?хбар фи ?хвали Казан в? Болгар», представляющий собой первый научный труд по истории татар, стал ярким подтверждением данного процесса. Традиция, заложенная Ш.Марджани, в начале ХХ в. нашла плодотворное продолжение. Татарская историография данного периода, осмысливая коренной перелом в системе социально-экономических отношений российского общества, обозначила основные пути развития татарского народа и его духовной культуры. Показательны в этом смысле труды Ризы Фахретдинова, Габдельбари Баттала, Хади Атласи, Хасангата Габяши, Юсуфа Акчуры. В целом дооктябрьская татарская историография сумела объективно с привлечением содержательного документального и мемуарного материала обозначить основные пути развития татарского общества. Иные тенденции начали доминировать в исторической науке советского периода, обусловленные необходимостью новых оценок истории татар, основанных на марксистском подходе. Это четко проявилось в фундаментальном труде Г.Ибрагимова «Татары в революции 1905 года», представившем новую идеологическую трактовку истории татар начала ХХ в., в которой преобладают попытки определения прогрессивных тенденций в истории татар, сводившихся к участию татар в революционных событиях этого периода. Более взвешенные оценки истории татар делались в эти годы такими крупными исследователями как Г.Губайдуллин и Дж. Валиди, которым удалось не скатиться на позиции вульгарного социологизма. Однако такие оценки не имели в советский период долгосрочной перспективы и воспринимались как проявления буржуазных подходов. Преобладание других тенденций в анализе проблемы нашло свое отражение в известной работе А. Аршаруни и Х. Габидуллина, которые историю татар начала ХХ в. рассматривали, в основном, в контексте борьбы с устаревшими формами общественного сознания, отрицая при этом роль национального фактора в определении перспектив развития народа. Несколько иными оценками отличается появившееся в семидесятые годы ХХ века, серьезное научное исследование обобщающего характера, принадлежавшее перу Х.Х.Хасанова. Определенными позитивными переменами в анализе общественной жизни татарского народа, раскрытии природы джадидизма, становления светского образования и культуры в этот период отмечены работы Я. Г. Абдуллина, А. К. Каримуллина, А. Х. Махмутовой, Р.И.Нафигова, которые также на основе вновь выявленных источников пытались охарактеризовать новые процессы, развернувшиеся в татарском обществе начала ХХ в. К числу самых серьезных работ этого периода можно отнести исследование Х.Хасанова «Формирование татарской буржуазной нации». Несмотря на всю идеологическую заданность, этот труд чрезвычайно богат фактическим материалом. Хотя книга и перегружена обличением «буржуазного национализма», «пантюркизма», «панисламизма», выискиванием «классовой борьбы татарских трудящихся против феодально-байских эксплуататоров», тем не менее она вводит в научный оборот замалчиваемые тогда имена деятелей татарского возрождения начала ХХ века: Абдурашита Ибрагимова, Юсуфа Акчуры, Садри Максуди, Гаяза Исхаки и многих других. С позиций «марксистско-ленинской критики» анализируются Всероссийские мусульманские съезды 1905-06 годов, деятельность партии «Иттифак аль-муслимин», а также мусульманских фракций Государственной Думы. Надо отдать должное автору и за то, что в условиях «партийного подхода» к исторической науке он достаточно объективно показал поступательное развитие национальной культуры и системы образования татарского народа на рубеже XIX-XX веков. В книге также есть попытка критического разбора идейных течений, распространенных в татарском обществе в начале ХХ в., в частности джадидизма. Автор объясняет это явление происками татарской буржуазии и дает ему негативную оценку. Современные исследователи джадидизму дают диаметрально противоположную оценку, совершенно справедливо оценивая его как идеологию религиозного и национального обновления, модернизации жизни мусульман, системы их образования и культуры в широком смысле слова. Впрочем, именно такая оценка джадидизма дается известными оппонентами советских историков и обществоведов Александром Беннингсеном и Шанталем Лемерсье-Келькеже, а также Эдвардом Лаззерини. Среди фундаментальных исследований советского периода необходимо назвать также коллективный труд «Татары Среднего Поволжья и Приуралья». В условиях советской цензуры и замалчивания подлинных фактов новейшей истории татарского народа дооктябрьского периода книга представила читателю достаточно объективную картину национальной жизни рубежа XIX-XX веков. Она также богата статистическими данными и компаративным анализом развития различных народов Российской империи. Большой интерес представляют исследования по татарской истории, появившиеся за рубежом в этот период и написанные с позиций оппонирования официальной советской идеологии. Среди таких трудов, в первую очередь, следует выделить фундаментальный труд Тамурбека Давлетшина «Советский Татарстан», вышедший в 1974 году в Лондоне. Концептуально книга принципиально отличается от аналогичных советских трудов. Фактологическая насыщенность, безупречная логика и основательная научная база является отличительной чертой этой книги. Автор достаточно подробно анализирует процессы и события новой и новейшей истории татарского народа, причем, под весьма острым критическим углом зрения. Основное внимание автор уделяет анализу советского периода татарской истории. Будучи специалистом по юрисприденции и экономике, Т.Давлетшин подробно разбирает хозяйственные аспекты деятельности коммунистического режима и систематическое ущемление прав различных народов (в частности, крымских татар) в СССР. Большое внимание уделено также многоуровневому национально-государственному устройству страны. Показывается несправедливость автономного статуса ТАССР в отношении семимиллионного татарского народа, вследствие которого ограничивалась институциональная база поддержки его богатой культуры, системы образования. Автор достаточно подробно описывает эволюцию татарского национального движения с начала XX века. Весьма подробно анализируются события после Февральской революции 1917 года, когда началась стихийная самоорганизация татарского народа. В этот короткий период ярко проявили себя как народные массы, так и лидеры нации. Автор на обширном фактическом материале, документах тогдашних национальных организаций и их форумов показывает широкую панораму социального и политического движения татарского народа. Новый этап в отечественной историографии начинается в конце 1980-х гг. Он обусловлен кардинальными политическими переменами в стране, открывшими перед научным сообществом новые исследовательские перспективы, тесно связанные со стремительной деидеологизацией, исчезновением «запретных» тем, широким доступом к архивным источникам. В связи с этим расширилась также методологическая база научных исследований, ранее ограничившаяся марксистским подходом. Эти обстоятельства способствовали появлению комплексных трудов, детально рассматривающих различные формы становления этнической и культурной идентичности татар. Изучение истории татар является сегодня одним из активно развивающихся направлений в историографии. Объектом исследований становятся не только отдельные региональные группы татар, но и проблемы этнической истории и духовной культуры народа вцелом. В современных условиях весьма актуальным остается осмысление различных аспектов истории татар, много внимания уделяется изучению специфики ислама в татарском обществе, феномену джадидизма, деятельности общественно-политических организаций и движений. Все это открывает новые возможности для концептуального переосмысления истории народа. Это, в первую очередь, работы Р.Гайнетдинова, Д.М.Исхакова, С.М. Исхакова, Р.М.Мухаметшина, Ф.М.Султанова, Д.М.Усмановой, А.Ю.Хабутдинова, Р.С.Хакимова, А.Н.Юзеева, Л.А.Ямаевой. Большое значение для раскрытия проблематики диссертационного исследования имеют также труды специалистов, посвященные анализу правовых, социально-экономических и политических условий функционирования татарского общества. Своеобразным этапом в изучении истории татар стало появление коллективной монографии «Татары» и первые тома «Истории татар». Эти труды, по сути дела, стали значительным шагом в постановке методологических проблем. В последние годы появились ряд исследований, которые внесли значительный вклад в теоретическое осмыслении истории татар. Значительным шагом в изучении современного состояния татарской нации можно считать выход сборника «Татарская нация в ХХI веке». В статьях Д.М.Исхакова, Р.М.Мухаметшина, Ю.Шамильоглы, И.Л.Измайлова и других рассматриваются различные аспекты национальной истории, ее соотношения с общероссийской историей. Отдельные статьи сборника посвящены рассмотрению проблем национальной идентичности современных татар. Отдельный раздел сборника посвящен различным аспектам жизни татарских общин регионов России. Рассмотрение проблем развития татарского этноса было бы неполно без обращения к теме национальных общин народа в регионах Российской Федерации и стран зарубежья. Необходимо сказать, что в советскую эпоху эта тема замалчивалась, а сама национальная жизнь структурировалась разве что в рамках сельских поселений татар. Дисперсное расселение народа создает серьезные проблемы в обеспечении единой национальной жизни, общего духовного и информационного пространства. В последние 10-15 лет о жизни татарских общин за пределами Татарстана выходит немало публикаций самого разного характера, начиная с публицистических очерков, кончая серьезными научными исследованиями. Особенно много литературы в последние годы появилось посвященных проблемам татар, проживающих на территории Башкортостана. Это было обусловлено не только научными интересами. Дело в том, что, несмотря на определенную системную и структурную институционализацию жизни татарского населения Башкортостана (здесь есть татарские школы, периодические издания, театральные и художественные коллективы), в последние годы ситуация заметно осложнилась. Надо признать, этому способствовали как необдуманные шаги властей соседней республики, так и безответственные действия радикальных кругов татарского национального движения. И сегодня многие вопросы, находившие решения в недавнем прошлом, опять приобрели актуальность. Поэтому не случайно, в научной литературе обсуждаются многие аспекты жизни татар Башкортостана, которые, действительно, нуждаются и в теоретическом осмыслении, и в практическом решении. Это и сохранение и развитие системы национального образования татарского населения Башкортостана, функционирование татарского сегмента информационного пространства этой республики, удовлетворение духовных потребностей наших соотечественников и т.д. Из регионов, история татар в которых изучается довольно активно и продуктивно, можно выделить Нижегородскую область. Что касается самих татар Нижегородской области, необходимо отметить активную издательскую деятельность местной общины. В последние годы заметно увеличилась количество книг и по исламской проблематике. Интересной тенденцией в историографии татар Нижегородской области является появление ряда работ, разрабатывающих прошлое отдельных татарских сел. Что касается современной историографии по истории нижегородских татар, то, в первую очередь, можно выделить труды С.Б.Сенюткина, О.Н.Сенюткиной, Д.М.Мухетдинова. В последние годы также активизировались исследования по изучению истории и современного положения татар в таких крупнейших городах России как Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Оренбург и прилегающих к ним областях. Историография различных субэтнических групп татар также достаточно богата. Особенно много работ выходит по истории и современности сибирских и астраханских татар. Историей сибирских татар занимается большая группа ученых-гуманитариев. Сред них и историки, и языковеды, и этнографы. В связи с тем, что в списках переписи 2002 года сибирские татары были заявлены как самостоятельный этнос, проблема их изучения приобрела и политический оттенок. Среди исследований особо следует выделить труды таких ученых как Ф.Т.Валеев, Ф.А.Байрамова, Х.Ч.Алишина, Г.Х.Ахатов, Г.Л.Файзрахманов, Р.С.Ишимова. Очень сложные, неоднозначные процессы наблюдаются в субэтнической группе астраханских татар. На этническом самосознании здешних татар сказываются самые разные факторы, в том числе взаимовлияние других тюрко-язычных народов юга России, скажем, ногайцев, кумыков и др. Несмотря на древнюю и богатую культуру астраханских татар, здесь дают знать о себе и ассимиляционные процессы. История и современность астраханских татар довольно активно изучается. Здесь можно назвать таких авторов, как Р.Ш.Арсланов, И.К.Калмыков, Р.Х,Керейтов, Р.А.Сикалиев и др. В историографии татарского этноса имеются определенные пробелы – в ней отсутствуют крупные концептуальные и сводные работы по истории диаспоры. Ее отдельных фрагментов касались многие исследователи и публицисты А.Г.Каримуллин, И.Нуруллин, Т.Айди, М.А. А.Усманов, И.Р.Тагиров, Я.Гришин, Ф. М. Мусин, Х. Минегулов, А.Сахапов и др. Среди трудов, которые внесли определенную систему в изучение татарской диаспоры, можно назвать книги Р.Б.Гайнетдинова «Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало ХХ века – 30-е годы» и И.А. Гилязова «На другой стороне. Коллаборационисты из поволжско-приуральских татар в годы второй мировой войны». И.А.Гилязов в своей книге впервые без идеологических оценок, объективно и скрупулезно, на основании большого количества зарубежных архивных материалов автор осветил попытки нацистской Германии привлечь восточные народы СССР к военному и политическому сотрудничеству на своей стороне. Выводы автора имеют и важное социально-политическое значение: развеян миф о тысячах наших соотечественниках, якобы сражавшихся в годы второй мировой войны против своей Родины в рядах легиона «Идель-Урал». Говоря о зарубежной татарской историографии, следует отметить, что ведущие зарубежные историки и обществоведы, обращавшиеся к «татарскому вопросу» в конце ХХ столетия, были представлены в Великобритании (М.Броуксоп), Франции (А.Беннигсен, Ш.Лемерсье-Келькеже), США (Р.Пайпс, Ю.Шамильоглу, Азаде-Айша Рорлих), ФРГ (А.Авторханов, Т.Давлетшин, Г.Султан), Турции (Н.Девлет, Г.Акыш), Польше (С.Хазбиевич, А.Ахматович), Литве (Т.Байрашевскайте), Беларуси (И.Канапацкий), Китае (М.Чанышев), Казахстане (Г.Хайруллин). Историк Р.Б.Гайнетдинов справедливо пишет, что «в период, когда отечественная обществоведческая наука умалчивала о целых периодах национальной истории народов Поволжья и Приуралья, зарубежная историография продвинулась в этом направлении далеко вперед. Именно благодаря наличию на Западе солидной историографической базы об этих деятелях во многом удалось восстановить в истории народов имена их великих представителей». Среди современных зарубежных ученых особо следует выделить труды видного тюрколога Надира Девлета. В его работах детально освещены вопросы реформаторских движений тюркских народов в Урало-Поволжье, Крыму, на Кавказе и в Средней Азии, история татарского книгопечатания, деятельность джадидских учебных заведений, политических движений и партий тюркских народов, участие депутатов-мусульман в работе I-IV Государственных Дум, вопросы культуры, литературы, науки и искусства тюрко-татар. В Польше фундаментальные исследования истории, быта и культуры польско-литовско-белорусских татар берут начало еще в XIX веке. К истории этой части татарского этноса обращались выдающийся востоковед Антон Мухлиньский, муфтий Польши Якуб Шынкевич, варшавский имам Али Воронович и ученый Станислав Крычиньский. В 1929 году был издан «Гербовник татарских родов в Польше», в котором были представлены 12 генеалогических таблиц. В 30-е годы здесь выходили периодические издания «Пшегленд Исламски», «Речник Татарски», «Жиче Татарске». Война и пребывание Польского государства в социалистическом лагере прервали научные изыскания, касающиеся татарской части польского общества. После распада социалистического блока периодические издания польских татар были восстановлены. В 1986-1991 годах здесь издавался ежеквартальник «Жиче Мусульманске», продолживший традиции прежних татарских изданий. С 1993 года выходит альманах Союза польских татар «Рочник Татарув польских». В бывших республиках Советского Союза – ныне независимых странах – татароведения как самостоятельного направления в советское время не было. Историография татарского народа, согласно партийным установкам, не выходила за пределы истории ТАССР. Те немногие исследователи, которые брались за эту тему, ограничивались, как правило, региональными исследованиями этноса и во многом рисковали, если их выводы не соответствовали официальным идеологическим установкам в отношении татарского народа. Одним из первых книг о татарах, проживающих за пределами Татарстана, появившейся в постсоветском пространстве стала книга белорусского историка И.Б.Канапацкого «Белорусские татары: прошлое и современность» (на белорусском языке), написанного в 1993 г. вместе с московским исследователем С.В.Думиным. Правда, авторы этой книги небезосновательно подверглись серьезной критике со стороны татарстанских ученых, в первую очередь, в связи с тем, что они выделяли польско-литовско-белорусских татар в отдельный этнос. В Литве активное изучение региональной истории польско-литовских татар началось так же в постсоветский период. Начало серьезным исследованиям положила Тамара Байрашевскайте в 1995г. со своей книгой «Литовские татары в XIX веке». Однако татароведение в Литве конца ХХ века характеризуется, в основном, многочисленными публицистическими изданиями, авторами которых являются журналисты и общественные деятели – Минсаид Байрашевский, Адомас Асапнавичюс, Ромуальдас Макавкецкас, Галим Ситдиков. В настоящее время молодые ученые из литовских татар Адас Якубаускас и Галиной Мишкинене плодотворно занимаются поиском, изученим, введением в исторический оборот сохранившихся у населения археографических источников по истории польско-литовских татар. |