Delist.ru

Инновационный многоуровневый образовательный комплекс на рынке образовательных услуг: теория, методология, практика (05.09.2007)

Автор: Проценко Татьяна Георгиевна

Принято – всего, чел. 2954 3341 4484 4380 4046 3561 120,5 88,0

в том числе в вузы:

государственные 2874 3109 4398 4328 3975 3499 121,7 88,0

негосударственные 80 232 86 52 71 62 77,5 87,3

Выпущено

специалистов –

всего, чел. 985 1359 1968 2317 2678 2739 в 2,8 р. 102,3

в том числе из вузов:

государственных 972 1253 1883 2240 2623 2667 в 2,7 р. 101,7

негосударственных 13 106 85 77 55 72 в 5,5 р. 130,9

Выпущено

специалистов на 10000 населения, чел. 26 37 54 65 74 75 в 2,9 р. 101,4

Среди регионов Дальневосточного Федерального округа по численности студентов государственных вузов Камчатская область занимает второе место - 483 человека в расчете на 10000 человек населения (после Хабаровского края – 576, в Магаданской области – 406 и Сахалинской области – 224. В Российской Федерации – 408 человек на 10000 населения.

Появление и рост в 90-е годы малого и среднего бизнеса вызвали значительную потребность в услугах профессионального образования по ряду специальностей. Получили развитие негосударственные учебные заведения, реализующие программы высшего профессионального образования. Стоимость обучения в них в Камчатской области в среднем на четверть ниже, чем в государственных высших учебных заведениях.

Среди регионов Дальнего Востока (Магадан, Камчатка, Сахалин) наблюдается дифференциация в стоимости образовательных услуг. Так, в 2005 году обучение в среднем специальном учебном заведении на Камчатке обходилось дороже, чем на Сахалине, в 2 раза, в то время как обучение в негосударственном высшем учебном заведении - дешевле на 31%.

Подготовку специалистов со средним специальным образованием в Камчатской области осуществляют 8 самостоятельных учебных заведений и 3 филиала. Рост спроса на получение среднего профессионального образования, наблюдавшийся с 1996 г., в 2002 г., сменился спадом. Сократилось число принятых и обучающихся в средних специальных учебных заведениях. Одна из причин этого - более высокий престиж высшего образования и возможность его получения несмотря на платность. Численность учащихся техникумов на 10000 человек населения по Российской Федерации составляет 175 человек (данные за 2004 г.), по Магаданской области – 146, Сахалинской области – 167, Хабаровскому краю – 228 человек. В Камчатской области этот показатель равен 168.

Сохраняется противоречие между рынком труда и рынком образовательных услуг. Рынок образования, в основном, нацелен на спрос среди абитуриентов. Как показывает практика, структура выпуска специалистов учебными заведениями области не соответствует структуре спроса на них, не всем выпускникам удается устроиться по специальности, что ведет к дестабилизации ситуации на рынке труда. Наблюдается переизбыток специалистов финансово-экономического профиля. Бухгалтеров, экономистов и финансистов, помимо многочисленных вузов, готовят и средние специальные учреждения профессионального образования. Усиливается напряженность, связанная с дефицитом квалифицированных рабочих кадров, особенно молодых.

При наличии избытка рабочей силы работодатели предъявляют высокие требования к качественному составу претендентов на вакансии, но в то же время предлагают низкую зарплату, что затрудняет трудоустройство молодых специалистов.

Изменить негативные тенденции в трудоустройстве выпускников и кадровом обеспечении предприятий и организаций можно только скоординированными, целенаправленными действиями руководства области, профессиональных образовательных учреждений всех уровней, администраций муниципальных образований и руководителей организаций. Осознание этого факта привело к созданию по инициативе администрации Камчатской области на базе многоуровневого образовательного комплекса Центра содействия занятости студентов и выпускников, который является действенным механизмом продвижения выпускников на рынке труда, механизмом завоевания его сегмента. С его помощью повышается гарантия трудоустройства и это прямым образом согласуется с Концепцией модернизации образования РФ. Данным механизмом ставится под контроль последующая деятельность выпускников, повышается информированность о послевузовской адаптации и карьерном росте выпускников, что, с одной стороны, позволяет вносить изменения в учебные планы и образовательные программы, и, с другой стороны, организовать целенаправленную деятельность по послевузовской подготовке студентов в форме повышения квалификации, а в последующем – аспирантуры.

Таким образом, деятельность образовательных учреждений оценивается востребованностью его выпускников на рынке труда. Для их успешного трудоустройства необходимо на всех этапах формирования специалиста ориентироваться на запросы рынка труда, то есть тех работодателей, на удовлетворение потребности которых в кадрах ориентирован многоуровневый образовательный

комплекс.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Проценко Т.Г. Концептуальные положения развития кооперативного профессионального образования // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации (международный научно-теоретический журнал). – 2006. - № 2. – 0,7 п.л.

2. Проценко Т.Г. Рынок образовательный инноваций // Сибирская финансовая школа. – 2006. - № 2. – 0,8 п.л.

3. Проценко Т.Г. Проблемы трудоустройства молодежи в периферийном регионе // Регион: экономика и социология. – 2006. - № 3. – 0,8 п.л.

4. Проценко Т.Г. Синергетика в образовании // Белгородский университет потребительской кооперации (международный научно-теоретический журнал). – 2006. № 3-4. – 1,4 п.л.

5. Проценко Т.Г. Инновационная парадигма образования и её ресурсное обеспечение в Камчатском многоуровневом образовательном комплексе // Власть и управление на Востоке России. – 2007. - № 3. – 1,2 п.л.

Монографии, книги, брошюры, статьи:

6. Проценко Т.Г. Конкурентные преимущества инновационного многоуровневого образовательного комплекса // Роль инноваций в современном обществе: материалы международной научно-практической конференции. – Петропавловск-Камчатский: Администрация Камчатской области; Камчатский филиал РУК, 2007. –1,2 п.л.

7. Проценко Т.Г. Инновационный вуз в субфедеральном образовательном пространстве. – Новосибирск: Наука, 2006. – 14,5 п.л.

8. Проценко Т.Г. Ресурсы многоуровневого образовательного комплекса // Региональный межвузовский журнал «Экономика. Психология. Бизнес». – Красноярск: Изд-во «Печатные технологии», 2006. – №10-11. – март-июнь. – 0,6 п.л.

9. Проценко Т.Г. Становление и развитие инновационной модели вуза в локальном замкнутом субфедеральном образовательном пространстве // Современное российское общество: право, образование экономика: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 1-3 февраля 2006 г. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КФ МУПК, 2006. – 0,4 п.л.

10. Проценко Т.Г. Анализ работы профессорско-преподавательского состава Камчатского филиала РУК за 2004-2005 учебный год // Современное российское общество: право, образование экономика: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 1-3 февраля 2006 г. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КФ МУПК, 2006. – 1,8 п.л.

11. Проценко Т.Г. Механизм интеграции образования и науки на примере многоуровневого образовательного комплекса // Фундаментальные и прикладные исследования Российского университета кооперации: научно-теоретический журнал. – 2006. - № 4. – 0,4 п.л.

12. Проценко Т.Г. Многоуровневый образовательный комплекс как модель развития учебного заведения непрерывного профессионального образования // Экономика, культура, образование и перспективы кооперативного развития: материалы межвузовской научно-практической конференции. – Хабаровск: Дальневосточный филиал Московского университета потребительской кооперации, 2005. – 0,4 п.л.

13. Проценко Т.Г. Реализация многоуровневой подготовки специалистов в образовательном комплексе «Камчатский кооперативный техникум-Камчатский филиал Московского университета потребительской кооперации». – Петропавловск-Камчатский: КФ МУПК, 2004. – 0,7 п.л.

14. Проценко Т.Г. Управление многоуровневым профессиональным образованием в потребительской кооперации. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского филиала Московского университета потребительской кооперации, 2004. – 11,0 п.л.

15. Проценко Т.Г. Духовно-нравственная составляющая кооперативного образования // Духовно-нравственные основы социально-экономической деятельности потребительской кооперации: материалы научно-практической конференции. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КФ МУПК, 2004. – 0,9 п.л.

16. Проценко Т.Г. Реализация системы непрерывного многоуровневого образования в едином образовательном комплексе «Камчатский кооперативный техникум – Камчатский филиал Московского университета потребительской кооперации» // Региональная система непрерывного образования: проблемы становления: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Петропавловск- Камчатский: Изд-во КГПУ, 2004. – 0,8 п.л.

загрузка...