Инновационный многоуровневый образовательный комплекс на рынке образовательных услуг: теория, методология, практика (05.09.2007)
Автор: Проценко Татьяна Георгиевна
образовательном пространстве Каждый субъект Российской Федерации имеет свои пространственные особенности, которые влияют на экономический рост, возможности взаимодействия с другими регионами и внутрирегионального трудоустройства. Камчатская область занимает особое место среди регионов Дальневосточного федерального округа. Ее специфика заключается в периферийном положении, отдаленности от промышленно развитых районов, отсутствии надежных транспортных коммуникаций, сложности природно-климатических условий, узкой специализации в развитии экономики. Специализацию хозяйства области определят наличие уникальной сырьевой базы морепродуктов для развития рыбной промышленности. Наметившиеся в последние годы позитивные тенденции в развитии экономики Камчатской области способствовали росту занятости населения и снижению уровня общей безработицы. Однако для региона, где экономически активное население составляет 200 тыс. чел., наличие безработных означает неблагоприятную ситуацию на региональном рынке труда. Неблагополучна ситуация с трудоустройством молодежи. Коэффициент напряженности на рынке труда составил на начало 2006 года 2,7 чел. в расчете на одну вакансию. Нами проведен анализ востребованности выпускников местных профессиональных образовательных учреждений 2004 – 2005 учебного года на рынке труда Камчатской области. По данным Камчатского областного комитета государственной статистики, начиная с середины 90-х годов, отмечается прирост численности студентов на 15 – 22% ежегодно. Это определяет высокую долю специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (по данным обследования населения по проблемам занятости) – таблица 2. Таблица 2 Доля специалистов с высшим и средним профессиональным образованием за 1995-2005 гг., % 1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Численность занятых в экономике по уровню образования в процентах к итогу в том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 высшее профессиональное 19,4 18,8 17,2 20,0 18,1 18,5 21,6 20,4 20,9 неполное высшее профессиональное 1,9 1,8 2,3 2,1 3,8 3,5 3,4 1,3 1,2 среднее профессиональное 38,7 38,2 37,9 35,0 36,2 37,4 29,3 30,3 30,0 начальное профессиональное - 7,3 14,4 13,9 14,9 15,5 18,2 21,8 22,1 среднее (полное) общее 29,2 24,1 21,5 21,7 18,7 17,8 22,2 17,5 18,0 основное общее 10,2 9,3 5,5 6,7 7,5 6,4 5,1 7,9 7,1 начальное общее, не имеют начального общего 0,6 0,5 1,3 0,7 0,8 0,9 0,2 0,8 0,7 Всего по области всеми видами обучения охвачено 28 % от числа молодежи в возрасте 15-29 лет. Это в 2 раза больше, чем в 1995 г. и на 33 % превышает данные 2000 г. Высшая школа области в большей степени представлена различными филиалами университетов и институтов из других регионов России. Из 11 высших профессиональных образовательных учреждений – 8 учреждений, или 73% - филиалы. На начало 2005/2006 учебного года в вузах области обучалось 17426 человек, из них в государственных – 17020 человек, или 97,7 % (табл. 3). Таблица 3 Основные показатели развития высшего образования в Камчатской области за 2000-2005 гг., на начало учебного года 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2005 г. в % к 2000 2004 Число высших профессиональных образовательных учреждений – всего 9 11 12 12 11 11 122,2 100,0 в том числе: государственных 7 8 9 9 9 9 128,6 100,0 негосударственных 2 3 3 3 2 2 100,0 100,0 Численность обучающихся – всего, чел. 9333 10890 16414 17066 17440 17426 в 1,9 р. 99,9 в том числе в вузах: государственных 9130 10509 16028 16861 17072 17020 в 1,9 р. 99,7 негосударственных 203 381 386 205 368 406 в 2 р. 110,3 Численность студентов на 10000 населения, чел. 255 301 459 481 495 483 в 1,9 р. 97,6 |