Инновационный многоуровневый образовательный комплекс на рынке образовательных услуг: теория, методология, практика (05.09.2007)
Автор: Проценко Татьяна Георгиевна
Важная составляющая концепции – интеграция образовательной и научной деятельности. Она реализуется через создание учебно-научно-производственного комплекса, функционирование которого осуществляется по трем модулям. В модулях обозначена связь комплекса не только с системой потребительской кооперации, но и с государственными учреждениями и организациями. Модель инновационного учебного заведения сформирована как взаимосвязанная система научно-технических проектов, в совокупности представ ляющих собой механизм реализации концепции инноваций: 1. «Управление многоуровневым профессиональным образованием в потребительской кооперации». 2. «Педагогическая поддержка развития у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации». 3. «Социальные факторы формирования управленческой культуры». 4. «Информатизация управления инновационным образованием». 5. «Центр содействия занятости студентов и выпускников». Камчатский многоуровневый образовательный комплекс удостоен первого места в межвузовском конкурсе 2006 г. за осуществление проектов в области развития инновационного образования и получил финансирование на его осуществление. Итоги внедрения проектов доказывают эффективность разработанного проектно-целевого механизма реализации концепции инноваций. Результатом реализации концепции инновационного развития вуза является востребованность его выпускников на рынке труда, конкурентоспособность образовательных программ, положительная динамика набора, рост объема услуг дополнительного профессионального образования и повышения квалификации, финансовая стабильность. 5. Конкурентные преимущества Камчатского многоуровневого образовательного комплекса Анализ демографической ситуации показывает, что численность населения Камчатской области продолжает сокращаться. Ожидается уменьшение контингента поступающих в профессиональные учебные заведения. Для высших и средних учебных заведений снижение ресурса приема обозначится к 2010 году, что усилит конкуренцию учебных заведений. В связи с этим в концепции развития Камчатского многоуровневого образовательного комплекса предусмотрена форма реагирования на это объективное обстоятельство. Она выбрана из анализа трех вариантов: снижение контингента при сохранении доли учебного заведения на рынке образовательных услуг; сохранении контингента, а, следовательно, увеличение удельного веса учебного заведения в образовательном пространстве; увеличение контингента, означающее значительное расширение своего сегмента на рынке образовательных услуг. Из трех обозначенных вариантов Камчатский многоуровневый образовательный комплекс, просчитав свои возможности и оценив инновационные ресурсы, выбрал в качестве стратегической цели третий вариант, а именно расширение своего сегмента на рынке образовательных услуг. Эта цель заложена в концепции развития Камчатского многоуровневого образовательного комплекса. Постановка такой цели означает осознание необходимости агрессивного маркетинга в процессе продвижения образовательных услуг, а следовательно, трансформацию всех форм и видов деятельности и преобразование образовательного комплекса в инновационное учебное заведение. Агрессивный маркетинг проявляется в расширении своего сегмента на рынке образовательных услуг путем формирования контингента за счет абитуриентов, учащихся старших классов общеобразовательных школ (предпрофильное и профильное образование), работников всех отраслей деятельности (заочный контингент, аспирантура и повышение квалификации), профильных специалистов (рис. 3). Рис. 3. Источники формирования сегмента образовательных услуг комплекса Поскольку наибольшая конкуренция ожидается за контингент обучающихся, то концепция, в первую очередь, предусматривает механизм сохранения и расширения набора и выпуска специалистов всех уровней образования за счет эндогенных (внутренних) факторов. Конкурентные преимущества выражаются в повышении потребительной стоимости и ценности услуг образования для потребителей. Основой конкурентных преимуществ учебного заведения является особая компетентность в сферах образовательной, научной, методической деятельности. По мере развития новых технологий и глобализации изменяется структура конкурентных преимуществ под воздействием инновационного процесса (совершенствования технологии производства, методов управления и т.д.). Для удержания конкурентных преимуществ требуется постоянное внедрение нововведений. Конкурентные преимущества Камчатского многоуровневого образовательного комплекса обеспечиваются за счет его функционирования как: многоуровневого, корпоративного, профильного, инновационного учебно-научно-производственного образования, субъекта субфедерального образовательного пространства. Многоуровневость образовательного комплекса создает конкурентное преимущество, которое выражается в том, что контингент техникума пополняется за счет выпускников образовательных училищ, а контингент вуза – выпускников техникума. Наличие одновременно обучающихся на всех уровнях комплекса создает эффект «безотходной технологии». Каждый из поступивших заканчивает образование на той ступени, которая соответствует его способностям и уровню подготовки. Корпоративность комплекса обеспечивает устойчивость контингента, поскольку в качестве абитуриентов выступают пайщики и работники организаций потребительской кооперации, а также организации и предприятия других организационно-правовых форм по долговременным договорам. Они обеспечивают гарантированный целевой набор. В организациях потребительской кооперации создается фонд подготовки кадров, предназначенный для профессионального и просветительского образования, а также повышения квалификации пайщиков, работников, детей пайщиков, детей работников. Фонд подготовки кадров для Камчатского многоуровневого образовательного комплекса выступает одним из источников его инвестирования и фактором экономической устойчивости. Профильность вуза формирует устойчивый контингент за счет организации предпрофильного и профильного обучения школьников на основании заключенных тройственных договоров между Управлением образования области и города, учебным заведением и родителями школьников. Кроме того, совместно с администрацией области создан лицей, предусматривающий углубленную коммерческую подготовку школьников, ориентированных на поступление в техникум и вуз Камчатского многоуровневого образовательного комплекса. Вуз как субъект субфедерального образовательного пространства, распространяя свое влияние в области, создает филиалы и представительства, приближает обучение к месту проживания, тем самым увеличивает контингент, а следовательно, устойчивость учебного заведения на рынке образовательных услуг. Территориальная диверсификация означает концентрацию профессионального образования всех уровней в г. Петропавловске-Камчатском, развитие сети филиалов и крупных поселениях области, предпрофильное и профильное обучение в сельских местностях, созданий филиалов и представительств в Сахалинской, Магаданской областях (рис. 4). Центр концентрации профессионального образования всех уровней Сеть филиалов и представительств Предпрофильное и профильное обучение Магаданская, Сахалинская области. Профессиональное образование всех уровней Рис. 4. Территориальная диверсификация образовательных услуг Камчатского многоуровневого образовательного комплекса в глубь территории Инновационность учебного заведения позволяет интегрировать обучение с наукой и производством, вовлекая в орбиту обучения аспирантов и специалистов, повышающих квалификацию. С этой целью в Камчатском многоуровневом образовательном комплексе открывается аспирантура, Инновационно-технологический центр, лицензируется специальность «Управление инновациями». Таким образом, концепция сохранения конкурентоспособности Камчатского многоуровневого образовательного комплекса на рынке образовательных услуг включает необходимость сохранения и самообеспечения контингента всех уровней образования за счет собственных выпускников, продолжающих образование, пайщиков и работников потребительской кооперации; школьников старших классов, интегрированных в программы профильного образования; выпускников, продолжающих обучение в аспирантуре и повышающих квалификацию. На основе анализа деятельности Камчатского многоуровневого образовательного комплекса доля контингента этих категорий в общей численности обучающихся составляет 60-70 %. В перспективе возможно увеличение этой доли до 80 %, что уменьшит зависимость образовательного учреждения от рынка образовательных услуг, обеспечит устойчивость контингента и повысит конкурентоспособность образовательного комплекса на рынке образовательных услуг. Конкурентоспособность многоуровневого образовательного комплекса в экономике достигается за счет синергетического эффекта от рационального использования педагогических кадров; материально-технической базы, интернет-ресурсов; формирования единых библиотечных фондов, учебно-методического управления, центра управления качеством образования, полиграфического и редакционно-издательского отдела, социально-психологической службы, центра содействия занятости студентов и выпускников, финансово-экономической службы, коммуникационно-информационного подразделения и других. Результат синергетического эффекта выражается в сокращении административно-управленческого персонала и расходов на его содержание, экономии материальных ресурсов, фонда оплаты труда при увеличении среднего размера заработной платы, в уменьшении удельных текущих затрат (в расчете на одного студента) на аренду и содержание помещений, формирование библиотечного фонда, информационных ресурсов, банковское обслуживание и т.д. 6. Проблемы рынка образовательных услуг в субфедеральном |