Delist.ru

Инновационный многоуровневый образовательный комплекс на рынке образовательных услуг: теория, методология, практика (05.09.2007)

Автор: Проценко Татьяна Георгиевна

обеспечивающая учебные

корпуса, типографию,

библиотеку и другие службы Наличие локальной сети Факт наличия

В определённой степени критериями инновационности можно считать превышение нормативных критериальных значений государственной аккредитации. Так, например, индекс соответствия Сибирского университета потребительской кооперации критериям аккредитации равен 1,37. Значительно превышены аккредитационные показатели, что позволяет характеризовать его как инновационный.

Отдельные элементы инновационного учебного заведения просматриваются у целого ряда российских образовательных учреждений. Можно утверждать, что модель инновационного учебного заведения положена в основу становления Камчатского многоуровневого образовательного комплекса. Институциональные преобразования позволяют обеспечить многоуровневому образовательному комплексу реализацию следующих задач:

1. Придание вузу как особого рода образовательному учреждению большей степени самостоятельности.

2. Расширение возможностей для привлечения в образовательный процесс внешних ресурсов, в том числе в виде благотворительных взносов денежных средств, имущества (учебного оборудования), предложений и заказов на проведение научно-исследовательских работ, подготовку кадров.

3. Создание возможностей для оптимизации процесса управления вузом, выстраивания более эффективной структуры для достижения целей вуза.

4. Обеспечение самоконтроля за деятельностью вуза.

Национальный проект «Образование», безусловно, отразится на деятельности всех учебных заведений, и они уже не могут игнорировать образовательные инновации, создающие и определяющие их конкурентоспособность.

Модель инновационного процесса такого вуза представляется в виде системы, которая включает этапы инновационного цикла и взаимосвязи между ними (рис. 1).

Рис. 1. Модель инновационного процесса вуза

Модель выражает непрерывность управления инновациями, которая обеспечивает: концентрацию ресурсов в рамках инновационного цикла; организацию взаимодействия между исполнителями отдельных его этапов в достижении общей стратегической цели; разработку интеллектуальных продуктов, необходимых для создания и продвижения инноваций; организацию контроля по всему инновационному циклу; оценку результатов на отдельных этапах как необходимое условие для принятия решения о целесообразности продолжения или прекращения реализации отдельных проектов; ресурсное обеспечение инноваций, формирование и сохранение долговременных и постоянных связей с потребителями, достижение долгосрочного роста и прибыльности учебного заведения.

Каждый регион заинтересован в том, чтобы его учебные заведения развивались как инновационные, так как это обеспечивает: наращивание экономического потенциала развития региона; формирование кадров, предприятий, создающих и использующих инновационные технологии; инициирование деятельности проектно-исследовательских учреждений в сфере научных исследований; создание интеллектуально-культурной среды; заинтересованность и инициативы в модернизации профессионального образования со стороны органов власти субъекта Федерации; участие приближения региона на динамично развивающемся рынке интеллектуальных услуг и технологий (в Дальневосточном регионе России на рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона).

На наш взгляд, в основу деятельности инновационного вуза Камчатской области должны быть положены следующие задачи региональной значимости:

1. Содействие глобальной конкурентоспособности основных отраслей экономики и компаний Дальневосточного макрорегиона России через производство глобально значимых знаний и технологий.

2. Поддержка процессов социального и культурного развития Дальневосточного макрорегиона России через подготовку кадров, в том числе и управленческих. В условиях сокращения миграционного притока на Дальний Восток квалифицированных кадров создаваемые инновационные учебные заведения могут выступить фактором сокращения миграции собственной молодежи.

3. Подготовка специалистов для работы на международных рынках.

На Дальнем Востоке необходим центр производства передовых технологий и кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями с фокусировкой, в первую очередь, на исследованиях, разработках и подготовке кадров для наиболее конкурентоспособных отраслей экономики восточной части России, в том числе сервисного обеспечения, где можно сконцентрировать кадры, средства, привлечь в него наиболее мобильную и способную к обучению рабочую силу. Этого можно добиться только на базе инновационного многоуровневого образовательного комплекса. Механизм создания инновационного многоуровневого образовательного комплекса, детально рассмотренный в диссертации, включает в себя поддержку преобразований учебной деятельности; создание нового поколения методического обеспечения; кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение.

Анализ направлений и основных мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» приводит к пониманию того, что выработанные нами механизмы, обеспечивающие конкурентоспособность инновационного учебного заведения на рынке образовательных услуг объективно необходимы, в первую очередь, в замкнутом субфедеральном образовательном пространстве.

4. Концепция инновационного кооперативного образования

Концепция предусматривает возможность объединения учебных заведений потребительской кооперации региона в единый образовательный комплекс с целью более эффективной реализации многоуровневой, ступенчатой, интегрированной системы кооперативного образования.

Система кооперативного образования сформирована с учетом принципов:

- сочетание профессионального и просветительского кооперативного образования, что вытекает из принципов и ценностей международного кооперативного движения;

- многоуровневость образования, что означает удовлетворение потребности потребительской кооперации в профессиональных кадрах рабочих профессий, среднего специального образования, высшего, послевузовского и дополнительного образования;

- непрерывность кооперативного образования, выстраиваемого с учетом карьерного роста работников потребительской кооперации;

- автономность кооперативного образования, которая заключается в том, что практически все отрасли и виды деятельности системы обеспечиваются специалистами из кооперативных образовательных учреждений;

- инновационность развития означает повышение конкурентоспособно

сти кооперативного образования в условиях глобализации;

- приближенность образования к центрам развития науки, культуры. Это выражается в том, что образовательные учреждения потребительской кооперации размещаются в Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде, Новосибирске и других регионах Российской Федерации;

- территориальная доступность кооперативного образования достигается максимальной приближенностью образовательных учреждений к местам проживания своих членов через множественность учреждений образования, их филиальную систему и размещение по всей территории России;

- социальная доступность кооперативного образования. Для пайщиков и работников потребительской кооперации через создание фонда подготовки кадров и систему льгот для субъектов образования;

- ориентация кооперативного образования на потребности потребительской кооперации при соблюдении требований Государственных образовательных стандартов;

- достижение качества образовательных услуг, что выражается в постоянном соответствии показателей деятельности кооперативных учебных заведений критериальным значениям государственной аккредитации;

- финансовая независимость. Кооперативное образование России развивается на коммерческой основе, в том числе за счет внутрисистемных средств, не имеет государственного бюджетного финансирования;

- открытость для российских и иностранных граждан. При общей ориентации на образование кооперативных кадров учебные заведения системы открыты для всех желающих получить образование.

Система кооперативного образования оказалась подготовленной к рыночной экономике, конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.

Камчатский кооперативный многоуровневый образовательный комплекс сложился как инновационное образовательное учреждение. В учебном заведении автономно и интегрировано осуществляется подготовка рабочих, специалистов среднего и высшего профессионального образования (рис. 2).

Рис. 2. Камчатский многоуровневый образовательный комплекс

Концепция предусматривает введение новой специальности 220601 «Управление инновациями», создание выпускающей кафедры инновационного предпринимательства и инновационного центра. Центр инноваций автор рассматривает как ячейку инновационной экономики. В его состав входят подразделения социально-психологических исследований и проведения психологических тренингов; бизнес-анализа инновационных проектов; анализа и маркетингового исследования рынка; рекламы; по подготовке и продаже бизнес-инкубаторов (готового бизнеса).

загрузка...