Инновационный многоуровневый образовательный комплекс на рынке образовательных услуг: теория, методология, практика (05.09.2007)
Автор: Проценко Татьяна Георгиевна
- создана модель непрерывного профессионального образования, отличающаяся введением механизма саморазвития, суть которого в интеграции усилий всех уровней образовательного комплекса на принципах системности, многоуровневости, маневренности, дополнительности, позволяющей функционировать, прогрессивно развиваться в условиях сокращающегося контингента абитуриентов субфедерального пространства; - разработана маркетинговая стратегия многоуровневого образовательного комплекса, включающая в отличие от традиционных маркетинг отношений, программу наблюдения, оперативную диагностику и реализуемая на основе методик позиционирования ниши выпускников на рынке труда; - сформулированы основные направления современной стратегии развития кооперативного образования, в которой в отличие от традиционной сочетаются профессиональное и просветительское образование и реализуются принципы многоуровневости, непрерывности, автономности, инновационности, территориальной и социальной доступности, ориентации на спрос кооперативных организаций, открытости и финансовой независимости; - проведена оценка кадрового обеспечения предприятий и организаций Камчатского областного союза потребительских обществ по уровням профессиональной подготовки, включая среднюю и высшую, что позволило сделать вывод о серьёзном отставании профессиональной подготовки кооперативных кадров, недооценке проблем профессионального образования, причинах низкой закрепляемости выпускников кооперативных образовательных учреждений, несоответствия качества подготовки специалистов современным требованиям; - предложен метод определения потребности в кадрах специалистов, а также их подготовки с ориентацией на нормативные показатели насыщенности специалистами для условий нестабильной экономики субфедерального образовательного пространства. Рекомендован новый для потребительской кооперации подход к определению потребности в кадрах, выражающийся в том, что за основу приняты потребности звеньев системы в общей численности работников, специалистах высшей и средней квалификации. Основные положения научной новизны выносятся на защиту. Значимость полученных результатов для теории и практики. Теоретическое значение диссертации заключается в развитии теории и методологии комплексного изучения проблем становления и развития инновационного учебного заведения в замкнутом субфедеральном образовательном пространстве, разработке концепции инновационного образовательного учреждения, создании модели непрерывного многоуровневого образования, условий повышения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, а выпускников – на рынке труда, обеспечивающих устойчивое развитие учебного заведения. Практическая значимость исследования заключается в создании модели и механизма управления инновационным многоуровневым образовательным комплексом, интеграции профильного и предпрофильного обучения, расширении корпоративного образования, территориальной диверсификации образовательных услуг. Практическая значимость состоит также в методике позиционирования ниши выпускников на рынке труда, приемов изучения рынка образовательных услуг, механизме поддерживания конкурентоспособности многоуровневого образовательного комплекса. Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования получили апробацию на международных, российских и региональных конференциях. В их числе: «Многоуровневая подготовка специалистов» (г. Новосибирск, 2000 г.); «Региональная система непрерывного образования: проблемы становления» (г. Петропавловск-Камчатский, 2004 г.); «Реализация системы непрерывного профессионального образования в образовательных учреждениях Камчатской области» (г. Петропавловск-Камчатский, 2005 г.); «Экономика, культура, образование и перспективы кооперативного развития» (г. Хабаровск, 2005 г.); «Повышение эффективности социально-экономической деятельности потребительской кооперации на основе улучшения использования кадрового потенциала» (г. Чита, 2005 г.); «Современное российское общество: экономика, право, образование» (г. Петропавловск-Камчатский, 2006 г.); «Роль инноваций в современном обществе» (г. Петропавловск-Камчатский, 2007 г.); «Инновации в учреждениях среднего профессионального образования как системообразующий фактор непрерывного образования» (г. Петропавловск-Камчатский, 2007 г.). Апробация работы осуществлялась в ходе десятилетнего эксперимента, в котором автор принимал непосредственное участие как руководитель и исполнитель. Результатом эксперимента стало создание на Камчатке инновационного учебного заведения – Камчатского многоуровневого образовательного комплекса, что подтверждается актами о внедрении: Центросоюза Российской Федерации (акт о внедрении от 26.01.2002 г. №87), Управления образования Администрации Камчатской области (акт о внедрении от 24.01.2002 г. №77), Камчатского облпотребсоюза (акт о внедрении 08.02.2002 г. №20-12), Дальневосточного межрегионального научно-методического центра среднего профессионального образования Министерства образования РФ (акт о внедрении от 05.01.2002 г. №7), муниципального образовательного учреждения – средней школы №9 (акт о внедрении от 11.12.2001 г. №401), общеобразовательного комплекса «Детская школа-гимназия №33№ (акт о внедрении от 11.12.2001 г. №536), муниципального образовательного учреждения – средней школы №6 (акт о внедрении от 11.12.2001 г. №479), Камчатского кооперативного техникума (акт о внедрении от 04.06.2007г. № 310), Камчатского филиала АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации» (акт о внедрении от 06.05.2006г. № 153). Публикации. По теме диссертации опубликовано 29 работ общим объемом 50,5 п.л., в том числе две авторские монографии объемом 14,5 п.л. и 11,0 п.л., 27 статей объемом 25,0 п.л., из них 5 статей объемом 4,9 п.л. в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией. Все издания авторские. Объем и структура работы. Работа состоит из введения, шести глав, заключения, библиографического списка в количестве 212 источников, четырех приложений, содержит 365 страниц текста, имеет 49 рисунков, 35 таблиц. Ниже приводится оглавление диссертации: Введение Глава 1. Теоретико-методологические основы образовательных инноваций 1.1. Экономика знаний как этап в развитии постиндустриального общества 1.2. Понятие инноваций, эволюция, особенности, критерии. Образовательные инновации в системе рыночных отношений 1.3. Интеграционные процессы в сфере образования и его возможности в субфедеральном образовательном пространстве Глава 2. Становление и развитие инновационного многоуровневого образовательного комплекса 2.1. Инновационная парадигма образования и ее ресурсное обеспечение 2.2. Камчатский многоуровневый образовательный комплекс как объект исследования 2.3. Механизмы, обеспечивающие конкурентоспособность инновационного многоуровневого образовательного комплекса Глава 3. Социально-демографические особенности Камчатской области как замкнутого субфедерального образовательного пространства 3.1. Население и трудовые ресурсы 3.2. Общая характеристика рынка труда 3.3. Состояние рынка образовательных услуг и востребованность специалистов 3.4. Позиционирование выпускниками своей ниши на рынке труда Глава 4. Концепция управления инновационным непрерывным многоуровневым профессиональным образованием 4.1. Формирование научного представления о непрерывном образовании 4.2. Концептуальные положения управления развитием учебного заведения непрерывного профессионального образования 4.3. Управление непрерывным образованием. Особенности управления профессиональным образованием 4.4. Концепция инновационного кооперативного образования 4.5. Становление отечественной системы корпоративного образования Глава 5. Управление пространственным развитием рынка образовательных услуг 5.1. Рынок образовательных услуг и его специфика 5.2. Конкурентные преимущества Камчатского многоуровневого образовательного комплекса 5.3. Разработка маркетинговой стратегии в образовательном учреждении инновационного типа Глава 6. Оценка кадрового потенциала Камчатского областного союза потребительских обществ для определения емкости рынка образовательных услуг 6.1. Характеристика Камчатского областного союза потребительских обществ |