Delist.ru

Инновационный многоуровневый образовательный комплекс на рынке образовательных услуг: теория, методология, практика (05.09.2007)

Автор: Проценко Татьяна Георгиевна

профессор З.А. Капелюк

общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования.

Современный этап развития мировой и отечественной экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, где благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной направленностью и уровнем интеллектуального развития общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» предстоит организация инновационного образования и инновационных учебных заведений, для которых отсутствует парадигма образования, адекватная современным потребностям и тесно увязанная с ресурсными возможностями, не разработан механизм конкурентоспособности инновационного образовательного учреждения. Отсутствуют методики оценки конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, а выпускников на рынке труда, учитывающие региональную компоненту. Нуждается в теоретическом и методическом обосновании концепция инновационного непрерывного профессионального образования и управления таким образованием. Поэтому разработка теории, методологии, концепции формирования инновационных учебных заведений определяет актуальность данного исследования. Актуальность повышается для учебных заведений на уровне субфедерального образовательного пространства.

Степень разработанности проблемы. Методологическую основу содержания социально-экономических отношений сферы образования, направлений развития в условиях постиндустриального общества составляет система взглядов западных ученых: Д. Белла, Дж. Гэлбрейта, У. Дайдзарда П.Ф. Дракера, М. Кастельса У. Ростоу, Т. Стоуньера, О. Тоффлера и др.

Существенный вклад в разработку проблемы о роли сферы образования в общественном воспроизводстве внесли работы Г. Беккера, Р. Лукаса, Т. Шульца, в которых получил научное обоснование вывод о влиянии знаний на производительность труда и экономический прогресс. Наиболее фундаментальными являются исследования Г. Беккера, в которых содержится всесторонний анализ экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал.

В России анализом феномена «новой экономики» занимаются В.В. Авдокушин, А.В. Бузгалин, В. Иноземцев, Ю.В. Осипов и др.

Работы, связанные с развитием образовательной сферы, в основном посвящены проблемам экономики, менеджменту и маркетингу учреждений образования, а также измерению эффективности услуг образования. Это работы С.Г. Струмилина, Л.Я. Савельева и др. Публикуются работы, где анализируется специфика рыночного механизма в образовательной сфере, роль образовательных услуг в системе общественных отношений, направления модернизации образования в Российской Федерации. Это, прежде всего, труды П.А. Владиславлева, В.В. Глухова, В.Г. Онушкина, М.В. Удальцовой.

Различные аспекты управления научной, научно-исследовательской и инновационной деятельностью высшей школы изучены многими отечественными учеными, такими как Т. Аржакова, Л. Брагин, Ю.Васильев, А. Викторов, А. Вишняков, Г. Гамидов, Е. Геворкян, А. Грязнова, Т. Исмаилов, В. Колосов, А. Михайлушкин, И. Никулина, А. Ракитов, И. Туккель, В. Тюрина, Г. Унтура, С. Фетисов, В. Филиппов, М. Фёдоров, Ю. Шленов и другие.

Концептуальные основы управления непрерывным образованием представлены в работах А.А. Вербицкого, Б.С. Гершунского, А.А. Даринского, В.Г. Онушкина, В.Г. Осипова, Е.П. Тонконогой и др. Непрерывное образование за рубежом отражено в работах Б.Л. Вульфсона, Дж. Кидда, З.А. Мальковой, С. Суходольского и др.

Методологические основы анализа и планирования показателей рынка труда и образовательных услуг потребительской кооперации содержатся в работах А.Р. Бернвальда, Н.А. Восколович, З.А. Капелюк, Г.Л. Мороз, Л.П. Наговициной, А.А. Раинчика, Т.М. Савельевой, Т.Г. Храмцовой. Региональное рынковедение представлено в трудах Г.Е. Баженова, А.С. Новоселова, Ю.А. Новоселова, В.В. Салия, В.А. Уварова, Н.В. Шаланова, Ю.Д. Шмидта, Р.И. Шнипера.

Возникновение и развитие рынка образовательных услуг, формирование эффективной образовательной системы поставили перед учебными заведениями ряд проблем теоретического и практического значения.

Дискуссионность проблематики, недостаточная проработка концептуальных и методологических основ, а также практическая необходимость создания инновационного образовательного учреждения как основы его устойчивого развития определили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды классиков экономической науки, результаты фундаментальных и прикладных исследований современных российских и зарубежных специалистов по проблемам инвестирования в человеческий капитал, формирования институтов рынка, применения инновационных технологий в образовательной сфере.

В основе исследования лежит диалектический подход к процессам и явлениям социальной и экономической жизни общества, общенаучные подходы и методы теоретического и эмпирического познания, такие как диалектики познания, теоретико-эмпирический, абстрактный, ретроспективный, индукция и дедукция, анализ и синтез, системный подход, переход от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Из экономико-статистических методов широко применялись методы наблюдения, группировки, анализа, в том числе регрессионно-корреляционного, индексного, графического изображения данных, что позволило обеспечить необходимую глубину, достоверность результатов исследования и обоснованность выводов.

Информационная база сформирована на основе использования действующих нормативных актов федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, официальных документов Федеральной службы государственной статистики, территориального органа федеральной службы государственной статистики по Камчатской области, данных статистической отчетности Камчатского областного союза потребительских обществ, социологических исследований, публикаций в периодической печати, материалов, полученных из информационной сети Интернет, результатов проведенных автором специальных социологических и маркетинговых исследований. Для обработки исходной информации, табличного и графического предоставления результатов исследования использованы современные информационные технологии.

Цель исследования состоит в разработке теоретических и методологических основ создания и управления инновационным учебным заведением, конкурентоспособным на рынке образовательных услуг в замкнутом субфедеральном пространстве.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

обобщены теоретические взгляды крупнейших представителей экономической мысли на развитие постиндустриальной экономики, места и роли в ней информации, инновационных знаний и образования;

проанализированы эволюция и особенности образовательных инноваций;

изучены история, теория, состояние и управление образованием;

созданы концептуальные основы инновационного кооперативного профессионального образования;

сформулированы положения стратегии управления инновационным профессиональным образованием, обеспечивающим реализацию непрерывной многоуровневой подготовки и систему менеджмента качества;

предложена система мер, повышающих эффективность непрерывного многоуровневого профессионального образования;

обоснованы конкурентные преимущества инновационного учебного заведения на примере Камчатского многоуровневого образовательного комплекса;

разработана модель инновационного многоуровневого образовательного комплекса и осуществлена ее апробация в опытно-экспериментальной среде;

охарактеризован рынок образовательных услуг и разработана маркетинговая стратегия инновационного учебного заведения, методика позиционирования образовательным учреждением своей ниши на рынке образовательных услуг и студентами на рынке труда Камчатской области;

изучены количественный и качественный кадровый потенциал Камчатского облпотребсоюза, осуществлен прогноз потребности в специалистах;

предложена система показателей для анализа состояния, состава, использования кадров специалистов;

адаптирована методика определения потребности в специалистах и прогноза подготовки кадров высшей и средней квалификации в организациях потребительской кооперации с учетом изменений источников данных и информационных технологий.

Объектом исследования выступают экономические отношения на рынке образовательных услуг, отражающие процесс становления и развития инновационного многоуровневого образовательного комплекса в условиях замкнутого субфедерального образовательного пространства.

Предмет исследования – состояние, процессы и тенденции становления и развития услуг образования многоуровневого образовательного комплекса, а также механизмы, обеспечивающие его конкурентоспособность.

Объектом наблюдения является рынок образовательных услуг Северо-Восточной части Дальневосточного федерального округа. Апробация методик и концептуальных основ рассмотрена в опытно-экспериментальной среде Камчатской области на примере учебного заведения потребительской кооперации – Камчатского многоуровневого образовательного комплекса.

Область исследования. Содержание диссертации соответствует областям исследования 15.103 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка» и 15.109 «Механизм повышения эффективности и качества услуг» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Научная новизна диссертационного исследования:

- обоснована парадигма инновационного профессионального образования как процесса управляемых инновационных знаний, отличающаяся от традиционной за счет многоуровневости, многопрофильности, корпоративности и территориальной диверсификации образовательных услуг, при которой знания и навыки органично увязаны между собой, а сам процесс обучения квалифицируется как совместная деятельность педагога и студента, что обеспечивает создание конкурентных преимуществ;

- внесены коррективы в сложившиеся воззрения о базовых понятиях применительно к предметной области: «инновационная парадигма образования», «инновационное учебное заведение», «инновационные ресурсы», «инновационная экономика». В частности, для многоуровневого образовательного комплекса предложены признаки и показатели, а также сформулированы пороговые критериальные значения показателей, характеризующих инновационность;

- предложена методика усиления материальной базы многоуровневого образовательного комплекса, отличительной особенностью которой является создание экономических и организационных условий для формирования в структуре образовательного комплекса сервисного центра (Интернет-кафе, полиграф-издат, юридическая клиника, туристическая фирма), маркетинговых структур (социально-психологическая служба, центр содействия занятости студентов и выпускников, служба маркетинга и социального партнёрства), лабораторий (лаборатория информатизации, экспертизы качества товаров, технологии приготовления пищи, организации обслуживания, криминалистики и другие), элементов технопарка, обеспечивающих постоянное присутствие в образовательном пространстве современного оборудования и гибких технологий;

- предложена модель и механизм направленного формирования спроса на услуги образования, имеющая в основе механизм саморазвития, обеспечивающий синергетический эффект от интеграции в едином образовательном комплексе блоков: профессиональной подготовки в профильных классах общеобразовательных школ, кооперативного просветительского образования, диверсификации дистанционных и филиальных образовательных услуг в сельской местности и непрерывной многоступенчатой подготовки в университетском комплексе;

загрузка...