Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе (05.09.2007)
Автор: Александрова Марина Викторовна
Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов НовГУ им. Ярослава Мудрого и его Боровичский и Старорусский филиалы; Боровичский педагогический колледж научное проектирование нового содержания и непрерывного педагогического образования, обеспечивающего реализацию образовательных карьерных стратегий; научно-методическое сопровождение экспериментальной проверки образцов результативного опыта в практике профессиональных учебных заведений и образовательных учреждений; разработка критериев экспертизы результативного опыта и его методическое обобщение, сопровождение экспертной деятельности; обобщение моделей результативного опыта педагогов и ОУ, разработка механизма их трансляции в массовую практику и сопровождение экспериментального моделирования; учебно-консультационное сопровождение управления стимулированием активности участия педагогов в социально-образовательных проектах; создание служб сопровождения, обеспечивающих развитие способностей методического актива к моделированию результативной образовательной деятельности. Территориальные экспериментальные площадки МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ Муниципальная программа развития образования и карьерного роста педагогического персонала Службы развития педагогического персонала муниципальных образований анализ и обобщение результативности деятельности педагогов, руководителей творческих объединений, МО, актива и комплексное ее сопровождение; муниципальная система стимулирования карьерного роста педагога; оптимизация системы управления качеством образования, использование педагогами и ОУ разработанных проектных идей в практике; мониторинговое сопровождение данной деятельности; обобщение и формирование заказа в комитет образования администрации области, РЦРО, НовГУ и институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов на комплексное сопровождение индивидуальных карьерных маршрутов педагогов и руководителей; координация комплексного сопровождения процесса становления карьеры педагогов в районе (городе) Экспериментальные образовательные площадки, группы развития по образовательным областям Методические объединения Совместное проектирование педагогических действий по повышению результативности образовательного процесса; демонстрации результативных проектов педагогических действий Индивидуальный и коллективный анализ реализованных проектов; обобщение и описание разработанных моделей карьерного роста педагогов; создание учебных площадок для развития способностей к результативной деятельности. Творческое объединение, методический актив РУКОВОДИТЕЛИ УЧРЕЖДЕНИЙ Программы развития учреждений образования и становления карьеры педагога Методист образовательного учреждения, заместитель директора Организация самоанализа, саморефлексии, социальной рефлексиии деятельности педагога; обеспечение осмысления, выбора и использования современных достижений психолого-педагогической науки, опыта известных педагогов в проектировании индивидуальной образовательной карьерной стратегии; организация групп педагогов для совместного проектирования содержания и технологий результативного обучения по образовательным областям; разработка самоконцепции педагогической деятельности. Дошкольные учреждения образования Учреждения начального образования Учреждения основного общего образования Учреждения среднего общего образования Учреждения начального профессионального образования Учреждения дополнительного образования В четвертой главе «Экспериментальное исследование эффективности территориальной системы сопровождения процесса становления карьеры педагога» представлен разносторонний критериальный анализ результатов проведенного эксперимента, отражающий действенность различных механизмов и процедур сопровождения карьерного роста педагога. С учетом описанного в исследовании антиномического принципа, предполагающего применение индивидуально-развивающего и социально-синергетического подходов как одинаково истинных, эффективность территориальной системы сопровождения процесса становления карьеры педагога представлена в диссертации в двух аспектах: личностном - с точки зрения влияния данной системы на карьерный рост педагога и социальном - с точки зрения развития территориальной карьерной образовательной среды. Диагностическими критериями в контексте исследования первого из названных эффектов выступала личностно-профессиональная компетентность педагогов, которая оценивалась по динамике уровня ее компонентов (профессионально-педагогического, социально-личностного и социально-управленческого) и уровня социальной саморефлексии. Интегративным индикатором уровней развития профессионально-личностной компетентности и социальной рефлексии выступают изменения в статусе педагога (квалификационном, должностном, социальном). Эффективность сопровождения квалификационной карьеры определялась по динамике развития профессионализма и результативности педагогического опыта (рост числа педагогов и руководителей, имеющих высшую категорию, особые достижения в профессиональной деятельности, активность в ОЭР и др.), динамике числа педагогов, получивших дополнительные квалификации (методист, исследователь, эксперт, менеджер и др.); социальной – по повышению социально-профессионального статуса педагога в территориальном образовательном сообществе (статус руководителя кафедры инновационной практики, лаборатории результативного опыта, активность участия в конкурсах, получение наград и почетных званий и др.); должностной – по числу педагогов и руководителей, повысивших свой должностной статус. В диссертации представлена положительная динамика показателей карьерного роста учителей, преподавателей и руководителей, участвующих в эксперименте (988 человек). Так, только за последние три года возросло на 21% число педагогов и руководителей, имеющих высшую категорию, на 15,8% - получивших надбавки к окладу за особые достижения, на 14,7% - защитивших диссертации. 587 педагогов и руководителей образовательных учреждений получили свидетельство о дополнительной квалификации по программе «Педагог-исследователь», «Руководитель-исследователь» и 281 — «Эксперт педагогической деятельности», «Эксперт управленческой деятельности» (квалификационная карьера). За девять лет подготовки в университете по специальности «Менеджмент организации» (специализация «Менеджмент в образовании») 32% выпускников повышены в должности (должностная карьера). 70% из общего числа педагогов, получивших высшее управленческое образование, стали руководителями федеральных, региональных и муниципальных экспериментальных площадок, а также руководителями и специалистами муниципальных органов управления образованием (социальная карьера). Специально организованные и проведенные исследования подтвердили эффективность деятельности «проектных», «научно - образовательных», «научно - исследовательских», «научно - методических», и «экспертно - консультационных» служб как самоорганизующихся подсистем карьерной образовательной среды (второй критерий). В диссертации приведены результаты экспериментальных исследований, в ходе которых изучалось влияние деятельности «служб сопровождения» на: формирование инновационного корпоративного климата, стимулирующего карьерный рост педагогов в территориальной образовательной системе; расширение числа самоорганизующихся подсистем; рост коллективных образовательных инициатив, творческих достижений групп педагогов и педагогических коллективов и др.. Положительная динамика развивающего потенциала в территориальной образовательной системе сопровождения карьерного роста педагога в рамках указанных параметров подтверждена результатами диссертационных и дипломных исследований, диагностическими и статистическими данными. При этом: на региональном уровне выявлены результаты деятельности профессиональных учебных заведений и учреждений повышения квалификации как «служб развития», выраженные в итоговых данных о реализации региональных Программ развития образования и системы непрерывного педагогического образования; на муниципальном уровне - отражен эффект совместной работы с администрацией районов по инициированию деятельности инновационных организационных структур развития педагогического персонала, выражающийся в повышении социального, квалификационного и должностного статуса, росте творческой активности коллективов образовательных учреждений и уровня сформированности карьерной образовательной среды; на уровне образовательных учреждений показана значимость индивидуально – развивающего и социально - синергетического подходов в проектировании карьерных стратегий педагогов. В заключении диссертации в обобщенном виде изложены основные научные результаты, подтверждающие ее актуальность и правомерность выдвинутой гипотезы, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы. Дальнейшее исследование проблемы возможно в следующих перспективных направлениях: образовательные стратегии развития профессиональной карьеры человека, теория и практика становления карьеры стратегического менеджера образовательного учреждения, тенденции и традиции в становлении профессиональной карьеры учителя в России. Основные результаты исследования представлены в следующих публикациях автора: Публикации в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования РФ 1. Александрова, М.В. Принцип регионализации в управлении профессиональной карьерой учителя [Текст] / М.В.Александрова // Интеграция образования; Мордовский ГУ им. Н.П. Огарева. – Саранск, 2006. - № 2(43). – 0,5 п.л. 2. Александрова, М.В. Возможности карьерного роста учителя [Текст] / М.В.Александрова, Р.М.Шерайзина // Народное образование». – Москва, 2006. - № 8. – 1,2/0,9 п.л. 3. Александрова, М.В. Теоретико–методологическое обоснование закономерностей становления профессиональной карьеры педагога [Текст] / М.В.Александрова // Вестник новгородского университета имени Ярослава Мудрого; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - № 39. – 0,4 п.л. 4. Александрова, М.В. Факторы становления карьеры преподавателя профессионального учебного заведения [Текст] / М.В.Александрова // Высшее образование в России. – Москва, 2007. - №2. – 0,4 п.л. Монографии |