Delist.ru

Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе (05.09.2007)

Автор: Александрова Марина Викторовна

Отсутствие фундаментальных, комплексных и междисциплинарных исследований проблем профессионального становления педагога, его карьерного роста в условиях территориальной образовательной системы предопределило выбор темы диссертации.

Цель исследования: разработка концептуальных и методологических основ сопровождения процесса становления карьеры педагога в территориальной образовательной системе.

Объект исследования: процесс социального и профессионально - личностного становления педагога.

Предмет исследования: теоретико-методологические и организационно- педагогические основы сопровождения процесса становления карьеры педагога в территориальной образовательной системе.

Гипотеза исследования. В своем исследовании мы исходили из предположения о наличии существенных связей между повышением статуса педагога в территориальной образовательной системе и возможностями комплексного развивающего сопровождения его карьерного роста. Эти связи станут, в определенной мере управляемыми, если:

в качестве концептуальной основы проектирования карьерных стратегий профессионального становления педагога выступает совмещение двух подходов: индивидуально-развивающего и социально-синергетического;

«карьера педагога» как базовое понятие исследования включено в систему категорий непрерывного профессионального образования и обеспечивает осмысление проблемы карьерного роста в индивидуально-развивающей парадигме;

управление педагогической карьерой в территориальной образовательной системе рассматривается в контексте социально-синергетической парадигмы и связано с разработкой организационных форм комплексного развивающего сопровождения карьерного роста педагогов, использованием социально-образовательных технологий, стимулирующих их социальную саморефлексию;

исследование эффективности системы сопровождения процесса становления карьеры педагога квалифицируется как организационно-педагогическая проблема, а ее решение предусматривает использование двух критериев – личностного (уровень развития профессионально-личностной компетентности) и социального (уровень сформированности карьерной образовательной среды).

Задачи исследования:

Выявить и обосновать совокупность положений, определяющих концепцию становления педагога в процессе непрерывного образования.

Сконструировать теоретическую модель процесса профессионального становления педагога в контексте индивидуально-развивающего подхода.

Раскрыть междисциплинарный характер содержания базовых понятий исследования: «карьера педагога», «карьерная образовательная среда» и «становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе».

Обосновать сущность антиномического принципа в исследовании проблемы сопровождения карьерного роста педагога.

Определить теоретико-методологические и организационно-педагогические основы сопровождения процесса становления карьеры педагога в территориальной образовательной системе.

Провести экспериментальное исследование эффективности территориальной системы сопровождения процесса становления карьеры педагога.

Этапы исследования:

Исследование проводилось с 1998 по 2006 год в три этапа. На I этапе (1998-2002 гг.) изучалось реальное состояние процесса непрерывного педагогического образования, вычленялись основные проблемы в профессиональном развитии педагога, выявлялись противоречия между потребностями в качественном педагогическом образовании и его реальным состоянием.

На II этапе (2002-2004 гг.) были сформулированы основные концептуальные положения становления карьеры педагога на основе анализа философской, социологической, педагогической и психологической литературы. Одновременно проводилось изучение и выборочный анализ состояния непрерывного педагогического образования и имеющегося инновационного опыта, определялись наиболее благоприятные условия эффективности территориальной системы сопровождения карьерного роста педагога.

На III этапе (2004-2006 гг.) была разработана концептуальная модель становления карьеры педагога в территориальной образовательной системе, описан и апробирован механизм сопровождения становления карьеры педагога в территориальной образовательной системе, осуществлена систематизация и оформление полученных результатов.

Методологическую основу исследования составили: важнейшие положения общей теории систем (В.Г.Афанасьев, Л.фон Берталанфи, С.П. Курдюмов, И.Пригожин и др.) и синергетики (О.С. Анисимов, В.И. Аршинов, Ю.А.Данилов, Н.С. Кашина, Т.А.Каплунович, Л.И.Свирский, В.Н.Донцов, В.А.Лефевр, Н.И.Мурачковский, М.Ю.Опенков, Г.И.Рузавин и др.), которые рассматривают систему как самоорганизующуюся и как следствие взаимодействующих процессов в динамике их развития при соблюдении принципов детерминизма и развития, а также субъектно-деятельностный (И.К.Абульханова-Славская, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн и др.) и компетентностный подходы (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Ю.Г.Татур, Д.Равен и др.).

Теоретическая основа исследования представлена концепциями и теориями, включающими:

научные труды в области философии, гносеологии, науковедения, в которых рассматриваются проблемы развития науки (Н.А.Бердяев, В.М.Розин, И.Т.Фролов, Г.П.Щедровицкий и др.):

теории управления территориальным образованием (В.Н.Аверкин, А.Л. Гавриков, Э.Д.Днепров, Ю.А.Конаржевский, В.Ю.Кричевский, О.Е.Лебедев, М.М.Поташник, И.И.Проданов, В.М.Петровичев, Е.П.Тонконогая, П.И.Третьяков, К.М.Ушаков, А.М.Цирульников, Т.И. Шамова, Р.М.Шерайзина и др.);

теория деятельности, изложенная в работах С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, К.К.Платонова и др. и развитая в субъектно-деятельностном подходе К.А.Абульхановой-Славской, А.Г.Асмоловым, А.В.Брушлинским и др.;

теория субъект-субъектных отношений и ее конкретизация в педагогике и психологии (Г.Гегель, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.);

теоретико-методологические основы исследования профессиональной деятельности (Е.А.Климов. В.П. Зинченко, А.К.Маркова и др.);

теоретико-методологические основы моделирования как метода познания (О.С.Анисимов, Т.А.Каплунович, А.И.Уемов, В.А.Штофф и др.);

концепции профессионального становления педагога (С.Г.Вершловский, С.Б.Елканов, И.А.Колесникова, Л.Н.Лесохина, В.Ф.Моргун, В.А.Сластенин, Е.В. Титова, Н.Ю.Ткачева, Г.А. Федотова, Р.М.Шерайзина и др.);

концептуальные положения социологических и психолого-педагогических теорий карьеры (В.Берг, Э.Берн, А.П.Егоршин, А.И.Жилина, Д.С.Круглов, Л.А.Магальник, О.М.Симановская, Н.Б.Станбулова, Б.Швальбе, Х.Швальбе и др.).

База исследования. Исследование проводилось в ГОУ ВПО «НовГУ им. Ярослава Мудрого», ГОУ «Региональный центр развития образования», МОУ «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», а также в филиалах НовГУ г.Боровичи и г.Старая Русса, ГОУСПО Боровичском педагогическом колледже, Центре кадровых ресурсов Хвойнинского района, ГОУ Боровичском автомобильно - дорожном колледже. В процесс эмпирических исследований вовлечены комитеты образования Новгородской и Тверской областей; 10 отделов муниципальных образований и 57 средних общеобразовательных учреждений, 32 дошкольных образовательных учреждения Новгородской области.

Методы исследования. Сложность объекта исследования, характер решаемой проблемы обусловили выбор комплекса методов и методик. При выполнении диссертационного исследования применялись: сравнительный и ретроспективный анализ, логическое генерирование, интерпретация, анкетирование, обобщение независимых характеристик, эксперимент, тестирование, метод анализа продуктов деятельности, метод экспертной оценки, моделирование. Сочетание различных методов и процедур позволило дополнять, контролировать, агрегировать данные, полученные в процессе применения каждого метода.

Научную новизну исследования составляют:

целостная концепция профессионального становления педагога в системе непрерывного образования, раскрывающая процесс этого становления в контексте индивидуально-развивающего подхода;

методологическое обоснование нового направления в теории профессионального педагогического образования, определяющего сущность, закономерности и условия карьерного роста педагога в территориальной системе непрерывного образования;

принципы и технологии комплексного развивающего сопровождения процесса становления карьеры, обеспечивающего повышение внутренней активности педагога и определение собственных ценностей при проектировании профессиональной биографии;

методология оценки эффективности территориальной образовательной системы сопровождения карьерного роста педагога.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: обогащена методология педагогики в области исследования процессов профессионального становления педагога в системе непрерывного образования введением в научный оборот социально-образовательных технологий обеспечения поэтапного его восхождения к вершинам педагогического мастерства и непрерывного процесса развития профессионально-педагогической самоконцепции; разработаны теория и практика проектирования территориальной системы сопровождения процесса становления карьеры педагога на основе совмещения индивидуально-развивающего и социально-синергетического подходов; сформулированы и теоретически обоснованы ряд авторских научных определений, способствующих развитию педагогической теории и практики (комплексное развивающее сопровождение, карьера педагога, карьерная образовательная среда, территориальная система становления карьеры педагога и др.); научно обоснована взаимосвязь эффективности комплексного развивающего сопровождения процесса становления педагога в территориальной образовательной системе и успешности его карьерного роста.

Практическая значимость исследования:

представлены научные результаты, апробированные на практике и свидетельствующие о существенном повышении результативности процессов сопровождения карьерного роста педагога в территориальной образовательной системе;

загрузка...