Социально-психологическая теория профессиональной дисциплины парламентской деятельности (05.03.2007)
Автор: Савченко Иван Сергеевич
Исходные точки отсчета профессиональной дисциплины парламентской деятельности в психологическом понимании, определенные норматив- ностью, диктуют применение способов дисциплинирования, регуляции пер сонального и группового поведения парламентариев. Ориентирами являются нравственные и правовые нормы, которые призваны обеспечить общественную направленность и внутреннюю упорядоченность профессиональной парламентской деятельности. Профессиональная дисциплина парламентской деятельности обладает комплексом способов организации профильной деятельности; их особенность состоит в использовании маркеров, критериев, положений и норм, присущих только ей. Поэтому профессиональная дисциплинарная деятельность способствует формированию личностных и групповых качеств парламентариев, проявляющиеся в ситуациях дисциплинарного профессионального нормативного регулирования. Содержание психологической системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности постигается изучением способов нормативной регуляции и особенностей индивидов. 4. Управление системой профессиональной дисциплины заключается в организации и обеспечении эффективной парламентской деятельности как системы. Оно является нормализующим процессом, поддержкой и коррекцией процессов само- и взаимодисциплинирования, формирования и совершенствования их механизмов, а также содействует решению таких задач, как нормативное структурирование вновь организуемой деятельности парламентариев и упрочение саморегулирующихся форм повседневной профессиональной деятельности. Подготовленность к решению профессиональных системно-дисциплинарных задач и авторитет руководителя в парламенте являются психологической основой профессионального дисциплинарного управления. Она определяется соответствующим объемом знаний по теории системы профессиональной дисциплины, профессиональной дисциплинарной мотивацией и целеустремленностью, умениями и навыками воздействия на нормативность поведения парламентариев. 5. Психологическая теория системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности – это часть научной социально-психологической концепции, включающая следующие объекты изучения: – психологические закономерности профессиональной деятельности властных структур государства и гражданского общества; – закономерности личностной и межличностной нормативной регуляции парламентской деятельности и профессионального управления; – практические психологические проблемы организации индивидуального и группового профессионального нормативного поведения, деятельности; – методологическая психологическая помощь, коррекция и развитие индивидуальных и групповых механизмов профессиональной нормативной регуляции парламентской деятельности. 6. Теория психологии профессиональной дисциплины парламентской деятельности входит в совокупность теорий социальной стабильности, в систему общей теории профессиональной дисциплины. Совокупность теоретических и практических факторов профессиональной дисциплины парламентской деятельности позволяет сформировать понятие системы профессиональной дисциплины (дисциплинарной системы). Научная концепция системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности (дисциплинарной системы) с помощью нормативных маркеров и критериев формирует системность в психологическом исследовании деятельности. Профессиональная дисциплинарная система функционирует на основе определенных, теоретически осмысленных практических принципов ее обеспечения. 7. Система профессиональной дисциплины парламентской деятельности как социально-психологический инструмент включает в себя в качестве структурного звена парламентские общности, которые выполняют разнообразные функции упорядочения ее деятельности. Профессиональная дисциплинарная система взаимодействует с другими структурами психологии парламентариев, фракций и парламента. Профессиональное дисциплинарное регулирование сочетается с предметно-деятельностными процессами и разнообразными формами парламентской активности, в том числе и ненормативной. Результаты функционирования системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности (соответствие активности субъектов нормам) сопоставляются с результатами других организационных процессов и в итоге определяют уровень профессиональной и социальной эффективности парламентской деятельности. В одной и той же фракции, как показывают исследования, может быть несколько систем, находящихся в различных, в том числе и конкурентных отношениях. Определяющее значение для профессиональной дисциплинарной системы имеет представление о ценности организованности и способности (или неспособности) индивида-парламентария, лидера к упорядоченной профессиональной парламентской деятельности. Профессиональная дисциплинарная система имеет три аспекта: структурный, динамический и результативный. 8. Психологически обоснованными принципами построения и функционирования профессиональных дисциплинарных систем являются: – осознание первичности духовности в эмоционально-деятельностных процессах; – нормативность или приоритет норм над властным регулированием; – оптимальность регламентации; – единство дисциплинарных функций руководителей и парламентариев, а также групповых структур; – экологический принцип (состояние дисциплины зависит от упорядоченности среды и условий, необходимых для соблюдения регламентных норм); – положительное подкрепление нормативных тенденций; – единство профилактики и ликвидации негативных последствий недисциплинированности. 9. Динамический аспект системы профессионального парламентского дисциплинирования составляют профессиональные, дисциплинарные, нормативные функции парламентариев, дифференцированные по структурной, служебной, должностной иерархии, задачам и нравственным качествам. Основными дисциплинарными функциями являются: – индивидуальное и групповое профессиональное самодисциплинирование; – властное (внешнее) нормативное дисциплинирование; – всестороннее нормативно-дисциплинарное обеспечение. Профессиональные дисциплинарные функции – это звено в структуре индивидуальной и групповой деятельности, роль которого состоит в нормативной регуляции парламентской деятельности через применение регламента и нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность. Результат этой регуляции ( соответствие парламентской деятельности заданным нормам – называется состоянием профессиональной дисциплины и также характеризует динамику системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности. 10. Состояние профессиональной дисциплины отдельного парламентария, фракции парламента и общепарламентской профессиональной дисциплины (результативный аспект дисциплинарной системы) определяется уровнем системного развития и характеризуется психологическими маркерами: а) мотивацией нормативного профессионального поведения; б) полной соблюдаемостью профессиональных норм; в) величиной и структурой усилий, прилагаемых для поддержания нормативного, профессионального порядка (ценой): г) профессиональной нормативной устойчивостью по отношению к негативным воздействиям и условиям; д) нормативной гибкостью и способностью к развитию и профессиональному росту. Различаются внешние (поведенческие) и внутренние (психологические, общественно-психологические) маркеры и критерии. Поведенческими маркерами и критериями являются нормативные особенности поступков, совершаемых парламентариями всех категорий, в том числе руководителями, включая профессионально-дисциплинарные структуры и информационно-корректирующие потоки. Все они направлены на соблюдение норм профессионального общепарламентского поведения, служебно-иерархических обязанностей, парламентских традиций. Психологические маркеры, критерии профессиональной дисциплины – это различные аспекты содержания и состояния психологических механизмов профессиональной парламентской деятельности. 11. Исследование показало, что развитая система профессиональной дисциплины должна иметь звенья, выполняющие функции профессионального, специального психологического обеспечения – психодиагностики и психокоррекции. Профессиональная дисциплинарная психодиагностика базируется на методах научного исследования, адаптированных к особенностям сферы профессионального нормативного регулирования, задачам, которые решает парламент, и к потребностям парламентариев, в том числе руководителей фракций, парламента, представляющих регионально-электоральные группы гражданского общества и парламентских психологов. Функции психодиагностики и психологической помощи реализуются также и неформальными ролевыми структурами, которые выявляются в зрелых, хорошо дисциплинированных общностях. 12. Результаты теоретического анализа и эмпирического исследования позволяют внести ряд практических предложений, направленных на совершенствование работы по укреплению системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности. На основе психологической экспертизы нормативной, профессиональной дисциплинарной инфраструктуры и с учетом полученных результатов обоснованы меры в целях обеспечения надежной гарантии прав, личного достоинства и неприкосновенности каждого парламентария, эффективной защиты от принуждения к исполнению ненормативных требований, условий для проявления самостоятельности и инициативы парламентариев, возрождения профессиональных дисциплинарных традиций парламенту. |