Delist.ru

Социально-психологическая теория профессиональной дисциплины парламентской деятельности (05.03.2007)

Автор: Савченко Иван Сергеевич

1. Уточнение субъекта профессионально-дисциплинарного воздействия, которое может быть индивидуальным (межличностным) или групповым, парламентским или партийным, иметь вид нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность парламента, фракций, парламентариев, или распоряжения руководителя парламента, фракции, постановления, решения парламента, фракции, собрания.

2. Устанавление объекта изучаемого дисциплинарного воздействия:

– конкретный парламентарий, парламент, фракция, группа, общность, категория парламентариев;

– отдельный профессиональный поступок и его последствия, участок жизни и деятельности парламента, фракции;

– определенная проблема или общественно-психологическое явление;

– традиция, настроение, внутрипарламентская, внутрифракционная норма, профессиональная дисциплинарная ролевая структура, система профессиональной дисциплины парламентской деятельности в целом.

3. Проведение классификации профессионально-дисциплинарного действия и деятельности по их принадлежности к той или иной функциональной категории.

4. Определение цели профессионально-дисциплинарного воздействия, его прогнозируемый и действительный эффект.

5. Обоснование мотивации анализируемого воздействия.

6. Анализ социальной ситуации профессионально-дисциплинарного воздействия (на кого оно направлено и кого затронуло?).

7. Оценка результатов и последствий (эффективности) профессионально-дисциплинарного воздействия, содержания причинно связанных с ним реальных перемен в поведении парламентариев.

Завершая исследование, связанное с динамикой взаимосвязи дисциплинарности и характером деятельности парламентариев, делается вывод о том, что профессиональная дисциплинарная психодиагностика включает обследования двух типов явлений: поступков, рассматриваемых по признаку, маркеру, критерию их нормативности и профессионально дисциплинарных воздействий одних парламентариев на другие.

В диссертации дан анализ дисциплинарным событиям как факторам продуктивности парламентской деятельности депутатов. Показано, что психодиагностика дисциплинарных событий и их влияние на продуктивность парламентской деятельности не ограничивается описанием и оценкой профессиональных поступков и поведения. Накопление психологических знаний формируется от внешнего, динамического аспекта активности парламентариев к внутренним детерминирующим и реализующим факторам – различным способам функционирования психики, организации психических процессов, выступающих в виде личностных и общественно-групповых структур (качеств, свойств, установок, навыков, черт).

Психологическими факторами, которые определяют состояние профессиональной дисциплины, являются личностная и групповая профессиональная дисциплина рядовых парламентариев и дисциплинарная компетентность руководителей. Именно эти психологические механизмы обеспечивают при благоприятных социальных, материально-технических, экономических и организационных условиях профессиональный парламентский порядок.

Обосновано, что высоким уровнем дисциплинарной психодиагностики является психологическое тестирование профессиональных дисциплинарных структур. Предметом познания в данном случае являются личностные, межличностные, групповые механизмы профессионального дисциплинирования. Для исследования и оценки содержания их структуры в диссертации предлагаются методологические подходы. Первый методологический комплекс предназначен для всесторонней оценки индивидуальной парламентской дисциплинированности; второй – для выявления групповой, фракционной общепарламентской профессиональной дисциплинарной структуры; третий – для оценки профессиональной дисциплинарной компетентности должностных лиц и органов государства.

В четвертой главе «Социально-психологические условия развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности» исследованы социально-психологическая модернизация дисциплинарной системы парламентской деятельности, психокоррекция профессиональной недисциплинированности в деятельности парламентариев, оппозиционарность как механизм развития современного парламента, обоснована актуализация социально-психологической регуляции дисциплинированности субъектов парламентской деятельности.

Развитие профессиональной дисциплинированности определяется как внешними и ситуационными факторами, то есть изменениями в потребностях, требованиях и условиях парламентской деятельности, так и внутренними процессами развития и роста личности – новыми мотивационными и познавательными возможностями, а также динамикой адаптационных возможностей личности парламентариев, снижающих или повышающих профессиональные претензии. Нормативное профессионально-дисциплинарное развитие человека, в частности, парламентария, в диссертации рассмотрено как отражение части гуманистической концепции персонального роста личности.

Обобщая прошлый и настоящий опыт решения профессиональных дисциплинарных проблем внутри парламента и за его пределами, отмечается, что конфронтация, конфликт не помогают наведению и поддержанию профессионального порядка. Только сотрудничество, коллегиальное участие в профессионально-дисциплинарных процессах, совместная деятельность руководителей фракций, парламента и парламентариев могут дать желаемые результаты. Главное в деятельности по развитию профессиональных дисциплинарных качеств – предупреждение дисциплинарной ненормативности.

Основными результирующими авторскими идеями анализа социально-психологических условий развития профессиональной дисциплины парламентской деятельности заключаются в том, что роль профессиональной дисциплины состоит в содействии решению возникающих психологических проблем. Это динамический результат парламентской деятельности, парламентариев, фракций, парламента и системно-структурного дисциплинирования, в итоге определяющее их профессиональное состояние и качество.

Разрешение психологических проблем нормативной регуляции парламентского поведения и деятельности заключается в сохранении и упрочении ее психологических механизмов и в создании соответствующих условий их надежного функционирования.

Обеспечение дисциплинарного роста парламентариев, создание для этого благоприятных условий является основным направлением дисциплинирующеей парламентской деятельности. Профессиональная дисциплинированность парламентской деятельности характеризуется индивидуальным развитием, подтверждающим рост индивидуальной дисциплинированности и увеличение способностей к саморегулированию, положительно влияющих на итоговые результаты парламентской деятельности.

Рост профессиональной дисциплинированности парламентской деятельности включает следующие компоненты: конкретизацию дисциплинарной мотивации по предпочтениям, потребностям, требованиям регионально-электоральных групп и институтов государства; индивидуализацию; овладение новыми нормами (расширение перечня нормативно-регулируемых действий); увеличение стабильности и устойчивости дисциплинарно-психологического механизма; автоматизацию нормативной саморегуляции и снижение психологической цены нормативности.

В своем развитии парламентарии переживают ситуации, требующие преодоления трудностей, которые обусловлены содержанием профессиональных дисциплинарных требований, неблагоприятной обстановкой в парламенте, типологическими особенностями собственной личности, сопротивляемостью нормативному порядку организации профессиональной деятельности, отношениями с коллегами. Психокоррекция недисциплинированности, осуществляемая профессиональными психологами, руководителями парламента, владеющими специфическими навыками и способами решения конкретных дисциплинарных проблем, является важным направлением дисциплинирующей деятельности. Выделяются два направления психокоррекции: развитие внутриличностной саморегуляции и внешняя коррекция индивидуальной нормативной системы, которая включает профессионально-дисциплинарные проблемы, предполагающие осуществление парламентской реформы и обладающие в сложившихся условиях актуальностью. Для активизации процесса гуманизации дисциплинарных систем парламентских фракций необходимо, во-первых, привести структуру и содержание деятельности в соответствие с законами психологии и национально-культурными особенностями парламентариев, во-вторых, создать парламентские структуры, укомплектованные специалистами в области дисциплинарно-психологических проблем.

Важными задачами государственно-стратегического характера являются обновление дисциплинарной подготовки руководителей фракций парламента и общепарламентских руководителей; преодоление ряда дисциплинарных догм и пересмотр нормативно-правовых основ парламентской деятельности, то есть функциональной, структурно-деятельностной доктрины парламента. С этой целью необходима комплексная научно-исследовательская программа подготовки концепции дисциплинарной реформы.

Особое место во взаимоотношениях в гражданском обществе и в его властных институтах с электорально-групповыми и личностными интересами на этапе реформирования социальной практики занимает проблема оптимизация взаимосвязей с оппозицией, которая по мере развития демократических процессов уверенно заявляет о себе как целенаправленная политическая сила.

Оппозиционарность, выступающую как объединяющее свойство активности оппозиции, следует расценивать как одну из закономерностей гражданского общества с развивающейся демократией. Она характеризуется как сложное социально-психологическое явление, которое нельзя свести к чему-то одномерному, например, к ценностной сфере, или только к деятельности, общению и прочей активности определенных субъектов политики. Она представляет собой синтез усвоенных социально-политических концепций и собственного политического опыта, эмпирических знаний и социальных установок, во многом определяемых политическими лидерами и их регионально-электоральными группами. В этом проявляется сложная двойственная природа оппозиционарности, в которой особым образом синтезированы воедино социально-политические особенности регионально-электоральной группы и психологические предпочтения, потребности индивидов.

В заключении диссертационной работы обобщены основные теоретические и практические результаты исследования. Выводы и положения, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют утверждать, что гипотеза, выбранная для реализации поставленной цели, подтвердилась.

Предусмотренный гипотезой анализ противоречий, связанных с развитием профессиональной дисциплины парламентской деятельности, позволил определить способы разрешения этих противоречий и констатировать улучшение этой деятельности возможно только в рамках конструктивной дисциплинарной системы.

Придание парламентской деятельности структурного, нормативного характера прежде всего направлено на оптимизацию процесса, то есть на подчинение его такому ритмическому и целенаправленному порядку, который с минимальными затратами и потерями приведет к максимально эффективному результату. Поэтому нормативы профессиональной дисциплины парламентской деятельности, как никакие другие, требуют реформирования в соответствии с изменяющимися историческими условиями. Именно смена идеологических направлений в гражданском обществе последних десятилетий стала основой изменений в психологии индивидов, регионально-электоральных групп и, как следствие, изменений в системе профессиональной дисциплины парламентской деятельности, парламенте и государстве. Однако развитие системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности сегодня характеризуется противоречивостью, несовпадением предпочтений, потребностей, требований различных регионально-электоральных групп и элиты государства.

Основы психологической теории системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности востребованы как практическими потребностями, так и развитием психологических знаний по исследованной проблеме. В диссертации подвергнута теоретическому осмыслению обширная информация и опыт ранее проведенных исследований в целях подготовки условий для выхода на более высокий уровень теоретических обобщений.

В своей совокупности выводы и положения диссертационной работы позволяют констатировать то, что:

1. Постоянство общественных отношений, межличностной и межгрупповой интегрированности парламентариев, индивидуальных и фракционных, общепарламентских, регионально-электоральных интересов является определяющим показателем психологического состояния профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Предназначение психологической теории системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности заключается в создании условий эффективной, регулируемой интересами регионально-электоральных групп гражданского общества парламентской деятельности. Психологическая концепция профессиональной дисциплины парламентской деятельности входит в круг теорий общественной стабильности и социальной интеграции, является вместе с другими направлениями науки теоретической основой для решения проблем повышения организованности гражданского общества и его структур.

Задача теоретического обеспечения профессиональной дисциплины парламентской деятельности приобретает особую актуальность по мере того, как усложняются парламентская деятельность и общественные отношения.

2. В развитии психологических взглядов на профессиональную дисциплину парламентской деятельности в России можно выделить три основных подхода: типологический, структурно-функциональный, динамический. Было стремление сформировать и синтетические модели профессионализма, включающие элементы вышеописанных подходов: акмеологический, полисистемный, подход к профессионализму как к системе.

В основные характеристики профессионализма как социального феномена и социального института вписывается система профессиональной дисциплины парламентской деятельности. Ее особое место в структуре государства, значимость решений для всего гражданского общества указывает на необходимость привлечения внимания к вопросам изучения психологии парламентариев, фракций, парламента в периоды нормативной деятельности и в периоды, когда она подвергается испытаниям.

3. Система профессиональной дисциплины парламентской деятельности включает в себя гражданское общество, его регионально-электоральные группы, парламент, государство, которые являются структурными звеньями дисциплинарной системы и выполняют возложенные на них функции по их упорядочению, развитию и деятельности. Для реализации этого разработана многофакторная концепция и теория социальной психологии системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности, которые с учетом организационно-идеологических изменений, установок и структуры гражданского общества и государства могут преобразовать парламентскую деятельность в соответствии с их предпочтениями, потребностями и требованиями.

В основу разработки многофакторной концепции психологической теории системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности положены ряд методологических решений:

– проявление сущности психологических основ профессиональной дисциплины парламентской деятельности и определение ее места в гражданском обществе и парламентской среде;

– определение места психологии парламентариев, психологии регионально-электоральной группы гражданского общества, парламентария, фракции, парламента, государства в предполагаемой концепции и основах психологической теории системы профессиональной дисциплины парламентской деятельности;

– определение соотношения природных и социальных факторов (осознанных и бессознательных), особенностей их развития и влияния на формирование механизмов защиты личности парламентариев от унификации в условиях профессиональной дисциплины.

загрузка...